Магия и тепло одного пещерного города

21 Сентябрь 2019 552
Весной и осенью в пещерных городах особенно уютно и красиво.
Весной и осенью в пещерных городах особенно уютно и красиво.

Солнце медленно прячется за тучи. Но мне кажется, что всё происходит слишком быстро. После напряжённого рабочего дня я должна успеть на закат. И увидеть его с вершины Эски-Кермен. Такой план. И отступать некуда.

На Эски-Кермен я была весной, днём, когда тёплое солнце словно гладило пещеры своими лучами. На этот раз решили с друзьями, что хотим увидеть закат. Планировали поехать на Мангуп-Кале, но большинство высказалось против довольно тяжёлого подъёма. На Эски-Кермен идти легче и приятнее. Поэтому сомнений не осталось. Вечер среды мы решили провес­ти, как пещерные люди.
С собой - тёплая водолазка и всё. У друзей, к счастью, оказались зажигалка, немного бумаги от пачки сливочного масла и саморазжигающийся уголь для кальяна. Не очень стандартный набор туриста, но в этот вечер он был идеальным.
Подъём на Эски-Кермен преодолён за пять минут. Очень хотелось застать алые лучи солнца, готовящегося уснуть на всю ночь. Почти удалось. Последние минуты заката я увидела, стоя на «крыше» одного из пещерных «домов». Лес пока ещё зелёный, солнца не видно, только его лучи, которые переплетаются в романтичные и загадочные узоры с облаками. Красиво. Так красиво, что понимаешь - лучше нашего Крыма нет места на земле.
Дальше - вечер в пещере. Моя страсть - огонь. Очень люблю разжигать костры в походах, ничего не могу с собой поделать. Тут-то и пригодились зажигалка, уголь и бумага.
К счастью, в одной из пещер кто-то заботливо оставил много сухих веток разной толщины и длины. Не знаю, кто, но пусть у этого человека случится что-то хорошее.
Где делать костёр? Чтобы было безопасно и красиво, чтобы можно было погреться и не обжечься. Я выбрала остатки одной из зерновых ям. Таких в пещерных городах Крыма множество, на Эски-Кермен они почти в любой пещере. Когда-то ямы были довольно глубокие, их прикрывали плитами, чтобы зерно было сухим, но при этом в яме циркулировал воздух. Теперь от большинства ям остались только горловины. Хотя есть версия, что отверстия были когда-то и углублениями для сосудов с вином и маслом. Но в любом случае, теперь в них удобно разжигать костёр. Пусть небольшой, но красивый.
Пока ещё не слишком темно, мы рассматриваем пещеры. Видны выемки, в которых, скорее всего, были кольца для скота. На полу выбиты узкие отверстия для стоков. По ним могли вытекать отходы или же здесь забивали скот, а отверстия служили для отвода крови. Звучит страшно, но на Эски-Кермен почему-то удивительно спокойно и хорошо.
В нашей компании оказались музыканты. Двое играли на необычном инструменте - варгане. Его ещё называют шаманским инструментом, хотя любой человек может на нём издавать звуки разной степени сложности. Когда-то на Алтае и в Сибири варганы создавали только кузнецы, которые были родственниками шаманов.
В стенах пещерного города в Крыму инструмент звучит по-особенному. Невольно начинаешь завидовать предкам. У них не было телевизоров, смартфонов, радио, но зато они могли сидеть вечером в пещере, смотреть на костёр, слышать шум ветра и играть на таких вот варганах или других инструментах.
Кстати, в пещере было очень тепло. Наш маленький костёр оказался лучше любого современного обогревателя. Если представить, что в пещере стоят деревянные двери (а так тут и было тысячелетия тому назад), то понимаешь, что жить можно было даже зимой. И люди так делали. Ели, пили, заводили детей, умирали. Кажется, что они были действительно счастливы. А как иначе, когда вокруг тебя крымский лес, горит костёр и рядом близкие люди?
Мы отправились назад, к цивилизации, около девяти вечера. Возвращаться не хотелось. Если бы утром можно было не ехать на работу, наверняка, остались бы ещё на несколько часов. Почувствовать себя пещерным человеком - это так необычно. Самое интересное, что напряжение трёх активных рабочих дней как рукой сняло. Назад в Севастополь возвращались счастливые и довольные люди.

Немного закатных лучей над Эски-Кермен.

Огонь наши предки особенно почитали. Что мешает нам делать также?

Валентина ВАСИЛЬЕВА.