«Керченский стрелок не был в театре»

23 Апрель 2019 958
Пётр Верховенский. Главный и самый страшный бес.
Пётр Верховенский. Главный и самый страшный бес.

Роман-предупреждение, роман-предсказание, который выворачивает душу наизнанку и вселяет страх. За настоящее и будущее. За любовь, добро и веру. В Севастополе три дня гремела премьера спектакля по роману «Бесы» Достоевского. Равнодушных не было.

Зрительный зал забит до отказа. Свободных мест нет. Люди рассаживаются, у некоторых в руках чёрные программки к спектаклю «Бесы». Скоро чёрный будет доминировать везде. На сцене, в словах, поступках, душах.
Выдерживают не все. Моя знакомая ушла во время антракта, объяснив это тем, что в ней сейчас много лёгкости и света, она не смогла быть один на один с тьмой. Но выдержать это надо. И слушать рэп со сцены театра. И видеть самоубийц в светлом кубе посреди стены. И бояться думать о том, что всё, что происходит на сцене, - это реальность, а не выдумка режиссёра и писателя.
Сухое описание «Бесов» мало кому поможет. Даже человек, который не читал ни одно произведение Достоевского постепенно поймёт переплетения судеб, слов, мыслей на сцене.
Главный герой, кажется, Ставрогин. Князь, барчук, испорченный человек. Он женится ради своей популярности, заводит множество любовниц, совершает страшные поступки. Приезжает в небольшой уездный городок и тут же завоёвывает внимание Пет­ра Верховенского, местного мрачного злодея, одержимого отрицанием, уничтожением, ненавистью. И этого достаточно, чтобы погрузиться в мир, созданный Достоевским. Страшный и жестокий.
- Мы не идём по сюжету романа, не пытаемся выстроить эпоху в манере общения, поведения, - говорит главный режиссёр театра Григорий Лифанов. - Это спектакль о современных людях с нынешними проблемами. И Достоевский нам это даёт.
Спектакль длится около двух часов. Динамичный, эмоционально сконцентрированный, жёсткий по постановке проблемы. Герои постепенно раскрываются, показывают свои тёмные стороны, не скрывая их, а будто даже хвалясь. Верховенский, которого блистательно играет Евгений Овсянников, отрицает всё: семью, религию, страну. Для него нет ничего важнее уничтожения. Этот мир нужно разрушить и точка.
- Православие - это часть нашей культуры. Вся русская литература говорит, что без Бога нет человека, - добавляет Григорий Лифанов. - Допустим, ты не хочешь ходить в церковь, не доверяешь служителям церкви, но православие - это не церкви. Господь может быть облаком, звездой, старцем с бородой или молодым с терновым венком на голове. Это философский вопрос, на который каждый должен ответить. И об этом кричит роман. Нельзя нас разрушать.
Спектакль был поставлен в первую очередь для школьников и студентов, для тех, кому ещё нет и сорока. Тех, кто пережил развал СССР и последующий хаос ещё ребёнком или даже младенцем, тех, кто рос без опор.
- Я с большим скепсисом отношусь к ЕГЭ. Любая тестовая система менее творческая, чем система размышлений, - говорит Григорий Лифанов. - Как можно сдавать литературу по тестам? Я прочитал «Горе от ума», у меня Чацкий вызвал отторжение. Когда размышляешь, ты приобретаешь объём. Если ты говоришь «окей, Google», который выдаёт тебе: это отживший класс, это строитель нового общества, то нам конец. Как человеку размышляющему конец. Мы будем размышлять шаблонами. А произведения Достоевского заставляют думать.
После спектакля кажется, будто в тебе просыпаются все бесы. Те, что дремали, те, о которых ты не знал. И нужно их осознать, усмирить, избавиться от них. Чтобы прийти в театр на «Бесов» снова. Этот спектакль невозможно оценить, понять, прочувствовать с первого раза. Это совершенно точно явление для всего Крыма. И прав был один человек, который сказал недавно: «Керченский стрелок не был в театре, если бы был, возможно, мы бы избежали этой трагедии».

Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Фото Карины ОСЕПЬЯНЦ.