Светлана Шершнёва: Счастье - в творчестве и семье

18 Май 2019 3126
Светлана Шершнёва и Александр Голобородько.
Светлана Шершнёва и Александр Голобородько.

Светлана Иосифовна - неизменный участник Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны». Признаётся, что Крым для неё - место особое: здесь родилась семья. Любит вспоминать годы, оставившие яркий след в душе.

- Как Симферополь встретил молодую актрису?

- Афишами с моими портретами. Только что вышла премьера фильма «С днём рождения», в котором моим экранным отцом был Василий Меркурьев, хорошо известный зрителям по картинам «Верные друзья» и «Летят журавли». Создавалась картина на Киевской киностудии имени Довженко.
В соседнем павильоне снималась в фильме «Гулящая» Людмила Гурченко, рядом - Олег Стриженов в «Мёртвой петле». Как тут было не почувствовать и себя звездой рядом с ними? Но это я шучу, конечно. Никакой звёздности не признавала и не признаю.

- Александр уже работал в театре?

- Да, он на два года раньше приехал после окончания Киевского театрального института. Когда узнал, что в труппе появилась новая молодая актриса, пошутил: «Это жена ко мне приехала». Ещё не только не зная, но и не видя меня.
А через девять месяцев все гуляли на нашей комсомольской, как тогда было принято, свадьбе. От театра до ЗАГСА шли по лепесткам роз, разбросанных коллегами. 55 лет с тех пор пролетели, как один год. Дочка Оксана в Симферополе родилась. Саша в это время в Таллине снимался в «Последней реликвии», и меня в роддом всем подъездом провожали.

- С Александром в каких спектаклях вместе играли?

- В «Варшавской мелодии», в «Ричарде III», в «Учителе танцев».

- С Новиковым сразу сработались?

- Я со всеми режиссёрами нахожу общий язык. С Анатолием Григорьевичем мы подружились. Он, кстати, от переезда меня отговаривал: «Куда ты в это «московское болото»? У меня все центральные роли играть будешь». Да я и играла уже. С удовольствием репетировала в спектакле «Да здравствует королева, виват!», но Саша в это время был уже в Москве. Так что отъезд был неизбежен.

- А как театральные критики отзывались о ваших ролях?

- Мне было приятно мнение драматурга Леонида Зорина. Он посмотрел спектакль «Варшавская мелодия» в Ялте и сказал, что я сыграла эту роль ничуть не хуже знаменитой Алисы Фрейндлих. Московский критик Марлен Кораллов назвал меня «Ричардом третьим в юбке». Татьяна Константиновна Шах-Азизова лестно отозвалась о моей Полине Андреевне в «Чайке», которую мы показали в Москве. После этого спектакля мне дали звание заслуженной артистки.

- Сколько вы проработали в симферопольском театре?

- Саша семнадцать лет, я - пятнадцать. В 1976-м во время столичных гастролей мы показывали в Театре Моссовета «Ричарда III», где Саша играл Ричарда, а я леди Анну, и «Царя Фёдора Иоанновича», в котором у нас тоже были главные роли. На «Ричарда» пришёл Михаил Иванович Царёв, после чего и пригласил Александра в Малый театр. Меня тоже приняли в труппу. Играла там в спектак­лях «Красавец-мужчина», «Без вины виноватые», «Мамурэ».
А в 1985 году мы перешли в театр имени Моссовета, где служим по сей день.

 -Что помогло освоиться в столице?

- Готовность обучаться и неумение обижаться. После того, как меня режиссёр Геннадий Тростянецкий назвал «обросшей ракушками провинциальной артисткой», стала избавляться от штампов провинциальной сцены.
И режиссёры мне в этом помогали. После прогона «Чайки» в театре имени Моссовета тот же Тростянецкий воскликнул: «Света, Мадлен Рено должна у тебя учиться!».

- Вы счастливая актриса?

- Да. У меня не было и нет периодов простоев. Когда мне было 37, Царёв сказал: «Вы будете великой бабушкой Малого театра». И вот в 77 получаю роль великой бабушки - графини в «Горе от ума». В постановке ведущего актёра труппы нашего театра Саши Яцко. Он первую часть поставил классически, а вторую - бал, в современной стилистике. Я выхожу в современной одежде, в расклешённых брюках, в розовом пиджачке. В своих очках, со своей причёской. Кто-то даже сказал: «Ты слишком молодая». А я ту, которую создал Грибоедов, могу удочерить: ей 50 с чем-то, а мне - 77. Я на сцене такая же, как в жизни. Свободно могу в «цыганочке» пройтись, балетный поклон сделать.

- Вам легко играть в подобных «осовременных» режиссёрами произведениях?

- Очень легко. Я всегда готова на эксперименты. Мне посчастливилось несколько лет работать с Сергеем Юрьевичем Юрским. В пяти спектаклях его играю. Последний - «Полонез, или Вечер абсурда». Мало кто знает, что ставил он по своим пьесам: они подписаны псевдонимом: Игорь Вацетис). А любимая его тема - современный мир как театр абсурда, создание особого фантасмагорического мир, но в соприкосновении с актуальной действительностью. Я играю в этом спектакле трагикомическую роль одиночества. Зрители понимают и принимают.

- Вам близки трагикомические роли?

- Других и не хочу. Я фарсовая даже актриса. Люблю крайности. Была когда-то лирической героинькой, инженю-кокет: играла обаятельных, простодушных, наивных, лукаво озорных, шаловливых, обладающих своеобразным юмором девушек. У меня большой диапазон амплуа. Люблю драматическое соединять со смешным, это, по-моему, самое прекрасное качество актёрское. Мне нравится Таня Васильева - клоунесса на сцене. Я близка к этому. Мы с ней играли у Райхельгауза в «Чайке». Она - Аркадина, я - Полина Андреевна. Таня все цветы, которые ей подарили, положила мне на стол.

- С мужем советуетесь по поводу новых ролей?

- Никогда! Я как-то однажды, по молодости, сказала, что хотела бы сыграть одну роль, почему ты не попросишь за меня? И услышала: «Тебе не стыдно? Ты талантливая акт­риса. Ты талантливее меня в тысячу раз. За тебя просить просто унизительно».

- Кино у вас на втором месте после театра?

- Безусловно. Хотя снималась много. Кино я благодарна за встречи с талантливыми людьми. В картине Андрея Панина «Полный вперёд!» - современная версия картины «Верные друзья» - играла вместе с Андреем, с Дмитрием Назаровым, Александрой Урсуляк, Евгенией Дмитриевой, Александром Арсеньевым. Целая плеяда замечательных актёров разных поколений. В целом созвездии прекрасных актёров оказалась в сериале - «Только ты» режиссёра Алёны Райнер. Ира Гринёва мою внучку играет. В российско-американском сериале «Моя любимая ведьма» я - старая, добрая ведьма, которая обучает своим премудростям молодых ведьмочек. Среди моих партнёров - Армен Джигарханян, Эммануил Виторган, очаровательная Марина Есипенко. Начинали снимать, когда мне было 60 лет, а героине - 80. Состариться на сцене мне было интересно.

- Бытует мнение, что двум сильным творческим личностям трудно уживаться. Ваша долгая совместная жизнь это опровергает. Кто идёт на уступки?

- Никто. Когда есть любовь, этого не надо. Я не знаменитая, никогда не стремилась к этому. У меня творчество - как хобби: в удовольствие. И в жизни всё прекрасно: жена, мама, бабушка. Бог наградил заниматься любимым делом и не отбросить личное, не пойти на какие-то жертвы. Так редко бывает у актрис. У меня получилось благодаря тому, что муж - большой актёр и человек прекрасный, редкостный, интеллигентный, заботливый. Талантливый во всём. Для меня счастье - в творчестве и семье. Нас с Сашей зовут неразлучниками - мы всегда вместе.

- Вы принципиально не поменяли фамилию?

- Да. Нас у родителей пять дочек. Папу все очень любили, но фамилию сёстры поменяли. Они в семью привели армянина, еврея, русских. Я - украинца. Папа очень гордился таким интернационалом. Мы с сёстрами - однолюбки. Семьи у всех крепкие. И это - большое счастье.

Досье

Заслуженная артистка России Светлана Иосифовна Шершнёва родилась 18 июля 1940 года. В 1961 году окончила Харьковское театральное училище при театре имени Шевченко. С 1961 по 1977 год - актриса Крымского русского драматического театра имени Горького. С 1985 года и по настоящее время актриса театра имени Моссовета. Среди работ в кино: «Время выбрало нас», «Крупный разговор», «Влюблён по собственному желанию», «Верую в любовь», «Война окончена. Забудьте», «Салон красоты». Супруг - народный артист РСФСР Александр Голобородько. Дочь Оксана - телевизионный продюсер, в кино снималась под именем Ксения Игнатова.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.