Михаил Мамаев: Наперекор всему - творить судьбу

10 Август 2019 1170

Говоря высоким стилем, это жизненное кредо в недавнем прошлом успешного журналиста, ныне поэта и прозаика, известного актёра театра и кино, а не просто строчка из стихо­творения Михаила. Крымчане хорошо знают актёра не только по фильмам, но и по участию в кинофестивалях «Алые паруса» в «Артеке», Ялтинского международного телекинофорума. На Евпаторийском форуме детского и семейного кино «Солнечный остров» его появление было встречено с восторгом и взрослыми, и юными зрителями.

- Михаил, профессия, к которой вы наконец-то пришли, отбросила все остальные увлечения?

- Ни в коем случае! Творческое начало заставляет развиваться в разных направлениях. Продолжаю писать стихи и прозу, выступаю с концертами, путешествую, занимаюсь спортом. Всё это - часть меня. Как написал наш великий русский актёр Михаил Чехов, художник должен уметь получать впечатления. А где их получить, если не в разных видах деятельности?

- Но есть ведь и люди, которые влияют на развитие личности. Особенно в юности. У вас такие были?

- Конечно! Мне посчастливилось встретиться в школе с прекрасными учителями русского языка и литературы Марией Максимовной Земченковой и Германом Фёдоровичем Крупиным. Они сумели привить любовь к этим предметам на всю жизнь.
В моей семье любили поэзию. Отец разучивал со мной стихи Маяковского, Пушкина, Пастернака. Повлияли наставники литературного объединения при московской писательской организации, в котором я занимался параллельно с учёбой в МГИМо. Когда заканчивал институт, вышел первый сборник стихов - «Возраст взрыва».

- Когда и как в вашу жизнь вошло кино?

- После случайного знакомства со Светланой Сергеевной Дружининой. Она увидела меня в антрепризном спектакле по пьесе Камю «Калигула», в который меня взяли на роль придворного поэта, где я читал цикл своих стихов. Светлана Сергеевна рискнула пригласить непрофессионала на роль одного из героев картины «Гардемарины, вперёд!» - князя Оленева-младшего. Играть по большому счёту ничего не пришлось, надо было просто суметь прожить в этом фильме себя. В большое кино, как и в театр, я вошёл, благодаря стихам и со стихами - их читает мой персонаж.

- Это и стало моментом выбора?

- Не совсем. Я продолжал жить, совмещая журналистику и занятие литературой, а потом вдруг почувствовал, что тянет в актёрство. Окончил ГИТИС с красным дипломом за два года, и теперь основная часть моей жизни посвящена этой сложной, но невероятно интересной профессии.

- Одна из граней которой - телевидение?

 - Да, по субботам каждую неделю появляюсь на телеэкране в программе «Теория заговора», которую веду уже четвёртый сезон. Собственно, я всегда мечтал работать на телевидении. Школьником с интересом смотрел «Международную панораму» с репортажами известных тележурналистов из разных точек мира. И я мечтал когда-нибудь появиться в таком же качестве на экране. И вот спустя вечность, скажем так, мечта осуществилась. Немного трансформировавшись.

- Чем сложна для вас актёрская профессия?

- Прежде всего, в психологическом аспекте. Она очень зависимая - чтобы получить работу, нужна огромная доля везения. Чтобы проявить себя, надо попасть на сцену, на съёмочную площадку. Пройти для этого через каких-то конкретных людей. Они субъективны. У них свои представления и пристрастия. Как ни парадоксально, но иногда выбирают не очень талантливых артистов, а средних. Мне повезло - так сложились звёзды. Но я чувствовал, что что-то подобное со мной должно произойти. Понимал, что профессии журналиста мне недостаточно, чтобы реализоваться в полной мере. Снимаясь в «Гардемаринах», я ещё был корреспондентом журнала «Огонёк», в те годы очень популярном. Напечатал две больших статьи о фильме.
А когда снимался в третьей части, прямо во время съёмок написал статью, которая называлась «Профессия ожидания». Уже тогда понял, что неотъемлемая часть актёрской профессии - умение ждать.

- Что вдохновляет на поэтическое творчество?

- Пишу, потому что «В мой век не всё о веке спето./Как ни велик инфантилизм,/ Двадцатилетние поэты в России не перевелись./ Мне 20. Это возраст взрыва,/ Когда кричащие сердца, как обнажённые нарывы,/ Когда есть голос, нет лица...».

- Вы выступаете с авторскими концертными программами, в которых читаете стихи и поёте под гитару. Занимались в детстве музыкой?

- Задатки были, но дальше чижика-пыжика, когда меня пытались учить игре на пианино, не пошёл. А музыканты в семье были. Прабабушка была солисткой Большого театра. Бабушка, выпускница Гнесинской консерватории, пыталась учить меня музыкальной грамоте, но мне было интереснее играть в футбол, хоккей во дворе, в казаки-разбойники. Дружба дворовая победила пианино, но сейчас понимаю, как бы мне пригодилось то, что отверг.

- Ставить спектакли и снимать фильмы не собираетесь?

- Хотел сделать постановку по роману Ремарка «Жизнь взаймы». В ней должны были играть Спартак Мишулин, Аристарх Ливанов, я в главной роли. Мы тогда гастролировали с этими замечательными артистами с антрепризным спектаклем «Императрица». И даже начали репетировать. Потом я попал в водоворот съёмок, антрепризы у меня закончились, и планы поставить спектакль рухнули.
К тому же концертная программа, «В одной секунде от любви», которая, конечно, не спектакль, но требовалось её выстроить, что я сделал самостоятельно. Что касается кино, здесь немножко сложнее - должно быть финансирование. Вообще на сегодняшний день у меня нет таких амбиций - понимаю, что невозможно разорваться, надо серьёзно заниматься тем, что сейчас есть. А есть телевидение, концерты. Я этим доволен.

- За каким занятием отдыхаете, пополняете энергию?

- Увлёкся виндсёрфингом восемь лет назад, достаточно хорошо овладел этим видом спорта. Это дало мне новое ощущение жизни. Почувствовал, что снова помолодел, не только похудел на 10 килограммов, но стал другим человеком.

- Какое впечатление произвела на вас Евпатория?

- Потрясающий город! Бродил по улочкам старого города и чувствовал особую энергетику. Само собой родилось стихотворение: для меня стихи - эмоциональное осмысление жизни. До этого Крым вошёл в мою жизнь Донузлавом, где занимался виндсёрфингом. Когда здесь оказался, подумал, что можно было бы на какое-то время именно в этом месте притормозить. Но потом прогнал эти мысли: рано, здесь слишком тихо. Хотя я люблю тишину.

- У кого из российских режиссёров хотели бы сняться?

- Не думаю над этим сейчас. Когда только окончил институт, конечно, у любого известного режиссёра посчитал бы за честь поработать. Не потому что они великие, я и у молодых, никому не известных, снимался бы, потому что хотел иметь интересную работу. А сейчас мне неважно, какой режиссёр, важен материал. То, что мне предлагают, неинтересно.
И поскольку я занят, спокойно отказываюсь. Телевидение - это целый мир, самая драйвовая на сегодняшний день для меня история. Это постоянная движуха, я влияю на процесс и как ведущий, и как соавтор. Мы задумали с партнёром книжную серию. Вышла первая книга «Теория заговора», на выходе две новые. Тема востребована, так что надо писать. Всё, чем я занимаюсь: поэзия, телепередача, фильмы - для зрителей, читателей, для людей, а не только для себя.

Досье

Российский актёр театра и кино, телеведущий Михаил Мамаев родился 13 февраля 1966 года. Школьником публиковался в центральных газетах и журналах, окончил факультет журналистики МГИМо. После одной из главных ролей в фильме «Гардемарины, вперёд!» закончил актёрский факультет ГИТИСа. Служил в Театре имени Ермоловой, играл в антрепризах. Наиболее заметные работы того периода - в спектаклях «Императрица», «Лев зимой», «Романтическая комедия». Активно снимался в кинофильмах и сериалах, среди которых «Сокровища мёртвых», «Шахматист», «Волчица», «Студенты-2», «Дар Божий», «Откройте, милиция!», «Чемпион», «Месть», «Золотой запас». Принимал участие в популярных телевизионных программах: «Фактор страха», «Большие гонки», «Король ринга», «Танцы со звёздами», вёл программу «Папа, мама, я - спортивная семья».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.