Василий Лановой: Крым для меня - родной и любимый

29 Январь 2019 1011

Помню его слова «Любовь к Севастополю и Крыму - в крови русского человека», произнесённые весной 2014 года на площади Нахимова в городе русской славы. На следующий год он приехал накануне Дня Победы, провёл несколько встреч в Симферополе и Севастополе. Каждое его появление всегда встречают дружными аплодисментами. Актёры приветствуют его как верного соратника, зрители - не просто как любимого артиста, а как друга, с которым можно поговорить «поверх барьеров».

«Крым - родное место»

 - Василий Семёнович, родным местом обычно называют то, где родились или где живут. Вы называете так наш полуостров, который часто посещаете. Почему?
- Потому что это не простые посещения. Когда впервые, благодаря «Боспорским агонам», оказался в керченском посёлке Героевское, испытал ни с чем несравнимое чувство, увидев берег, на который высадился в 43-м Эльтигенский десант, названный позже «Огненной землёй». Такие ожесточённые бои велись на этом небольшом участке Керченского полуострова. Воображение явственно нарисовало картины боя. Уезжая отсюда, мечтаю вернуться вновь. Как и в «Артек», где 26 лет проходит любимый фестиваль «Алые паруса». Помню, Ялтинский Международный фестиваль классической музыки «Звёзды планеты», концерты которого вёл мой друг Святослав Бэлза. Полные залы, аплодисменты, цветы! А главное - любовь людей, которых тогда изо всех сил пытались оторвать от России. На ялтинских сценах плечом к плечу стояли украинские и русские артисты, музыканты, певцы мировой величины.
А сколько съёмок было в Керчи, в Ялте! Крымская земля пропитана кровью людей, её защищавших, и она для меня - святое место. А всё, связанное с войной, - главное дело жизни.
- Вы помните войну?
- Память хранит тихое ликование жителей села Стрымба под Одессой, когда фашисты убегали, громкое - в День Победы. В этом селе я пережил оккупацию вместе с дедушкой и бабушкой, многочисленными родственниками. Туда нас с сестрёнкой из Москвы родители отправили, как обычно, на две недели, растянувшиеся на три с половиной года. В память врезались многие события.
В том числе, конечно, и момент, когда фашист ради забавы выпустил автоматную очередь над моей головой. Ему - потеха, а мальчишке семилетнему такой стресс, что долго потом заикался. Не быть бы мне артистом, если бы не московский врач, к которому привела меня в сорок четвёртом году мама. Доктор велела с утра до вечера петь протяжные украинские песни. Я очень не хотел оставаться заикой, поэтому совет воспринял как приказ. Помогло.
- Украинскую кровь в себе ощущаете?
- Я человек российский. Но от корней своих не отрекаюсь. Когда-то страна наша вмещала в себе и украинское, и российское, все мы были жители замечательной единой страны. Это для меня главное, а не то, что теперь придумали вершители судеб украинского народа, запретившие мне ездить на Украину. У меня там по-прежнему родственников - полсела. Там могилы бабушки и дедушки. И вот теперь я не могу поклониться им. Много снимался в Одессе, там полно друзей. На Киевской студии снимался в роли Павки Корчагина. Конечно, это всё осталось со мной.
- Наблюдая за вами из года в год, укрепляюсь в мысли, что песня со словами «старость меня дома не застанет - я в дороге, я в пути…» - о вас. Ведь точно не застанет. Просто не угонится.
- Да ладно вам комплименты без малого 85-летнему мужчине рассыпать. Но, честно говоря, стариком себя не ощущаю. На годах не зацикливаюсь. И не от них убегаю: профессия в путь отправляет. Кто вместо меня в Южно-Сахалинск махнёт, если в спектакле «Посвящение Еве» мы вдвоём с Женей Князевым играем?
- Ну да, подумаешь - двенадцать часов туда, двенадцать - назад…
- И поспать можно, и пообщаться. Врачи вот только против: разрешают максимум на два часа в воздух подниматься. А Васька слушает, да… летает.
- Неужели на родной сцене, которая приняла юношу Ланового шестьдесят с лишним лет, работы мало?
- Работы хватает, конечно. Играю в «Посвящении Евы», в спектакле «Пристань», который поставили к 90-летию театра и уж больше пяти лет идёт. Меня можно увидеть в трёхчасовой постановке «Последние луны» по одноимённой пьесе итальянца Фурио Бордона.
В «Тихой ночи» немца Гарольда Мюллера первое отделение - целиком моё.
- Ещё и концерты.
- Бесконечные! По разным городам и весям. С одной только акцией «Бессмертный полк» за последние лет пять городов сто проехал, и в каждом - концерт. Читаю Пушкина, Маяковского, Гумилёва, русскую классику, советскую.
- На вашем жизненном пути было много людей выдающихся. О ком с особой теплотой вспоминаете?
- Всегда восхищался Галиной Улановой, с которой был близко знаком. Боготворю первого своего учителя в профессии - Сергея Львовича Штейна, который руководил студией во Дворце пионеров, куда мы с приятелем, будущим артистом Володей Земляникиным, пришли после того, как увидели случайно спектакль по «Тому Сойеру» Марка Твена. Тогда и решили, что станем артистами. Я в этом спектакле потом Гека сыграл, а в «Как закалялась сталь» - Климку. В седьмом классе решил стать лётчиком, заболев романтикой неба. Отнёс документы в училище. Штейн узнал, пошёл туда и убедил отдать ему документы: «Лётчиком он ещё неизвестно каким станет, а артист из него уже получается». Так что профессией я ему обязан. В Щукинском какие педагоги были! Юрий Васильевич Катин-Ярцев, легенда сцены Цецилия Львовна Мансурова. Партнёры по сцене - Юрочка Яковлев, Миша Ульянов, Юлия Борисова. Во как меня жизнь одарила!
- Говоря высоким стилем, вы - целая эпоха советского кино, которое во всём мире называют феноменальным. В чём, по-вашему, эта феноменальность, по которой сегодня не просто скучает, а тоскует старшее поколение?
- В гуманизме, которое наше кино исповедовало. Как же по нему не тосковать, если сегодня нас пичкают бессмысленными боевиками, заливающими экран морем крови. Сколько можно насаждать эту жестокость? Пытаюсь этому противостоять. И с радостью вижу, как в «Артеке» ребята с удовольствием смотрят не «гнилушки» экранные, а совсем другие киноленты. Большое детское жюри голосует за самые добрые фильмы. Помню, каким потрясением и праздником было появление фильма «Звезда» молодого режиссёра Николая Лебедева. Совсем мальчишка, он точно попал в эстетику нашего поколения, нашего понимания подвига. Значит, что-то важное мы вложили в головы идущих за нами следом.
- Многие крымчане хранят в домашних библиотеках ваши книги «Счастливые встречи» и «Летят за днями дни». Расскажите об одной из них.
- В книге я не просто описываю какие-то события, а передаю своё отношение к жизни, чувства. Говорю с читателями о том, что волнует людей моего обожжённого войной поколения. Хочу, чтобы все, особенно молодые, запомнили на всю жизнь слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Всего несколько слов, а как в точку!
 «В точку» - каждая роль выдающегося актёра. Хотят быть похожими на героя фильма «Офицеры» Ивана Варавву даже те мальчишки, которые не собираются связывать жизнь с армией. Военные при встрече до сих пор отдают ему честь, без малейшей иронии обращаются: «товарищ генерал-полковник». Для романтических девушек заветная мечта - встретить его двойника, своего капитана Грэя. Он - среди личностей, принёсших славу отечественному кино, которая никогда не померкнет.

Досье

Советский и российский актёр театра и кино, общественный деятель, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Василий Семёнович Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. После окончания в 1957 году Театрального училища имени Б. Щукина стал артистом Государственного академического театра им. Е. Вахтангова. В кино стремительно ворвался Павкой Корчагиным. Потом были «Алые паруса», «Война и мир», «Офицеры» «Семнадцать мгновений весны», «Дни Турбиных» - всего более 80 ролей. Профессор Театрального института им. Б. Щукина. Бессменный президент Артековского Международного детского кинофестиваля «Алые паруса», активный участник Керченского Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.