«Лёгкие» деньги и наркотики

26 Июль 2019 729
Встреча самых маленьких «обитателей» СИЗО-1 с Александром Хирургом Залдастановым.
Встреча самых маленьких «обитателей» СИЗО-1 с Александром Хирургом Залдастановым.

Бледный, практически белый, цвет кожи, - первое отличие от обычных подростков, которое бросается в глаза при взгляде на подследственных. Второе - короткая стрижка. Третье - у них в руках нет гаджетов. Их запрещено проносить на территорию Следственного изолятора №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и Севастополю (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и Севастополю) даже свободным людям. Пожалуй, в остальном они такие же, как и их сверстники. Но это на взгляд человека, не работающего в местах лишения свободы. За что в основном сейчас сидят за решёткой подростки и какие ошибки в воспитании допускают их родители?

«Лошадь пожалела»

Их называют коротко - «малолетками». Попадают в СИЗО-1 те из них, кого подозревают в совершении тяжких или особо тяжких преступлений. По «лёгким» статьям (хулиганство, кражи на небольшие суммы денег) там подростки не сидят. При расследовании таких преступлений их наказывают «домашним арестом», условно, либо «по поручительству родителей».
И несовершеннолетним больше 10 лет не дают.
Самым распространённым преступлением, за совершение которого крымские подростки последнее время попадают за решётку, - является то, что делали «закладки» наркотических веществ (примерно за одну они получали 350 рублей). Некоторые из них даже не знали, что работали наркокурьерами.
И в их головы не закрадывалась мысль, что зарабатывать в день 17 тысяч рублей - многовато для законной деятельности. Воровство (как правило, деньги), угон велосипедов, машин, преступление против половой неприкосновенности - также входят в список нарушений закона подростками. Бывают «тяжёлые» случаи. Но и там виноваты наркотики. Так, под действием «соли» (принимал около трёх месяцев) парень зарубил своих маму и бабушку. «Его состояние было непростым, он был погружён в себя. Сейчас «ожил», его уже по возрасту перевели ко взрослым», - рассказала Яна Валерьевна Воробьёва, больше года она работает психологом в корпусе для несовершеннолетних ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и Севастополю.
А несколько лет назад произошёл любопытный случай. В СИЗО-1 попала несовершеннолетняя девушка. Её подозревали... в краже лошади у подруги. Зачем она это сделала? Душевный порыв, можно сказать - пожалела животное, его хозяева хотели то ли продать, то ли куда-то сдать. Девушка под следствием была условно: не отметилась один раз и её направили в изолятор. Из зала суда потом она ушла свободной.  

Ограничения и адаптация

В среднем в корпусе для несовершеннолетних в СИЗО-1 находятся около 8 крымчан. Возраст - с 14 до 18 лет. До 14 лет ребёнок не может нести уголовную ответственность. Как правило, самому младшему в изоляторе - 15 лет. 16-17 лет - самый распространённый возраст малолетних подозреваемых. «Подростковый период, - объясняет это психолог. -
В основном они совершают преступления «за компанию». В ней подростки не несут персональную ответственность, обезличены». 
Несовершеннолетние находятся в одноимённом корпусе СИЗО-1 либо до вступления приговора в законную силу (после этого в случае наказания в виде заключения их отправляют в воспитательные колонии Краснодарского края), либо до наступления совершеннолетия (18 лет). В последнем случае их переводят во взрослый корпус. По сравнению со взрослыми подследственными несовершеннолетние живут в лучших условиях: в камерах - по двое человек в основном (зависит от тяжести преступлений, в которых их подозревают). В каждой «клетке» - кровати, телевизор, холодильник, чайник, туалет, умывальник.   
Ведут себя подростки, как правило, хорошо. Психологи отмечают: нынешнее поколение несовершеннолетних подозреваемых - спокойное. Около пяти лет назад случаев проявления агрессии было больше. Распорядок дня такой: подъём в 6 часов, «туалет», зав­трак, учебные часы, посещение спортзала, игровых комнат, компьютерного класса (оборудован 7 компьютерами, телевизором и ДВД проигрывателем), библиотеки. Им разрешено выходить на прогулочный дворик. Воздуха и солнца, конечно, там недостаточно. Нахождение в замкнутом пространстве сказывается не только на цвете кожи, но и на психическом состоянии. «Некоторые из подследственных могут смотреть по 15 минут в окно, - рассказала Яна Воробьёва. - Посмотреть на улицу для них - событие в жизни. Из развлечений ещё - мероприятия, которые проводят иногда, встречи с известными и интересными людьми. Первые полгода нахождения в следственном изоляторе - самые тяжёлые для подростков. Адаптация к новым условиям жизни проходит тяжело. Когда дети привыкают к тебе, охотно идут на контакт, «открываются». Но это индивидуально. Есть подозреваемые, которые уже долгое время находятся в следственном изоляторе, но по-прежнему очень «закрытые».
Отбой - в 10 часов. Меню «малолеток» отличается от взрослых. У них 5-разовое питание, каша - с молоком, фрукты. Плюс родители, когда их навещают, приносят разрешённые передачи.

Всё начинается с семьи

Работают с несовершеннолетними воспитатели, психологи (примерно три раза в неделю), учителя из симферопольской общеобразовательной школы №31. Как и все их сверстники на свободе, они учатся, правда, по форме экстерната, сдают ЕГЭ, получают аттестаты. В последних, кстати, не указано, где им их вручили.
- В основном подростки любят читать про войну, - рассказала библиотекарь СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и Севастополю Зоя Ильинична Васильева. Работает там она уже 40 лет. - На каждого  ребёнка завожу формуляр.
Я для них и мама, и бабушка, они ко мне тянутся, ведь поначалу они так напуганы.
Львиная доля юных «обитателей» СИЗО-1 - из неблагополучных семей. Из полноценных, состоятельных «ячеек общества» уже давно не «выходят» малолетние преступники. Отсутствие контроля со стороны родителей - одна из причин того, что они оказываются там. Бывали случаи, когда подростку диагностировали психические отклонения.
Некоторые молодые люди после нахождения в изоляторе осознают свою вину, раскаиваются в содеянном. Другие - винят в своей трагедии окружающих. Но случаев возврата заключённых в СИЗО-1 и среди несовершеннолетних - много.

Оксана ПАВЛЕНКО.