«Было время, и цены снижали»

17 Август 2019 874
Радостного сообщения крымчане ждали весь год. Первая страница «Красного Крыма» за 1 апреля 1953-го. Подешевело всё: от спичек и желе до соломенных шляп, телег и ёлочных игрушек.
Радостного сообщения крымчане ждали весь год. Первая страница «Красного Крыма» за 1 апреля 1953-го. Подешевело всё: от спичек и желе до соломенных шляп, телег и ёлочных игрушек.

О времени и снижении пел бард Владимир Высоцкий в «Балладе о Детстве». Сегодня в это верится с трудом, но тогда, в нелёгкое послевоенное время, цены действительно снижали. Жители Советского Союза знали, что надо пережить зиму и дождаться нового «ценопада».

И конфеты ниже

Началось всё ещё до Великой Отечественной: впервые идею о том, что цены в магазинах должны стать ниже, глава государства Иосиф Сталин выдвинул в начале тридцатых прошлого века. В 1934-м на съезде партии было принято решение о снижении к концу второй пятилетки (1937 году) цен на 35%, в тот же год подешевели мясо, хлеб, рис, масло, молоко, картошка, сахар (аж на 14%) и конфеты.
- Конфеты я впервые попробовала именно тогда, в два года, - рассказывает наша читательница Зинаида Васильевна. - Жили мы в Каракуе (Ильичёво, Ленинского района), папа работал трактористом, ему дали премию и должны были вручить грамоту в самом областном комитете в Симферополе. Он из города привёз нам, как сейчас помню, большой бумажный пакет с какими-то квадратиками. Мы с братом подумали, что камешки, стали домик складывать, а они к рукам липнут. Мама смеялась и уговаривала попробовать. Оказалось - конфеты, подушечки карамельные, а внутри - варенье.
Потом дешевели мука, зерно, крупы… как в магазинах, где были нормальные (пайковые) цены, применявшиеся чаще к продуктам, так и на рынках - там на все товары в основном были повышенные (коммерческие). Магазины были государственные, так что за выполнением решения следить особо и не надо было, а вот за рыночными торговцами - наблюдали. Если кто не подчинялся - объявлялся спекулянтом со всеми вытекающими. Наша газета, тогда «Красный Крым», о борьбе со спекулянтами писала часто: «Народный суд Симферополя вынес решение, четыре года лишения свободы с конфискацией имущества, в отношении гражданина А., проживающего в Симферопольском районе. Установлено, что он систематически продавал по завышенным ценам молочные продукты и муку, произведённые как в личном подсобном хозяйстве, так и в колхозе, где получал их в качестве вознаграждения за труд». Эти строки из газеты за 1935-й. Спустя пару лет при НКВД появился специальный отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией - за крупные махинации была смертная казнь.
Кроме продуктов, в тридцатые годы дешевели и промышленные товары, отрезы ткани, обувь. Статистическое управление страны потом подсчитало, что за два года первого этапа снижения цен народ сэкономил почти 12 миллиардов рублей.

Послевоенные проценты

Вновь о снижении цен заговорили после Великой Отечественной войны, когда коммерческие и пайковые цены сделали едиными государственными розничными - по всей стране. Первыми в декабре 1947-го подешевели мука, хлеб и крупы на 10% - наша газета рассказала об этом 16 числа. Потом удешевление стали приурочивать к началу весны. 10 апреля 1948-го «Красный Крым» рассказал о том, что «единые государственные розничные цены снижены на ряд товаров». Подешевели на 10% автомобили «Москвич», примусы и чёрная икра, на 20% - велосипеды, водка и витамины. И до следующего снижения они не дорожали.
«О новом снижении с 1 марта 1949 года государственных розничных цен на товары массового потребления» - заголовок на первой странице газеты 70-летней давности. «Хлеб, мука, мясо, колбасные изделия, рыба, масло, кондитерские изделия, хозтовары, электротовары - 10%. Обувь, одежда - 15%; сыр, водка -20%; часы, мотоциклы, соль - 30%». Это далеко не полный список «скидок» из прошлого - постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП (б) снижались цены на все пользующиеся спросом продукты, бытовую технику, автомобили, промтовары. До этого была отменена карточная система, введённая в военное время. Естественно, купить товары по сниженным ценам было затруднительно.
И не потому, что в магазинах не исполняли постановление, просто в стране, восстанавливавшей предприятия из руин, был естественный дефицит.
- Да, приходилось стоять в очередях, записываться, жадно ловить информацию о том, что где-то «в продаже появилось…», брать не больше определённого количества в одни руки, но зато реально экономили, - рассказывает читательница Ирина Серёгина. - Даже гадали одно время, когда будет дешевле -
с 1 марта или с 1 апреля
(в первом случае снижение объявлялось с1949-го по 1951-й, во втором - с 1952-го по 1954-й. - Ред.). Накануне нужного числа в магазин практически никто не ходил - ждали, что завтра цены снизят. Знаете, как было больно и обидно в 1955-м, когда снижения не произошло - ждали-ждали, а ничего не объявили. Помню, как один пожилой мужчина перед магазином тогда сказал: «Это Иосиф Виссарионович о людях заботился, а как не стало его, так и нет снижения». Ведь прав оказался, потом лишь повышение было. А экономили на снижении значительно, к примеру, сразу после войны мы сливочное масло и не ели вовсе - оно больше 70 рублей за килограмм было - почти мамина зарплата, зато уже в начале пятидесятых могли себе позволить - в два с лишним раза подешевело тогда, а зарплата чуть выросла. Пусть не в каждом магазине масло ещё тогда продавали.
Естественный товарный дефицит смогли перебороть к середине пятидесятых, а искусственный появился позднее.
С конца восьмидесятых прошлого столетия о том, что государство может снижать цены, народ стал постепенно забывать. Целый ряд реформ с целью «обуздать» экономику привёл к кризису. Забастовки, остановки предприятий, недостаток товара, очереди, переход государственных предприятий в частные руки.
В «Крымской правде» постперестроечного и «незалежного украинского» периода всё чаще стали появляться сообщения о новом ценовом взлёте. Стоимость товаров и продуктов государством теперь не регулируется - рыночная экономика, а потому одно и то же может в цене значительно разниться даже в соседних магазинах. И, как недавно сообщил глава республики Сергей Аксёнов в беседе с президентом Владимиром Путиным, «беда, как рост цен, пока, к сожалению, не поддаётся решению». Власти ещё надеются, что чуть снизить их удастся после запуска железнодорожной ветки Крымского моста и, возможно, захода на полуостров крупных материковых компаний, работающих на оптово-розничном рынке, чтобы местным конкуренцию создать. Но на значительное снижение цен, как в былые годы, рассчитывать можно вряд ли. Да и не всегда «транспортная составляющая» виновата: часто молоко, произведённое в Крыму, в соседнем районе стоит в магазине дороже, чем то, что привезли с материка. И со спекуляцией никто не борется, как в былые годы, - теперь это бизнес.

Наталья ПУПКОВА.