Наш дорогой евпаторийский трамвай

29 Август 2019 928
Евпаторийский трамвай - украшение города.
Евпаторийский трамвай - украшение города.

Рельсы производства 1866 года, трамваи - 1957-го, шпалы - деревянные. Самому старому электротранспорту полуострова перевалило за сто лет. В почтенном возрасте он стал туристической достопримечательностью Евпатории и её визитной карточкой. Он же - главный вид общественного транспорта курорта, ежегодно перевозящий 5 миллионов пассажиров. И без срочной помощи до ближайшего юбилея трамвай может не дожить.

Как это ни удивительно, трамвай в Евпатории не только не дотационный в отличие от «Крымтроллейбуса», но и прибыльный. Более того, он - один из основных источников бюджетных поступлений. В 2018 году предприятие заплатило 16 миллионов налогов. Однако без финансовых вливаний вагончики вот-вот остановятся.
- Первоочередные проблемы - это замена подвижного состава и реконструкция трамвайных путей. Износ сейчас почти 100%, - рассказал директор МУП «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого» Михаил Клещенок. - Восемь километ­ров - это железобетонные шпалы, а 12 - деревянные. Срок службы деревянных - не более 19 лет. Они все сгнили.
Сейчас в городе 20 километ­ров трамвайных путей и четыре маршрута, два из которых сезонные. 14 километров пути уложены ещё в царской России до 1914 года, когда новый вид транспорта официально начал работу. При советской власти уложили ещё шесть километров рельсов и шпал. Подвижной состав не в лучшем состоянии. Чешским трамваям больше 30 лет, а немецкие старше 60.
В это трудно поверить, но их водители, как и 100 лет назад, выбегают из вагонов и вручную переводят стрелки. Понятное дело, что запчасти к таким древним машинам нигде не выпускают, но умельцы местного депо наладили их производство у себя полукустарным способом.
Понимая критическое состояние главного перевозчика, муниципальные власти оценили его реанимацию в 3,5 миллиарда рублей. В эту сумму включили не только самые важные потребности, но и заложили трамплин для развития города.
- Один трамвай сегодня стоит 50 миллионов рублей, а нам их надо 27. Сейчас если в городе останавливается один трамвай, то останавливается всё движение, - рассказал «Российской газете» председатель профильного комитета горсовета Евпатории Борис Назаров. - Мы вышли с предложением предусмотреть в ФЦП развития Крыма дополнительно 3,5 миллиарда рублей для городского электротранспорта. Эта сумма включает строительство нового парка. Мы предусмотрели для него место в генплане города, он может разместиться возле микрорайона Спутник-2. Также планируем дополнительно проложить 13,5 километра путей.
Однако, будет ли в ФЦП предусмотрена такая сумма, ещё неизвестно. Во всяком случае, пока таких планов нет. Евпатория, по словам депутата Назарова, вошла в федеральную программу «Реконструкция трамвайного пути и контактной сети Республики Крым», в рамках которой в будущем году городу выделят 678 миллионов рублей. Однако этой суммы недостаточно. Денег хватит лишь на реконструкцию 6 из 20 километров существующих путей. Одним из вариантов спасения 100-летнего трамвая могла бы стать передача его на баланс РК, но общественность в городе против того, чтобы у Евпатории отбирали её историческую реликвию.
В качестве другого варианта спасения рассматривалась возможность покупки нового подвижного состава в лизинг. Но в Евпатории узкая метровая колея, соответственно и вагоны нужны узкие, с двумя кабинами управления и дверьми на две стороны. Получается почти эксклюзивная модель - они обойдутся дороже. Покупка в лизинг ведёт к удорожанию ещё в 1,5 раза. Вместе с тратами на обновление путей, контактной сети, подстанций и оборудования сумма выходит астрономическая. Словом, варианта, который бы устроил всех, пока нет, но его продолжают искать общими усилиями.

Мария АГРАНОВИЧ.