Тётя Айболит со звездой Героя

9 Февраль 2019 689

Даже среди множества крымских Героев Социалистического Труда она была уникальной - единственный медработник полуострова, отмеченный высшей государственной наградой - Золотой Звездой. Ровно полвека назад «Крымская правда» рассказала о награждении Маргариты Воронцовой.

Увы, Маргариты Алексеевны не стало 4 года назад, но память о ней не только на мемориальной доске на симферопольской улице Гагарина, но и в сердцах многих горожан, которые с малых лет называли её тётя Айболит.
- Благодаря Маргарите Алексеевне я уже внуку радуюсь, - рассказывает Людмила Онищенко. - Она была замечательный врач, добрая и улыбчивая. Много раз приходила на выручку в сложной ситуации, всегда ставила правильный диагноз и назначала лечение. А ещё в нашей семье хранится семейная реликвия - ваша газета за 6 февраля 1969-го, где как раз есть рассказ о Маргарите Алексеевне, которой присвоили звание Героя Соцтруда. Конечно, газету мы сохранили не ради той заметки, просто она вышла в день рождения моего брата. Кстати, наш доктор и Виталика лечила. Поистине семейный врач.
В той заметке наши коллеги писали: «Над шестимесячной Олечкой Васильевой склонилась врач Маргарита Воронцова. Осматривает, слушает сердце, считает пульс...».
К тому времени она проработала участковым педиатром в детской поликлинике №2 два десятилетия, а всего потом на одном месте - 58 лет. Участок, кстати, был немаленьким: от улицы Горького почти до парка имени Шевченко. Там она лечила, растила, спасала, наверное, тысячи мальчишек и девчонок. Как мальчика Сашу с Гражданской. «Он мечтал о море, - вспоминала детский врач, - но было подозрение на порок сердца. Справились, не допустили развития заболевания, а потом, что называется, перерос. Как-то встречаю солидного такого парня: «Здравия желаю, - говорит, - Маргарита Алексеевна! А я уже в армии отслужил - на флоте! В медкомиссии сказали, повезло тебе, парень, с детским врачом».
Взрослые называли её «Риточка - домашний доктор», а дети просто - «тётя Айболит».
- И я так называла, - вспоминает Ольга Новикова. - Первый раз, когда увидела Маргариту Алексеевну, мне было шесть лет - пора к школе готовиться, вот мама и привела к доктору. Врачей я до того очень боялась, банальная необходимость «посмотреть горлышко» вызывала ужас. Но миниатюрная, улыбчивая Маргарита Алексеевна смогла расположить, она не сюсюкала, не уговаривала, не кричала, как другие, а разговаривала, как со взрослой, в сказочной, игровой форме смогла провести все процедуры так, что я даже и не заметила. Не поверите, но потом я специально несколько раз начинала кашлять, чтобы попасть к «весёлой тёте», от одного тёплого взгляда которой становилось легче. А мама моя все её советы записывала в отдельную тетрадку, которую и теперь достаёт, если внуки или дети знакомых заболеют. Кстати, когда я ходила беременной, постоянно советовалась с Маргаритой Алексеевной, что полезно для малыша, а ещё она без узи, которого тогда не было, по форме живота определила пол будущего ребёнка - мальчик. И мужа моего курить отучила: сказала, что сын его не хочет курящего папу. Муж удивился, откуда знает, что сын, но пообещал, если парень - бросит курить. Слово сдержал.
В мирное время Маргарита Алексеевна была «Айболитом», а в Великую Отечественную - «Солнышко». Так прозвали раненые, хотя на фронт она не попала, как ни рвалась. Училась в мединституте, но большую часть суток проводила в госпитале, чуткими пальцами перевязывая раны, утешая светлой улыбкой. На лечебный факультет Ростовского мединститута поступила в 1940 году. Не успела ещё полностью сдать экзамены после первого курса, не получилось 23 июня 1941-го и отпраздновать в студенческом кругу восемнадцатилетие -
22-го началась война. Их институт эвакуировали на Кавказ, а вскоре при учебном заведении открыли госпиталь. Врачом Маргарита Орлова (девичья фамилия нашей героини.- Ред.) стала досрочно, с жадностью постигая науку и практику, а диплом получила лишь в феврале 1946-го, уже после возвращения института из эвакуации. Кстати, в госпитале девушка встретила и любовь - Николая Фёдоровича Воронцова. Они прожили вместе более 60 лет, вырастив дочек Веру и Любу («Вера в нашу Любовь», как часто повторял счастливый отец) и сына Юрия (она назвала его в честь второго брата, разведчика, погибшего на фронте летом 1943-го). Юрий Николаевич Воронцов теперь - заслуженный врач республики, невропатолог в госпитале инвалидов войны.
- А ведь я должна была учительствовать, - вспоминала детский врач. - Как папа Алексей Алексеевич, мама Вера Михайловна, старшая сестра Тамара (она потом много лет преподавала химию во второй школе крымской столицы). Пединститут и вторая сестра окончила - Серафима, но, проработав в школе пару лет, поступила в медицинский (потом была заведующей детской поликлиникой). Профессия детского врача стала для нашей семьи на первом плане после внезапной смерти брата, десятиклассника Вани. Он был крепким, сильным парнем, а тут сказалась травма, случайно полученная, ещё до года. Меня тогда всё мучил вопрос: почему так случилось, почему врачи оказались бессильными.
И решила стать детским врачом. Всё в детстве закладывается и важно не просмотреть, предугадать, вовремя  помочь. Детский врач, как и сапёр, не имеет права на ошибку. Он должен применить все свои знания, опыт, выяснить, что же болит у маленького человечка, который и словами-то объяснить свои ощущения не может, назначить правильное лечение. Главное - чтобы на моём участке дети были здоровыми, ведь из участков складываются город, область, республика, страна - здоровое молодое поколение.
Для присвоения звания Герой Социалистического Труда в Крымской области выдвинули 11 кандидатур, а на уровне УССР решили, что среди достойнейших лучшая - педиатр 2-й детской поликлиники Симферополя.
 - Было около двадцати часов, - рассказывала Маргарита Воронцова, - когда в квартире раздался телефонный звонок. Я особо и не удивилась: могли звонить дочери - одна училась в Севастополе, вторая в Одессе, мог кто-то из коллег, родители деток с участка. А оказалось - завоблздравотделом Пётр Мецов: «Поздравляю, указом Президиума Верховного Совета СССР вам присвоено звание Героя Социалистического Труда». Я так и обомлела от неожиданности и какой-то внезапно нахлынувшей гордости. Нет, не за себя - за всех детских врачей. За всех своих коллег из поликлиники. Это ведь и их награда, всех медсестричек и нянечек, с кем работала долгие годы рука об руку, всех коллег-педиатров.
Между тем, во всём Советском Союзе было лишь 15 медработников, Героев Социалистического Труда, чья профессия связана с помощью детям. В Крыму Маргарита Воронцова - единственная.

Наталья ПУПКОВА.