Аист и три единички

1 Октябрь 2019 1905
75 лет назад эта часть здания роддома пострадала при бомбардировке.
75 лет назад эта часть здания роддома пострадала при бомбардировке.

А, может, три единички и капуста. Ведь даже в XXI столетии, веке клонирования, информационных технологий и одиннадцатых айфонов, малышам всё равно чаще всего рассказывают, что их либо в капусте нашли, либо аист принёс. И растение, и птица, и греческая богиня деторождения Илифия, и римский бог Пилумн, покровитель младенцев (хотя многие воспринимают их как покровителей семьи Святых Петра и Февронию Муромских), и бутоны роз, символы детей, дарящих радость, есть на гербе Симферопольского клинического родильного дома №1. Того самого, где на свет появились многие поколения симферопольцев и крымчан - около 200 тысяч малышей приняли здесь умелые и добрые руки акушерок и врачей за всю историю роддома. История - те самые три единички, 111 лет.

Теперь это старинное двухэтажное здание в начале улицы Воровского отреставрировано, заиграло новыми, светлыми красками, словно улыбается прохожим, говоря: «Здравствуй, а я тебя видел совсем крохой!». Мы, рождённые там, конечно, не помним, как и что, но наши мамы-то не забыли. Как с первого вдоха, первого крика, первого лёгенького шлепка по попке, чтобы и раздался этот крик, произошёл этот вдох, с первого прикосновения к маме, с её усталой, но счастливой и доброй улыбки началась наша жизнь.
И не только наша, наших детей, внуков, но и многих наших мам и пап, бабушек и дедушек и даже прабабушек и прадедушек - ведь в этом здании роды принимали ещё в начале прошлого века. Десяток коек в частной лечебнице Александр Каблуков отвёл роженицам - тогда для города с населением чуть больше 60 тысяч человек, где было ещё две больницы, этого вполне хватало. Он выстроил её на склоне Салгира на деньги, что скопил, работая хирургом Таврической богоугодной больницы. Врач был, что называется, «золотые руки» - первым в России провёл сложную операцию на желчном пузыре, позднее описал всё это в пособии для коллег - наработками пользуются до сих пор.
К нему на лечение приезжали не только со всего полуострова, но и из ближних регионов империи. Среди больных считалось хорошей приметой попасть к Каблукову - из почти двухсот операций в год лишь несколько оканчивались печально. Собственную лечебницу на Воронцовской (так раньше называлась улица Воровского) Александр Фёдорович открыл в 1908 году. На нижнем этаже были кухня, комнаты для прислуги, прачечная. На верхнем - две «вполне оборудованных операционных палаты с открытыми террасами» (они сохранились до сих пор), больничные палаты и амбулатория для приёма пациентов. Всего сорок коек и небольшой штат - три врача, прислуга. Здесь не только принимали роды, делали первые в Крыму кесаревы сечения и оперировали гинекологических больных, но и оказывали любую хирургическую помощь, лечили заболевания уха, горла и носа. «Каблуковка», как ласково называли её симферопольцы, была тогда современным зданием с водопроводом, водяным отоплением, вытяжной вентиляцией и электрическим освещением.
В 1916-м после смерти владельца городские власти выкупили лечебницу у его наследников - в Симферополь поступало много больных и раненных на фронтах Первой мировой вой­ны. Отлично оборудованная «Каблуковка» стала лазаретом для них. Как воинский госпиталь лечебница использовалась и позже: во время гражданской войны и интервенции. В мирное время в «Каблуковке» сначала была пятая хирургическая больница и клиника Таврического университета, где тоже оказывали помощь роженицам. А с первой половины тридцатых прошлого века бывшая частная лечебница стала уже только родильным домом и кафедрой акушерства и гинекологии Крымского медицинского института, руководил ею Борис (Бенциан) Тарло. В годы фашистской оккупации Крыма почти всё здание роддома (к тому времени большинство сотрудников ушло на фронт, кафедра вместе с институтом была в эвакуации) отвели под германский лазарет. Впрочем, старожилы города, пережившие оккупацию, вспоминали, что раз в неделю врачу (он был русский, по некоторым данным состоял в подпольной группе) разрешали принимать местных («пусть следит, чтобы эпидемий не было»), правда, в крохотной комнатушке для прислуги и через чёрный ход. Но всё равно симферопольцы любили свою «Каблуковку» и как только город освободили, стали восстанавливать её: в начале
1944-го в здание попали две бомбы, сильно повредив верхний этаж правого крыла. Материалы для возрождения роддома взяли от разрушенной гостиницы «Европейская». Восстановили здание быстро: к началу 1945-го там было уже 95 мест для рожениц, а за первое полугодие тогда родилось шестьсот малышей. Жизнь в Симферополе налаживалась.
В шестидесятых-восьмидесятых у роддома появлялись новые корпуса - ведь количество рожениц всё прибавлялось. Во все времена в «Каблуковку» стремились люди со всего полуострова.
- Наверное, здесь атмосфера особенная, душевная, человеческая, - рассказывает наша читательница Ольга Васильевна. - Почти вся наша семья появилась на свет здесь: вначале рожать моих маму и тётю приехала из Керчи наша бабушка, потом здесь родились я, двоюродные и родные брат и сёстры, мои дети, племянники, скоро в этом доме рождаться и внукам. У нас в семье с теплотой вспоминают многих сотрудников роддома, даже имена записывали в памятную тетрадь, - замечательных специалистов, душевных, улыбчивых - от врачей до санитарочек, которые всегда помогали, поддерживали, в буквальном смысле стали нам родными. Это Сергей Навроцкий, Владимир Зубатый, Александра Рогозина, Любовь Деркач, Ольга Безверхова, Валентина Ефетова, Валентина Ларина, Людмила Абдулхаирова, Аэлита Цейтлин, Людмила Шутова, Евгения Выпирайло, Галина Пиксасова, Любовь и Пётр Рудяк, Галина Колесова, Мариола Остапенко, Алла Тишанинова, Елена Дудко, Ольга Мешко… Их очень много за эти годы, когда встречали и встречаем на улицах, всегда здороваемся , и они улыбаются, вспоминают.
Такие же душевные профессионалы трудятся в родильном доме и теперь - иначе нельзя, ведь главный принцип работы - «Две жизни у тебя в руках».
И называют клинику - «Семейные роды». «Всё просто, - поясняет Дмитрий Беглицэ, главный врач роддома. - У нас роженица и малыш со своей семьёй, мы, коллектив, - большая семья. Дружная, занимающаяся любимым делом, самым ответственным и счастливым - помогать рождению новой жизни».

Кстати

В канун 111-летия Симферопольский клинический родильный дом №1 предлагает всем, кто когда-то появился в нём на свет, принять участие в создании огромной фотомозаики. Просто нужно опубликовать любой свой (а, может, родных, появившихся здесь на свет, - помочь, например, бабушке или маме) снимок с хештегом #роддому111лет в одной из соцсетей (ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники). При этом авторы идеи просят, чтобы аккаунт ваш был открыт, иначе они не смогут увидеть фото под этим хештегом #роддому111лет. 21 октября, в день празднования 111-летия, картину из фото смогут увидеть все желающие на территории роддома (Симферополь, ул. Воровского, 8) или в его сообществах в соцсетях.



Герб самого старинного роддома Крыма.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото автора.