Закат эпохи бесконтрольного извоза?

14 Август 2019 304
Сейчас быть таксистом может почти кто угодно - достаточно иметь права и желание работать. Фото Александра КАДНИКОВА.
Сейчас быть таксистом может почти кто угодно - достаточно иметь права и желание работать. Фото Александра КАДНИКОВА.

Объём «серых» зарплат в России в прошлом году составил 13 трлн. руб. Это наименьший показатель за последние пять лет, но, несмотря на положительную динамику, размер теневых заработков населения всё равно практически сопоставим с расходной частью федерального бюджета прошлого года (16,8 трлн. руб.). По данным, опубликованным Росстатом, каждый третий россиянин хотя бы раз получал зарплату в конверте.

Обзор главных экономических событий недели

В «серой» зоне

Заметный скачок активности в нелегальном секторе отмечался в 2014-2015 годах, когда из-за кризиса многие граждане были вынуждены искать вторую работу или брать неофициальные подработки. В ту пору количество людей, которые получали зарплату в конверте или «халтурили», доходило до 40% от всего работающего населения страны. По большей части это были услуги частного характера: репетиторство, парикмахерство и тому подобное.
Сейчас, говорит директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида, наблюдается другая тенденция: если раньше люди брали подработки, чтобы улучшить своё благосостояние, то сейчас вынуждены от них отказываться, поскольку у россиян снизился спрос на такие услуги. Иными словами, у граждан стало меньше денег на маникюр, уроки английского или игры на гитаре.
В итоге доля тех, кто так или иначе получает доход в «серой» зоне, сократилась до 30%.

Кто нас возит?

Кстати, одна из самых распространённых профессий с «теневым» доходом - это таксист. Интересно, что, несмотря на её возрастающую популярность, в стране до сих пор нет отдельного закона, который регулировал бы работу такси. В конце июля в законопроект, который должен урегулировать эту отрасль, были внесены очередные поправки. То, как они скажутся на рынке, обсудили на минувшей неделе на VII Международном Евразийском форуме.
За последние годы услуги такси в России стали значительно доступнее и популярнее. Не обходится и без негатива: количество дорожно-транспортных происшествий с участием такси увеличилось на 15%. Основными причинами являются низкая квалификация водителей, а также нарушение ими режима труда и отдыха.
Согласно действующим нормативам трудиться в такси может практически любой, у кого есть стаж вождения более трёх лет и лицензия. Этот документ выдаётся на пять лет, но не на водителя, а на автомобиль. Работа строится следующим образом: предприятия, получив разрешения на принадлежащие им машины, передают их вместе с автомобилями в аренду третьим лицам. При этом проверка личности водителя отдаётся на усмотрение самих агрегаторов. Как отмечает директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров, зачастую для того, чтобы стать таксистом, достаточно просто прийти в офис и сказать, что хочешь работать. Подписывается договор оказания диспетчерских услуг, на телефон устанавливается приложение, и можно ехать.
В качестве основной санкции для правонарушителей в сфере автоперевозок предполагается выплата штрафа в размере 5 тыс. руб., но такая мера зачастую является недостаточным аргументом для таксистов, работающих нелегально. Им проще заплатить небольшую сумму взыскания, чем выполнять требования законодательства.

Автоматика в помощь!

Законопроект, призванный решить эти проблемы, разрабатывают давно: его внесли на рассмот­рение Госдумы ещё в 2015 году, там он пролежал пару лет и летом 2018 года был признан морально устаревшим. Сейчас законопроект с поправками вновь проходит обсуждения. Документ предлагает ряд мер, направленных на ужесточение требований к водителям и к порядку оказания перевозок, но, по мнению специалистов, многие из них нереализуемы, поскольку игнорируют уровень развития цифровых технологий. В частности, законопроект предполагает запрет агрегаторам на передачи заказов водителям без лицензии, но реальной возможности это проконтролировать пока не существует.
Серьёзный резонанс вызвали предложения запретить принимать на работу водителей без российского гражданства и требование установить в автомобилях тахографы для контроля режима труда и отдыха. Эти меры, уверены специалисты, только приведут к росту цен на автоперевозки.
Вариантом решения проблемы, по мнению экспертов, может стать создание автоматизированной информационной системы, в которую будут внесены данные обо всех разрешениях, выданных в стране. Тогда агрегатор в цифровом режиме сможет видеть, действующая у водителя лицензия или нет. Кроме того, система сможет самостоятельно вести отсчёт рабочего времени и по его истечении автоматически блокировать получение новых заказов от любого агрегатора. И всё это без дополнительной финансовой нагрузки на саму отрасль.

Елена ЮМАНОВА.