О памяти и вандализме

7 Февраль 2019 740
Еврейское кладбище похоже на свалку.
Еврейское кладбище похоже на свалку.

Фане Шполянской и Жене Жигалиной было по 19 лет, когда их зарубили на территории еврейского кладбища в Симферополе. Комсомолки-подпольщицы погибли 9 мая 1920-го, отдав жизни за молодую Советскую республику. Место казни, на котором 70 лет назад установили памятник, теперь найти сложно. Старое кладбище за железнодорожным вокзалом давно заброшено, заросло, разгромлено, осквернено. В 2013-м была идея превратить его в мемориал с парком и общим памятником всем захоронённым, но не сложилось. Может, теперь получится?

Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым просил администрацию Симферополя совместно с еврейскими общественными организациями провести работы по благоустройству старого еврейского кладбища на улице Широкая. Ведь «нехорошо это по отношению к исторической памяти», тем более кладбище - на территории города, а имена героинь-подпольщиц носят улицы крымской столицы. Кладбище, появившееся 110 лет назад, на учёте в комитете как объект культурного наследия не состоит, в отличие от памятника подпольщицам, тоже находящегося в «неудовлетворительном состоянии».
Получить комментарий гор­администрации и еврейских организаций по поводу благоустройства старого еврейского кладбища нам пока не удалось. «Крымская правда» будет следить за ситуацией. Тем более, что еврейское кладбище, где казнили героинь Гражданской войны, не единственное в городе из заброшенных и время от времени оскверняемых. Похожая ситуация с бывшим Русским кладбищем (Первым гражданским) возле Центрального рынка, где захоронены герои Крымской, Гражданской, Великой Отечественной войн. А евреи Крыма сейчас заняты другим памятным проектом - созданием долгожданного мемориала на 10-м километре трассы Симферополь - Феодосия, где в годы Великой Оте­чественной войны фашисты казнили тысячи человек. В этом году планируют выполнить первый этап работ по закрытию братской могилы, её освещению, установке охранной сигнализации и благоустройству.

А в это время

Два акта вандализма взбудоражили республику на этой неделе. Сначала неизвестные то ли от скуки, то ли по идеологическим соображениям разбили мемориальную плиту в Алупке. На месте братского захоронения - расстрельной ямы, где в декабре
1920-го во время красного террора казнили более тысячи раненых и больных воинов из госпиталей Алупки. Буквально накануне стало известно о том, что в Саках вандалы переломали ограждение на могилах лётчиков 13-го штурмового авиаполка, освобождавших город в Великую Отечественную.
Бесполезно взывать к совести вандалов. Впрочем, и уголовная ответственность для них незначительная: минимум штраф до 40 тысяч, максимум - три года тюрьмы. Каторга нужна. В Сибири.

Наталья ПУПКОВА.