«Галантерейщик» и «д’Артаньян»
О праве выбора, которое всегда с тобой
Историческое событие, пятилетие которого мы в субботу отпразднуем, - наш собственный, крымский День Победы. И это ничуть не преувеличение. Праздновать мы будем позже, а сейчас стоит поговорить о «тёмной стороне» нашего бытия. Как и с общей нашей Победой в Великой Отечественной, за прошедшие годы сделано немало для того, чтобы обесценить и «Крымскую весну», и само возвращение в родную гавань. И, как и в случае с 9 мая, чем больше времени проходит, тем больше пыли и грязи наносят не только «злобные недруги», но и подчас вполне искренние, но простодушные патриоты. Ибо грешен человек по природе своей. И всегда есть, кому этим воспользоваться. Сами, небось, знаете.
35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди после поражения американского десанта, высаженного в заливе Свиней на Кубе, горько заметил: «У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота». Застреленный через два года Кеннеди был неглупым человеком, но он лишь повторил давно известную истину (аналогичное изречение находят у Тацита, жившего ещё в I веке нашей эры, и он тоже вряд ли был «первооткрывателем»).
Победа, одержанная нами 5 лет назад, настолько серьёзна, что в длинной очереди её «отцов» многим скромным героям, участникам тех исторических событий вполне предсказуемо не хватило места. Так бывает не просто часто, так бывает практически всегда. Знамён Победы над рейхстагом было поднято несколько, но в истории остались только Егоров и Кантария. И мало кто помнит имена других защитников Дома Павлова в Сталинграде. Несправедливо? Да. Но бросает ли эта несправедливость тень на саму Победу? Конечно, нет! Но только для тех из нас, кто понимает истинную ценность нашей Победы.
На аукцион, который состоится 13 апреля, выставлен «интересный и очень редкий артефакт новейшей истории» - золотая медаль «За возвращение Крыма». Как сообщают организаторы, «медаль является негосударственной наградой Благотворительного фонда святителя Василия Великого, вручалась лицам, внёсшим наибольший личный вклад в возвращение Крыма в Россию. Представленный экземпляр медали был присуждён И. И. Стрелкову». Стартовая цена -
1 миллион рублей. В стремлении поправить своё финансовое положение за счёт негосударственной, небоевой награды нет ничего кощунственного. Если кто забыл, то ведь и д’Артаньян, в очередной раз оказавшись на мели, продал перстень, подаренный королевой в награду за спасение её монаршей чести и в память об истории с алмазными подвесками. Хуже, когда предают (и продают) память, совсем плохо, когда пытаются осквернить и дискредитировать мечту. Книжный герой Дюма, несмотря на понесённые обиды, не изменил ни себе, ни прежней мушкетёрской дружбе. К сожалению, жизнь не так изящна, как авантюрный роман. И далеко не все из нас в душе мушкетёры.
Можно понять жгучую досаду тех, кто большую часть жизни отдал борьбе за российский Крым и в частности за референдум, честь провести который выпала совсем другим людям. Можно понять глубокую обиду тех, кто в самый драматический момент готов был отдать свою жизнь, но очень скоро оказался не нужен, а наверх без тени смущения снова вылезли наскоро перелицованные «активисты евромайдана» и прочие инкарнации известного персонажа «Свадьбы в Малиновке». Всё это омерзительно и печально. Но повод ли это изливать свои личные обиды и разочарования на открыто враждебных России и Крыму украинских информационных ресурсах? Вопрос риторический.
Всё в конечном счёте зависит от системы ценностей каждого. Если из-за личной недооценённости, то, за что боролся едва ли не всю жизнь, больше не кажется ценным, если победа оборачивается поражением лишь потому, что командовать парадом будет кто-то другой, так в чём же тогда была истинная цель всей той борьбы и всех тех усилий? За победу ли вы боролись? Или всё-таки за право покрасоваться «на белом коне»?
Да, долгожданная наша победа для многих обернулась разочарованием: у кого-то «отжали» бизнес, кто-то недосчитался прибылей, кому-то не хватило славы, а у кого-то с карьерой не заладилось. Так, один пламенный бунтарь, начинавший с того, что вязал на клетки в зоопарке оранжевые ленточки во время первого майдана и закончивший обещанием выпустить львов на украинских карателей, если они вторгнутся в Крым, весьма скоро принялся делиться своими разочарованиями в украинском же телеэфире. Неуютно в российском Крыму ему стало, бизнес-климат не понравился…
Да, можно сколько угодно ругать и обличать наши элиты, сформировавшиеся путём отрицательного отбора, начатого ещё в позднем СССР. Есть, за что ругать. Модное слово «коррупция» звучит из каждого утюга. Большой российский бизнес оказался удивительно солидарен с западным - особенно в вопросах санкций и взыскания долгов в пользу украинских подельников. Список небезосновательных обид можно продолжать до бесконечности. Поводы для разочарований были всегда, найдутся они и завтра, и 10, и 20 лет спустя. Мы возвращались не в сказку, не в Царствие Небесное, не в мечту о коммунизме, а на Родину, от которой нас насильно оторвали. И победив, вошли в историю. Все вместе - от лидеров «Крымской весны» до незаметных «людей тихого подвига» и даже просто «сочувствовавших». Второго такого события в жизни целого поколения (а возможно, и нескольких) уже не будет. В сравнении с этим любая самая отвратительная несправедливость мелка и преходяща. И уж конечно, дело не в том, о ком напишут в газетах и книгах, а кого обнесут медалями и признанием. Потому что каждый из нас сам про себя всё знает: насколько участвовал, настолько и победил. И ни «всемогущий» PR, ни самая оголтелая клевета этого изменить уже не могут. Вопрос только в личной системе оценок. И ни в чём больше.
Зачем об этом писать? Да всего лишь затем, чтобы напомнить простую истину: любимый читателями д’Артаньян даже без гроша в кармане и без шпаги на боку остаётся д’Артаньяном, а галантерейщику, даже сказочно разбогатев, мушкетёром не стать. Вот ведь в чём штука. А уж дальше пусть каждый решит для себя сам, это - дело интимного свойства.