Месть опущенных

Циничный взгляд из провинции

4 Июль 2019 711
«Бремя белого человека» в интерпретации современных туземцев.
«Бремя белого человека» в интерпретации современных туземцев.

Поднимите мне веки... всё, спасибо, достаточно. В последнее время Николаю Васильевичу Гоголю достаётся преизряднейше. То его исконным украинцем объявят, то в стимпанк-супермены запишут, а то ещё какая чертовщина приключится… И хотя мало-мальски цивилизованным людям, знакомым с работами Gogol School, готовящим гоу-гоу гёрлз понятно, что первое слово надо читать как «Гоу-гол», у большинства возникает стойкая, но напрасная ассоциация с фамилией именно что великого русского писателя и драматурга. Теперь о том, что, собственно, произошло.

Случился в Крыму очередной форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» под эгидой Росмолодёжи. Мероприятие это весьма представительное и, прямо скажем, не для простых крымчан затеянное, проводится с 2015 года, нынешним летом расширено до формата арт-кластера и теперь включает в себя не только форум и фестиваль, но также капитальное строительство стационарного образовательного центра «Арт-резиденция «Таврида». Площадкой для арт-кластера стала бухта Капсель под Судаком. Как заявлено на официальном сайте форума, грантов за время работы выдано на сумму свыше 70 миллионов рублей. Среди наставников и спикеров заявлены представители Музыкальной академии М.А.М.А. Игоря Матвиенко, издательства «Эксмо-АСТ», национальной театральной премии «Золотая маска», Московского архитектурного института, Национального института дизайна, Союза дизайнеров России, Союза архитекторов России, Союза кинематографистов России, Международного благотворительного фонда Юрия Башмета, Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, Мос­ковского губернского театра, Центра современного искусства «Винзавод», Союза художников России, Фонда развития современного искусства, Союза реставраторов, РОСИЗО, Государственного центра современного искусства и много кого ещё. Хорошее такое мероприятие для богатых и знаменитых, а также молодых романтиков, готовых не жалеть усилий ради достижения своей заветной цели. Местная пресса подобные мероприятия обычно освещает довольно скупо - не наш, простите, уровень. Но тут грянул скандал столь плебейского свойства, что о форуме заговорили даже на самых нижних этажах. Судя по фото и видео, ничего особо страшного, совершенно ничего нового, но с претензией на протест и эпатаж. Под известную песню позднего СССР девочки целовались с девочками, а мальчики - с мальчиками, демонстрируя, что снится им не рокот космодрома и точно не та трава, о которой пели «Земляне».
«Я, в отличие от многих, видел этот «перформанс» живьём. Все, включая организаторов «Тавриды», стояли рядом и слышали мою реакцию. Это мрак, это пошло. И очень неталантливо. Потому что там ничего, кроме собственно провокации, и не было. Поясню ещё про «контекст и мизан­сцену». Они были таковы, что сам «постановщик», изображая то ли выпивающего мента, то ли «представителя власти», зачитывал статьи из Конституции о свободах граждан. То есть всё предельно просто: вот менты, а вот мальчики и девочки, настоящая свобода. В конце, после гомосексуальной сцены, все прыгали и пели песню Цоя «Перемен требуют наши сердца», - сообщил прессе художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков. - Это не просто досадная оплошность организаторов, не просто случайность. Это серьёзный враг. Либеральная плесень именно так и работает - она везде проникает, а мы не замечаем. Форум «Таврида» - прекрасная идея. Прекрасное место. Организация и логистика для лагеря, который только строится, хорошие. Кроме МХАТа, партнёрами на этом форуме были Вахтанговский, Щепка, Школа Михалкова, Табакерка, издательство АСТ.
А «хайп» вот вокруг чего возник... Пора разбираться с ценностями и идеологией. Не только с конкретными провокаторами и вдохновителями, хотя и с ними тоже. Пора. Ещё как пора».
«Один из партнёров смены, фестиваль-школа «Территория», организовывал маленькую лабораторию, всего лишь одну из 11 школ на театральной смене, позвал туда одиозных экспертов Илью Ромашко и Евгения Старцева, те поставили эпатажный номер с минутным провокационным действием, которого не было в предварительном сценарии, и он взорвал интернет, - поделился своим горем арт-директор Форума «Таврида» Сергей Хоменок. - Складывается ощущение, что «Территория» в этой постановке явно рассчитывала на «хайп» под зонтиком «Тавриды», и она его получила, а на нас вылили тонны дерьма. Всё это сильно похоже на плевок в спину». Отметим, что в среде современных либералов считается особой доблестью плюнуть в руку дающую и настучать на ближнего своего».
Политолог Сергей Михеев в авторской программе на канале «Царьград» назвал происшедшее «полным позором».
- И надо проверить этот фонд «Территория» или всех тех, кто этим лагерем занимается там, - отметил эксперт. - Молодёжь едет в Крым, думает, Крым наш, Россия вперёд.
А их там начинают разлагать, развращать всякой гадостью. Может, это диверсия?
Рискнём утверждать, что именно диверсия это и есть. Мелкая и пошлая.
Международную школу современного искусства «Территория» организовали и возглавили художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, режиссёр и художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, театральный критик Роман Должанский, актриса театра и кино Чулпан Хаматова и исполнительный директор ММОМА Василий Церетели. (Серебренников, Миронов и Должанский (согласно данным ЕГРЮЛ) входят также в состав учредителей Фонда Развития Культуры и Современного Искусства «Территория»). Взгляды этих людей известны, они их не особенно и скрывают.
Почему выбрана именно «Трава у дома» (песня Владимира Мигули на стихи Анатолия Поперечного, ставшая лауреатом XIII Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни «Песня-83»), понять не сложно. Во-первых, это демонстрация, что теперь не 1983 год, когда молодёжь мечтала о великих открытиях и покорении космоса, а во-вторых, космическая тематика песни мгновенно была связана сетевыми комментаторами с повествующим о жизни и творчестве Элтона Джона мюзикле «Rocket Man» («Космонавт»), который вышел в российский прокат 6 июня. В российской версии фильма были вырезаны сцены однополого секса и употребления наркотиков, а также удалены финальные титры, в которых говорилось о браке певца с Дэвидом Фернишем. Сэр Элтон Джон одним из первых отреагировал на интервью президента России The Financial Times, которое, как мы уже рассказывали, произвело эффект бомбы в западном медиа-пространстве. «Я категорически не согласен с вашим мнением о том, что политика, охватывающая многокультурное и сексуальное разнообразие, устарела в нашем обществе. Ваши слова о том, что вы хотите, чтобы представители ЛГБТ-сообщества «были счастливы» и что «у вас нет с этим проблем», кажутся мне лукавством», - написал Элтон Джон в социальной сети.
И о вырезанных эпизодах напомнил. Вот два идущих подряд русскоязычных комментария со страницы звезды в Instagram без редактуры. Anelania: «Мне очень стыдно за мою страну и людей, в ней живущих. Но это наследие царизма, а за ним тоталитаризма. Простите нас». Serbime: «Дорогой Элтон Джон, я благодарна цензуре РФ, что не увидела ваших постельных сцен и т.п. У нас разные менталитеты, и вы должны так же уважать мнения других. Кто хочет, тот это найдёт и увидит. Я не хочу менять своё мнение о вас, как о великом музыканте. Но просмотр этой цензуры вызвал бы у меня неприязнь к вам и больше никто в нашей семье бы не стал вас слушать. Нам не нужно чужое грязное бельё. Невозможно требовать толерантность от других, не соблюдая её самому. Моё мнение может не совпадать со всей Россией, но и ему есть место». Кстати, изъятия были сделаны не «цензурой», которой, увы, нет, а прокатчиками - чтобы не оттолкнуть российского зрителя и не потерять часть прибыли. Всего лишь.
Печать упадка англосаксонской цивилизации можно увидеть не только на лицах Терезы Мэй и Бориса Джонсона, но и в истерическом заголовке редакционной статьи некогда консервативной и чопорной The Times: «Вы всё ещё Верхняя Вольта с ракетами, мистер Путин».
Ракеты-то у нас, действительно, есть. А вот вы безнадёжно устарели, господа. Верхняя Вольта с 1984 года именуется Страной честных людей (Буркина-Фасо), а над вашей бывшей Империей уже давно заходит солнце. В прямом и переносном смыслах.


Фото из открытых источников.

Николай ФИЛИППОВ.