Юрий Васильев: Горжусь силой духа крымчан

2 Март 2019 965

Крым для Юрия Васильева, как для многих российских актёров, - место не просто притягательное, а любимое. Участник международного детского кинофестиваля «Алые паруса» в «Артеке», международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи.

- Юрий Борисович, как известный, востребованный театральный и киноактёр пришёл к кинорежиссуре?

- Ну, это громко сказано. Снял пока только два фильма - «Герой» и «Продавец игрушек» из разряда детского, семейного кино. В советские времена оно было гордостью культуры и искусства. Сейчас студии не хотят рисковать - им нужна широкая аудитория - гарантия возвращения вложенных денег.

- Почему выбрали для фильма «Герой» историю о трагических событиях начала XX века, перевернувших жизнь русских людей, разбросавших их по всему миру?

- Сначала родилась идея заняться этой темой. Произошло это в Париже после встречи с потомками первой волны русской эмиграции, которым я показал свой первый фильм «Продавец игрушек». Я увидел людей, которые считают себя русскими, несмотря на то, что никогда не были в России. Внучка одного из лидеров Белого движения на юге России генерала Маркова удивила меня словами «Мы хотим примириться с Россией». Вообще у меня создалось такое впечатление, что эмигранты любят нашу страну больше, чем мы, постоянно чем-то недовольные, обвиняющие кого угодно, только не себя. Захотелось воскресить забытые страницы нашей истории через судьбы конкретных людей, через трогательную историю любви на фоне трагических событий. Огонь времени губит всё на своём пути, но любовь - бессмертна, она соединяет поколения. Хорошо сказал о фильме Дима Билан: «Для меня «Герой» - очень личная история. История моей страны, история мужества и доблести, история человека, которому могут и должны подражать современные молодые люди».

- Вы собрали поистине звёздную команду: Светлана Иванова, Александр Балуев, Татьяна Лютаева, Марат Башаров, Александр Адабашьян, Юлия Пересильд, латвийская актриса Лилита Озолиня, которую советские зрители полюбили в роли главной героини картины «Долгая дорога в дюнах», сразу двумя ролями дебютировал в кино певец Дима Билан. Композитор ни кто-нибудь - блистательный Эдуард Артемьев. Чем удалось завлечь?

- Группа подобралась действительно потрясающая! К тому же - интернациональная. Фильм снимался в России, Франции и Литве. К перечисленным вами добавлю: литовская актриса Юргита Юркуте, российский актёр сербского происхождения Петар Зекавица, художники-постановщики Юргита Гердвилайте и Гульнара Шахмилова. Второй режиссёр - болгарин, каскадёры - из Словении. Работали все с полной отдачей и взаимопониманием. Мы не завлекли, а увлекли. Отличным сценарием Ольги Погодиной-Кузминой и Наталии Дорошкевич.

- А почему на главную роль взяли именно Диму Билана?

- Нам его предложила дочь одного из продюсеров, которая следила за творчеством Димы. Для нас это было неожиданностью. Рискнули. На пробах я понял, что он именно тот, кто нужен. Я почувствовал его желание работать, увидел умные глаза, живую реакцию, интересную и манящую фактуру. Трудяга редкостный. Ему очень идёт форма. Думаю, что его после этого фильма будут активно снимать в кино. Диму полюбила вся съёмочная группа. Он постоянно учился, присматривался. Обеспечил фильму молодёжную аудиторию, а это очень сложно сделать, когда речь идёт об историческом кино.

- Фильм получил какие-то награды?

- Он вошёл в тройку лидеров ежегодного кинофестиваля в Монако, получив сразу три приза - «Лучший режиссёр», «Лучший актёр» и «Лучший продюсер».

- А как в фильм «Продавец игрушек» попал Пьер Ришар?

- Я пригласил его, понимая, что для дебюта нужен актёр такого масштаба, и пригласил его. Он сначала отказался: «Вы социальны, серьёзны, вам надо показать смысл жизни, а я актёр комедийный, снимаюсь только в радостных картинах». Но прочитав сценарий, изменил своё решение, согласился сыграть владельца шоколадных фабрик, роль, несвойственную его амплуа. Играл легко, импровизировал. Во многом благодаря ему фильм по сказке Виктора Добросоцкого о приключениях русских эмигрантов в современной России получился ярким, забавным, как мы и хотели. На «отлично» справились с ролями Шамиль Хаматов, Агния Дитковските, Татьяна Лютаева.

- Эту добрую романтическую историю вы сначала поставили в «Театре Юрия Васильева». Зачем вам понадобился свой театр?

- 43 года с удовольствием работаю в «Театре Сатиры». Но направленность родного театра не даёт возможности играть, скажем, Чехова или Достоевского. Захотелось попробовать себя в чём-то другом, расширить рамки. Команда моего театра работает для зрителя, уставшего от негатива, бесконечных убийств и катастроф на экране и на сцене. Берём зрителя искренностью. Хотим дарить людям тепло, свет, добро. Радуемся, когда зрители после спектакля улыбаются. Для меня главное в спектаклях и кино - судьбы людей, столкновение характеров в разных ситуациях, человек во всех своих проявлениях. Русская драматургия, русское кино этим и славились.

- Несмотря на увлечение кино, театр остаётся на первом месте?

- Иначе и быть не может. Повезло попасть на сцену «Театра Сатиры» в 21 год. Театром руководил талантливый режиссёр Валентин Николаевич Плучек, в нём служили Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер. Ныне здравствующая Вера Васильева, за сына которой меня принимали. Эти великие актёры сразу приняли меня в свою семью. Играл 34 спектакля в месяц.
С Папановым выходил на сцену, с Татьяной Васильевой, со Спартаком Мишулиным, Георгием Менглетом. В кино у меня не так уж много ролей. Сняться повезло с Сергеем Филипповым, с Николаем Караченцовым.

 - Слышала, как тяжело вы пережили трагические гастроли в Риге, когда прямо на сцене ушли из жизни Папанов и Миронов. Это был сильный психологический надлом?

- Потрясение, после которого я долго приходил в себя. Для меня театр тогда исчез. Вышел из депрессии, вернулся в театр, но и там все были выбиты из колеи. По совету супруги Александра Анатольевича Ширвиндта, который стал руководителем театра после Плучека, пригласили отца Вадима Сорокина из церкви Святителя Николая в подмосковном Мансурове. Он освятил театр и мою гримёрку, которую делил с Андреем Мироновым. Отец Вадим стал моим духовником. Прошу у него благословения на каждую роль.

- Что вы больше всего цените в людях?

- Искренность. Исколесив матушку Россию вдоль и поперёк, понял, что страна сильна духом, талантами людей. Вот взять керчан, живущих на земле, пропитанной историей. Жители города-героя впитали эту историю в себя и мне передали. Здесь я прошёл от античности до катакомб Аджимушкая, где реально ощутил чувства защитников города и мирных людей, для которых не было ничего дороже Родины, свободы. И в их потомках я вижу такую же силу духа. Не сочтите за пафос, но чувствую кровное родство с крымчанами, доказавшими свою преданность России.
И горжусь вашей силой духа.

Досье

Актёр театра и кино, народный артист РФ Юрий Борисович Васильев родился 30 ноября 1954 года в Новосибирске. После окончания ВТУ имени Б. В. Щукина работает в труппе Московского академического театра сатиры. Преподаёт актёрское мастерство в ГИТИСЕ. Открыл частный «Театр Юрия Васильева». Лауреат международных фестивалей и конкурсов, премии правительства Москвы. 1 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры России в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото Александра Беланова.