Всё, что нажито, - под замок

Что нужно знать о правах потребителей в магазине?

18 Декабрь 2019 527
 Оставлять вещи в камерах хранения супермаркета вовсе необязательно.
Оставлять вещи в камерах хранения супермаркета вовсе необязательно.

«Оставьте сумку в камере хранения». «Нет». «Тогда на выходе покажете сумки». «Только в присутствии полиции». Такой диалог у меня состоялся с охранником одного из крупных супермаркетов крымской столицы. Как итог - попытка досмотреть мои личные вещи, вызов администратора и публичные извинения. Но время и нервы всё же пришлось потратить.

Сумку оставь и иди

История о том, что класть вещи в камеру хранения в супермаркете - жизненная необходимость, со мной уже происходила. Но тогда всё обошлось только пристальным взглядом охранника, который «провожал» меня до выхода. Теперь всё пошло иначе. Сотрудник магазина был категоричен и настаивал: вещи нужно оставить здесь. Объясняю, что там мои личные, ценные вещи. Говорит, что с ними будет? Указываю на табличку, где чёрным по белому написано: администрация не несёт ответственности за сохранность вещей. Охранник продолжает настаивать, мол, случаев краж ещё не было. Из ячеек, естественно. А вот из магазина - сплошь и рядом. Эти прения мне быстро надоели, но доказать свою правоту было делом принципа. Попросила пригласить администратора. Она извинилась, сказала, что проведёт разъяснительную беседу с сотрудниками. Я выдохнула облегчённо и пошла за покупками. Но дальше только интереснее. Выхожу из магазина, и тот же охранник, что стоял около администратора десять минут назад с виновато опущенной головой, говорит, что ему нужно «досмотреть мои вещи». Отвечаю, что сделать это он сможет только в присутствии правоохранительных органов. Моя попытка уйти окончилась тем, что сотрудник магазина стал хватать меня за руку, пытаясь ограничить мою свободу передвижения. И снова администратор, виноватые глаза, опущенные в пол, и снова «извините». Давайте разберёмся, почему можно не оставлять вещи в камере хранения. Как пояснил юрист Олег Поляков, согласно ст. 886 Гражданского кодекса России хранение - обязательство сохранять переданную вещь и возвратить её в сохранности. Так как магазин на себя таких обязательств не берёт, то камеры хранения - это всего лишь место для оставления крупных вещей. То есть их делают для удобства покупателей и минимизации потерь магазина. Но при этом только сами владельцы вещей могут решать, оставлять свои вещи в камерах хранения или нет.

«Со своим нельзя»

Не всегда случается так, что в одном магазине есть всё, что необходимо. К тому же цены не везде одинаковые. Так что приходится мигрировать с рынка в рыбный магазин, а оттуда в супермаркет. И тут возникает вполне логичный вопрос: а можно ли заходить с картошкой или, например, сельдью, которая куплена в другом магазине? А если чека нет, тогда что? Запомните: покупатель имеет право входить с любыми вещами, даже если они были приобретены в другом магазине. Как пояснил юрист Олег Поляков, доказывать невиновность нет необходимости, обычно следует доказывать вину. А для этого практически во всех магазинах установлены камеры видеонаб­людения. Запись с них можно получить достаточно быстро. Но возьмите на заметку, что расследовать подобные случаи должны сотрудники полиции, а не охранной компании, которая обслуживает магазин.

«Ищите размен»

Это, пожалуй, одна из самых любимых фраз всех продавщиц. Создаётся впечатление, что на собеседовании при приёме на работу предлагается продолжить фразу: «У меня нет сдачи...». Если соискатель скажет, мол, но я что-то придумаю, то его точно не возьмут. А вот если ответ будет что-то вроде: «У меня нет сдачи, у вас есть 50 рублей» или «У меня нет сдачи, идите меняйте деньги». Кажется, будто ни клиентоориентированность, ни конкуренция не заботят крымских продавцов. Нет купюры поменьше, нет товара. Что это? Пережитки прошлого? Давайте разберёмся. Договор купли-продажи - пуб­личный договор. Поэтому к нему легко применяются правила, установленные частью 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Отсюда следует, что в магазине всегда должен быть некий запас наличности, чтобы продавец смог обслужить клиента.
А если нет, то есть много магазинов, где точно есть размен. Дефицита товаров нет. Может, это пора осознать уже и продавцам, и владельцам торговых точек? Нет сдачи? Не вопрос, пойду куплю то, что нужно, в другом магазине и всё тут. Но если для вас принципиально решить возникшую проблему, тогда вариантов два. Первый - вызов администратора. Как правило, они стараются уладить конфликт мирным путём. Второй шаг - оставить запись в книге жалоб и предложений, обязательно указав свои контактные данные. Помните: это официальный документ, значит, на ваше предложение должны отреагировать.

Анастасия РЫНДЫЧ.