Поэтика реализма и авангарда

17 Декабрь 2019 1857
Татьяна Дыманова-Голынская и Валерий Голынский.
Татьяна Дыманова-Голынская и Валерий Голынский. Фото автора.

Нечасто картины Богаевского, Волошина, Барсамова, Захарова, Бернадского, Столяренко и других признанных классиков крымской школы изобразительного искусства покидают отведённые им места в Крымском зале Симферопольского художественного музея. Под сменные экспозиции отводится лишь его малая часть. Но и сюда попасть каждый художник почтёт за честь.

Для художников Татьяны Дымановой-Голынской, Валерия и Александра Голынских сделано исключение: аксакалы уступили им место. И это говорит о значимости творчества каждого из семьи, представлять которую любителям изобразительного искусства излишне.
«От реализма к авангарду» - это не выставка, а проект, раскрывающий два больших пласта в современном искусстве, сталкивающий две концепции.
- Именно на этом стыке ощущается самое современное, - считает Валерий Голынский. - Бывшие «бунтари» стали классиками, никого не пугают своей живописью невероятной, как это было, скажем с импрессионистами. Наше поколение выросло на великих русских художниках - Коровине, Серове. Это наша первая и непроходящая любовь. В искусстве всегда были и есть сложные процессы. Они не на поверхности, а внутри. Крымские художники за 80 лет сформировали свою изобразительную культуру. Это мастера высокого класса. И осмыслить тот период интересно и полезно в контексте происходящего сейчас в искусстве. Надеюсь, и наш проект в этом поможет.
 В основе каждого художественного образа - мировоззрение автора. Как и в выборе сюжета, колористической палитры. Картины Татьяны не спутаешь ни с хорошо знакомой любителям изобразительного искусства живописью Валерия, у каждого свои символы, свои ассоциативные ряды. С обязательным присутствием легко ощущаемого крымского аромата. Для Александра, выбравшего для себя стезю театрального художника, живопись - своего рода исследование, показывающее многомерность зримого, привычного нам мира. Он раздвигает границы полотна светом и цветом, пластикой линий.
Работы в экспозиции разноплановые, разнохарактерные, но нет ни одной случайной. 
- Это по-настоящему крымские художники, - считает искусствовед Светлана Глазунова. - В их работах поэтика, я бы сказала, антично-крымская. Её корни в этой земле, они обрастают напластованиями, ведут к христианству и в день нынешний. И мы размышляем в тишине этих картин о воп­росах, касающихся не только искусства. Художники избрали изобразительный принцип, позволяющий архаизировать форму и через неё идти и во времени, и в пространстве, во всех параметрах, которые доступны человеческим измерениям. И Валерий, и Татьяна - преподаватели. Мыслящие, умеющие и любящие общаться с молодёжью.
Экспозиция - часть проекта «От реализма к авангарду». Но очень важная, основополагающая. Вжившись в созданное художниками единое, несмотря на «параллельность», гармоничное пространство, не составило труда вникнуть в тему лекции Валерия Голынского «Метаморфозы крымской живописи», которую он прочитал для всех желающих, предоставив возможность обменяться мнениями и эмоциями, подискутировать.
- Попав в мир человеческой души, художественных образов, не хочешь отсюда уходить, - призналась доцент кафедры дизайна Университета культуры, искусств и туризма Валентина Чупина. - Такие экспозиции надо смотреть не один раз.
И возможность повторить удовольствие есть: выставка экспонируется до 21 января.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.