Виктор Мережко: В «авторитеты» привела Сонька-Золотая ручка

19 Январь 2019 827
Виктор Мережко.
Виктор Мережко.

На третьем Ялтинском международном кинофестивале «Евразийский мост» Виктор Мережко, разделивший «кресло» президента с министром культуры республики Ариной Новосельской, был в центре внимания. Общался охотно, был откровенен.

- Виктор Иванович, как провинциал из бедной семьи стал москвичом?
- О, это длинная история.
Я родился на хуторе Ольгенфельд Александровского района Ростовской области. Мама моя с верховьев Дона, фамилия у неё, как у жены Пушкина, - Гончарова. Она и в замужестве её не поменяла. Отец - с Украины, предки его жили в городе Глухове под Сумами. Это был центр русского казачества. Оттуда, кстати, и предки писателя Дмитрия Мережковского. У нас даже один корень в фамилиях. Я очень хотел быть артистом, пытался поступить в Киевский театральный институт, но не приняли, потому что язык у меня был украинский отвратительный. Окончил Полиграфический институт и уехал в родные с детства края - в Ростов-на-Дону. Жизненные университеты прошёл почти, как Алексей Максимович Горький: поработать пришлось и лесорубом, и грузчиком. Но знал, что рано или поздно состоюсь в той профессии, о которой мечтаю. Мечта начала сбываться, когда поступил на сценарный факультет ВГИКа.
- Как Москва приняла провинциала?
- Да как всех: хочешь здесь жить - пробивайся. Парень я был по-провинциальному нахальный. Первое знакомство с великими режиссёрами произошло в Доме кино на Новый год. Все выпивают, и я не отстаю. Вижу: стоят Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов, Геннадий Шпаликов, разговаривают, о чём-то смеются. Подошёл, смотрю пристально. Кто-то из них обратил внимание: «Чего, парень, хочешь?». «С Новым годом, мужики! Запомните фамилию - Мережко. Пройдёт несколько лет, и я стану таким же знаменитым, как вы». Герасимов, видя, что парень больше чем навеселе, отвёл в сторонку и напутствовал: «Иди отсюда». С тех пор иду. Пишу сценарии, сам снимаю и снимаюсь.
- Сценарии сами известным режиссёрам предлагали?
- Не решился бы. Когда Чухрай мне позвонил, ушам своим не поверил. Тот самый, который снял прогремевшие на весь мир «Балладу о солдате», «Чистое небо», «Сорок первый». Великий Чухрай звонит мне, у которого и было-то тогда всего три картины, и заказывает сценарий на Нонну Мордюкову про женщину, которая прячет сына во время войны от призыва в армию. На этой картине «Трясина» мы с Нонной Викторовной подружились, на «ты» перешли. Сюжет очень тяжёлый, съёмки ей нелегко дались. Мордюкова попросила написать для неё какую-нибудь комедию. Сценарий я назвал «Была не была». Нонна прочитала, звонит: «Ты хоть понимаешь, что написал?! Я такая счастливая! Снимать будет лучший режиссёр - Никита». Михалков к тому времени был уже взлетевшей кинематографической звездой и как актёр, и как режиссёр. Я с ним знаком не был. Нонна Викторовна отдала ему сценарий, и через два дня звонит мне Михалков: «Буду снимать». Я второй раз в жизни подпрыгнул от счастья.
- Говорят, на съёмках между актрисой и режиссёром чёрная кошка пробежала.
- До съёмок. Мордюкова пришла на кинопробы уже в образе, а Никите не понравилось, и он её переодел по-своему. Она рассердилась: «Ты барчук, ничего в русском человеке не понимаешь». Звонит мне: «Карикатуру из меня сделал, сниматься не буду». Звонит Никита: «Нонна дверью хлопнула, надо вернуть. Скажи ей, что буду Римму Маркову снимать». А Нонна с Риммой подругами лучшими были. Услышала, и в крик: «Он что - с ума сошёл? Я же лучше артистка, чем Маркова!». И поехала с Никитой объясняться. Объяснились, обнялись и начали работать. Фильм «Родня» мне и успех принёс, и славу, и уверенность в себе. Понял, что вхожу в обойму лучших сценаристов Советского Союза.
- Но этого вам было мало, решили ещё и театр покорить?
- О, это было моей мечтой. Кино - замечательно! Но выйти на сцену на премьере вместе с артистами… Это ж какой драйв! Первая пьеса была поставлена в театре Моссовета - «Мужчины по выходным». Вторая - «Прости» - обошла все театры Советского Союза под названием «Ночные забавы». А в Москве не поставили. В «Современнике» начали репетировать, но взрывной Валентин Гафт, дай ему Бог здоровья, подрался с режиссёром-постановщиком, и Галина Волчек спектакль закрыла. Зато Гафт снялся в фильме. В картине режиссёров Валентина Краснопольского и Валерия Ускова собрался звёздный состав артистов: кроме Валентина Иосифовича, Евгений Евстигнеев, Альберт Филозов, Ирина Алфёрова.
- Среди именитых, с кем работали, - старший брат Никиты Михалкова - Андрон Кончаловский. Тоже сам объявился?
- С ним я через Никиту познакомился. Первую нашу картину «Возлюбленные Марии» Андрон Сергеевич снял во Франции. Я испугался проблем и убрал свою фамилию из тит­ров. Вернувшись из Америки, он предложил мне написать продолжение фильма о деревенской жизни «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Который, кстати, на полке двадцать лет продержали, а потом Андрон получил за неё «Нику» и
Госпремию. В ней играла выдающаяся актриса Ия Саввина. А в продолжении - «Курочка ряба» - играть «такую дуру», как она выразилась, наотрез отказалась. А Инна Чурикова согласилась.
- Картину сразу записали в разряд «антирусских». Вас это не смутило?
- Я с таким определением не согласен. Фильм снимался в ельцинские времена, будь они неладны. Я люблю свой народ, и никогда не позволю себе его порочить. «Курочка Ряба» - фильм не антирусский, а поучительный и правдивый. О том, как чистую, неискушённую, нежную Асю завлекли в партийные ряды, и робкая девочка превратилась в сварливую бабу в очках, с папиросой в зубах, слюняво пересчитывающую деньги. Как же противоестественно шло развитие общества, если славная девчушка превратилась в чудовище!
- Фильм «Полёты во сне и наяву» многие критики считают вашим лучшим. А вы к нему как относитесь?
- Свои фильмы не любить невозможно. Но этот для меня особенно дорог. Главная роль писалась на Михалкова. Но режиссёр предложил Олега Янковского. Никита не обиделся, даже в небольшой роли согласился сняться. Режиссёр Роман Балаян, Олег Янковский, оператор Вилен Калюта и я получили за картину Госпремию СССР.
- Как приходят сюжеты будущих сценариев?
- По наитию. И, конечно, из наблюдений за жизнью. Прототипом героини Нонны Мордюковой в «Родне» стала моя тёща ростовская. Героя Олега Янковского в «Полётах» - мой старший брат, человек очень талантливый, но не состоявшийся. Как-то увидел на столбе листочек с объявлением: «Одинокая женщина желает познакомиться» и написал сценарий. В фильме такой дуэт - Ирина Купченко и Александр Збруев! А диалог! Слушаю и удивляюсь: неужели это я написал? У меня часто так бывает.
- Говорят, ваша «Сонька-Золотая ручка» произвела неизгладимое впечатление на воровское «сообщество».
- Такое, что мне позвонил уголовный авторитет с московской пересылки и заверил: «Не дай Бог с вами что-то случится, но лучшая шконка в камере обеспечена». Шконка - это нары. В «авторитеты» меня привела Сонька - святая дама у воров.
- Чем собираетесь порадовать поклонников?
- Андрей Малюков снимает фильм по моей книге «Входя в дом, оглянись» с Катей Гусевой, Сашей Домогаровым в главных ролях. Готовимся снимать 28 серий о советских временах с 1924 по 53-й год.
Я люблю это время и благодарен ему. Рабочее название картины «Сталин и его окружение». В кинопробах на роль Сталина, Берии, Орджоникидзе, председателя Совнаркома Абхазии Нестора Лакоба участвуют более ста человек. Надеюсь, выпустят-таки фильм «Не ждали» с Олегом Басилашвили в главной роли, который уже почти два года ждёт своего часа. Пугает чиновников его острота. А этого бояться не надо. Надо бороться с бандитами во власти.
- Главная мечта человека кино Виктора Мережко?
- Чтобы великое русское кино возродилось. Оно должно быть не только фестивальным, но и зрительским. Мечтаю, чтобы вернули советскую систему, когда каждый фильм был достоянием зрителей.

Досье

Советский, российский драматург, сценарист, кинорежиссёр, актёр, телеведущий, народный артист, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Иванович Мережко родился в 1937 году. По его сценариям снято без малого девяносто художественных фильмов, среди которых «Родня», «Полёты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться». Его пьесы идут во многих театрах. Зрители оценили его актёрские работы в криминальном фильме «Рэкет» и сериале «Крот». Один из основателей киноакадемии «Ника», кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.