Жизнь в солёном тупике

19 Апрель 2019 1534
Северо-Крымский канал в Красноперекопском районе. Деревья скоро будут выше людей.
Северо-Крымский канал в Красноперекопском районе. Деревья скоро будут выше людей.

Красноперекопский район - это когда из крана течёт солёная вода, корову нужно пасти с паспортом гражданина РФ в кармане, а возле села плещется содовое бирюзовое озеро, в которое стекают отходы с соседнего завода. Многие теперь считают эту часть Крыма тупиковой, безнадёжной, но это не так.

«Химия сюда прёт»

Село Пролетарка - это вполне себе крымская достопримечательность. Через него можно доехать до уникального озера Красное. Так оно называется на любой карте, на самом деле вода здесь бирюзовая. В 1932 году в Красноперекопске был построен Бромный завод, а в 1973 году Крымский содовый завод.
Озёра Красное и Киятское использовали в качестве водоприёмников для сбросных и дренажно-фильтрационных вод с оросительных систем, а также промстоков Крымского содового и бромного заводов. Горизонт воды поднялся. Это вызвало небольшое подтопление сёл Танковое, Крепкое, Вишнёвка и Пролетарка. При СССР проблему с подтоплением решили, но озеро Красное изменилось. Вода в нём давно стала бирюзовой. Это последствия сбросов из содового завода. С тех пор озеро многие так и называют - содовым.
Рядом с необычным водоёмом живут люди. В селе Пролетарка около 150 человек.
И жизнь у них ничем не лучше, чем в других районах полуострова. Ко всем проблемам добавляются ещё и солёная вода, а также «химия», как говорят местные.
- Воды пресной у нас нет, по документам написано, что из крана течёт питьевая, а она солёная, - объясняет жительница Пролетарки Марина. - Мы тут живём десятый год, нам обещают каждый год воду и газ, но всё это происходит только перед выборами. Как выберем очередного депутата, так сразу вояжи чиновников к нам заканчиваются.
По словам Марины, огородов в Пролетарке нет. На улице с интересным названием Садовая только пустая земля. Местные жители говорят, что она давно солёная. Примерно в одном километре от села рассыпается на части Северо-Крымский канал. Когда-то здесь было начало главной искусственной реки полуострова. Олицетворение мощи, единения, целеустремлённости всего народа. Теперь Северо-Крымский канал в Красноперекопском районе зарос кустарниками и даже деревьями.
- Питьевую воду мы берём из соседнего Танкового, - говорит Марина. - Многие ездят туда на машинах, набирают. Но это ещё не главная проблема, у нас бывают дни, что химия так сюда прёт, что дышать тяжело. Аммиаком несёт прилично, мы привыкли уже. Когда ветер с бирюзового озера, тогда особенно чувствуется. Приезжали люди в белых халатах, анализы брали, а толку нет.
По словам Марины, такая проблема существует давно, задолго до прошлогодней истории в Армянске, когда людей эвакуировали из-за выбросов. Однако решить её невозможно - на заводах работают селяне. Если закроются предприятия, без денег на существование останутся многие люди, причём жители Красноперекопска в том числе.
- Мы тут давно живём, ещё когда содовый не построили, - рассказывают мне все вместе три пенсионерки Наталья Павловна, Татьяна Петровна и Галина Алексеевна. - Сода нам много чем помогла, не было бы её, не было бы и города. Но экология страдает, конечно. Несколько лет назад были сбросы с содового и бромного заводов, так у нас листья на деревьях скручивались. Страшно было…
Пенсионерки объясняют, что сейчас ситуация стала лучше. Аммиаком не воняет, как раньше, но иногда дышать бывает тяжело. И также сетуют на отсутствие питьевой воды в кране.
- Каждый вторник раз в неделю нам привозят воду по 8 копеек за 1 литр, - говорят пенсионерки. - Кто может - едет за ней в Танковое на машине или на велосипеде. Берут от 20 до 50 литров на неделю, смотря у кого какие потребности. Солёной водой мы вещи стираем, полы моем, посуду, сами купаемся в такой воде. Смывается всё нормально, мы привыкшие.
Наталья Павловна, Татьяна Петровна и Галина Алексеевна говорят, что ещё очень нужна работа. Не хватает той, что есть. Молодёжь спивается или уезжает. Был бы хороший клуб, интересные мероприятия проводились бы. Может, и больше молодых семейных пар было.

Надеждино не сдаётся

Село Надеждино на карте не очень заметно, оно расположено рядом с границей, почти у Сиваша. Здесь всего четыре улицы, но они маленькие и местами совсем без домов. Проживает тут около 70 человек, но в самом селе, кажется, и того меньше. Мы увидели несколько красивых домов, были и разрушенные.
Проблемы тут те же. Пока был Советский Союз - было всё. Теперь нет работы, зато есть пенсионеры. Вода в Надеждино тоже привозная, как и в Пролетарке. Огородов ни у кого нет, потому что из крана и скважин течёт только солёная влага.
- Село начало пустеть после 2014 года, когда с водой начались проблемы, - поясняет местная жительница Мария. - А что в такой глуши делать? Одно развлечение было - пограничники. Они у нас в клубе жили с 2014 года, человек тридцать. Все были такие приличные! На гитаре по вечерам играли, воду нам бесплатно привозили, помогали. Полгода назад переехали в свою часть, им построили чуть дальше, ближе к Сивашу. Стало скучно без них…
Теперь в маленьком селе тихо. Предпринимателей тут нет, хотя земли рядом пытаются осваивать. По дороге к пограничникам мы увидели коров и овец. Местные жители объяснили, что нашлись бизнесмены, которые пытаются чем-то заниматься в селе. Но ощутимых результатов пока не видно. Только дорожные знаки стоят новые, их поставили пограничники.
Мария показывает на разные части села и говорит, что жизнь тут замирает. Оживает она только на майские праздники. В селе стоит красивый мемориал, о котором мы расскажем в отдельном материале.
- 9 Мая к нам приезжают гости из разных городов и даже стран, ведь здесь были бои серьёзные, Крым наш освобождали, - поясняет Мария. - В такие дни людей много, мы празднуем, хорошо у нас тут.

Рыбы - во!

Красноперекопский район всегда славился своей рыбой. При СССР в селе Рисовое был большой рыбколхоз, в других сёлах тоже занимались разведением карпов, толстолобиков, белых амуров. После развала СССР многие государственные хозяйства стали частными. Выжить удалось не всем. Но в сёлах Источное и Магазинка ставки существуют, рыба тут есть.
- Нам как жилось, так и живётся, - говорит Сергей, житель Магазинки. - Не плохо и не хорошо, одинаково. Доход у хозяина есть, в убыток никто не будет работать. Нам-то всё равно, мы зарплату получаем. Мы смотрим за рыбой, выращиваем. Но это работа сезонная, на месяц-полтора. Потом хозяин эту продаёт и новую запускает. Если бы мы каждый день работали, хватало бы денег, а так…
Сергей говорит, что смотреть за рыбой - это дело серьёзное. Бывает, что водоём разливается до домов в Магазинке. Многие не против выловить рыбу совершенно бесплатно, пока никто не видит. Другой вариант заработка в сёлах - «на аренду». Ездят на поля, трудятся там. Есть и те, кто работает на содовом заводе, но таких не очень много.
- Когда летом были выбросы в Армянске, у нас не ощущалось, ветер был не в нашем направлении, - говорит напарник Сергея по имени Михаил. - Да не в этом дело. Нам воду нужно нормальную. От неё всё зависело. Канал умер - арендаторы свернули бизнес, побросали поля. Было такое, что местные у местных трудились, а теперь многие ездят за 30-40 километров на поля, где с водой проще.
Мужчины настроены не оптимистично. Говорят, что ещё лет 5-10, и север вымрет. Засоление почвы, по их словам, уже началось. Всё возвращается к тому, как было до Северо-Крымского канала. Нет подпитки подземных источников. Как только летом начинают поливать поля и огороды - уровень воды в скважинах резко падает.
- Тут по окружности всё солёное, - добавляет Сергей. - Перспектив особо нет, но нам-то деться некуда. На Украину уехать? Там то же самое будет через пять лет. На материк?
А кому мы там нужны? Уехать - это ладно, а работать где, заниматься чем?
А в Красноперекопском районе есть чем заниматься. Он кажется тупиковым, безнадёжным, солёным на многие километры. Но здесь есть чудесные уголки природы, такие, как озеро Янгул. Его грязи многие специалисты считают такими же лечебными, как и сакские. Множество водоёмов также украшают этот край. Где ещё вы увидите такие живописные места, когда степь простирается от горизонта до горизонта. Нельзя забывать и про Сиваш. Уникальный водоём - больница под открытым небом. Грязи Сиваша также отличаются великолепными характеристиками. Но без пресной воды будущего здесь нет… и чем быстрее это поймут чиновники, чем активнее они будут действовать, тем выше шансы, что мы спасём Красноперекопский район от вымирания.

Марина из Пролетарки уезжать не хочет. Верит, что ещё не всё потеряно.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Фото автора.