Дайте ресурсы - будем жить

4 Январь 2019 1031
Многие дома в Родниковом пустуют. Их хозяева умирают.
Многие дома в Родниковом пустуют. Их хозяева умирают.

В степных районах полуострова остро стоит проблема нехватки пресной воды. Но такие трудности есть и у тех, кто живёт в сёлах рядом с Севастополем. Потребности людей везде одинаковые: газ, вода, работа и дороги. Неважно, живёте вы посреди степи на окраине Крыма или рядом с городом федерального значения.

«Вернуть уважение к старшим»

Птицефабрика, теплицы, стройные грядки огурцов и помидоров, яблоневые сады, консервный завод. Всё это когда-то было в Байдарской долине Крыма. Этот уголок полуострова называют нашей Швейцарией. Природа действительно здесь уникальная. Она долгие годы, по сути, кормила местные сёла. При СССР скучать не приходилось. Молодые помогали на полях тем, кто старше.
- Было так классно! - рассказывает Ирина из села Родниковое. - Мы рвали кукурузу, а потом валялись в горохе и ели её. Многие трудились на консервном заводе, подростки помогали родителям в парниках. Мама меня в пять утра подымала, мне спать хотелось, а меня толкали в бок, говорили, вставай. Зато, когда папа привозил на телеге огурчики, как вкусно было! И все так трудились, не было такого количества балбесов, как сейчас.
Ирина выросла в селе Родниковое. Девочкой бегала в клуб, бывший дом священника, смотрела на странные камни и развалины православной церкви. На месте храма в 70-е годы XX века поставили автобусную остановку. А странные большие камни внезапно оказались скельскими менгирами - почти священными.
- Никто никогда не думал, что это исторические памятники, - вспоминает Ирина. - Камни и камни. Со временем оказалось, что это исторический момент нашей жизни. Так и Скельская пещера была - ходили туда дети, забирались неглубоко. А сейчас экскурсии, машины едут потоком летом, пешком не дойти.
Деревня Родниковое действительно одно время привлекала экстрасенсов. Когда стало известно, что здесь нашли крупные камни, возможно, использовавшиеся для определённых обрядов в древности, сюда поехали толпы. Одни гладили странные глыбы, прислушивались, будто хотели разобрать слова предков. Другие делали серьёзное лицо и «глазами так «ууу», видимо, чувствуя сильную энергетику.
Но это всё домыслы, а есть факты. По данным археологов, деревня Скеля существовала ещё в первые столетия нашей эры. Недалеко проходит так называемая римская дорога, по которой передвигались торговцы со своими повозками.
В 1898 году при проведении раскопок у села Родниковое была найдена амфора II в. н. э. Позже учёные обнаружили могильник примерно этого же периода. Дальше село развивалось, как и многие другие в Крыму, - до революции тут жили крестьяне, которые трудились с утра до ночи. После революции появился совхоз, землю начали обрабатывать. Длилось это до развала СССР. Внезапно оказалось, что земля никому не нужна. Поля постепенно заросли, покрылись камнями.
- У нас всё частникам продали: озёра, землю. Теперь на рыбалку пойти захочешь, а бесплатно и некуда, - рассказывает пенсионер Михаил из Родникового. - Теперь всё только за деньги, не то, что раньше. Но обидно не это, а то, что на воде живём, а её у нас нет.
В Родниковом из кранов течёт вода только по часам. При том, что в нескольких километрах от домов находится Чернореченское водохранилище, из которого «пьёт» весь Севастополь. В селе, особенно на верхних улицах, знают, что такое, когда воды мало. Но приоритетом всегда был и будет город.
- Село можно развивать, только бы желающие нашлись, - поясняет Ирина. - Надо найти молодых единомышленников, вернуть уважение к старшим, возродить традиции. В наше время не было столько курящих и пьющих. Я помню, как в 1978 году лежала на холме у бабушкиного дома и думала, что же буду делать в 2020. Но те мысли не имеют ничего общего с реальностью.
Развитие села те, кто моложе, видят в туризме и производстве эко-продуктов. Конечно, молодёжь уезжает, но многие остаются. Одни возят в город кур на продажу, другие - молоко, третьи планируют заниматься эко-туризмом.
В селе недавно сделали хорошие дороги, которых нет даже на некоторых городских улицах. Осталось решить вопрос с водой и газом. Тогда, уверены жители Родникового, жизнь наладится. И пусть не будет так же хорошо, как раньше, но зато точно лучше, чем пять или десять лет назад.

«Ехала по долине и плакала»

Нина Фёдоровна живёт в другом селе - Гончарном. Его хорошо видно по дороге из Севастополя в Ялту. Возле населённого пункта разливается зимой и весной озеро, летом оно почти пересыхает.
У Нины Фёдоровны удивительно работящий сын. На все вопросы он отвечает одно - трудиться надо, тогда и толк будет. Его мама, пенсионерка, согласна, но считает, что и о политике не нужно забывать.
- Путин-то хороший, - говорит Нина Фёдоровна. - Он как лучше пытается сделать, а вот окружение у него… это ужас… были бы вокруг него люди хорошие, мы бы и жили нормально.
Как и многие, она тоскует по тем временам, когда мы были СССР, а не Российской Федерацией. По словам пенсионерки, совхоз в Гончарном был богатый. Да и не только в нём.
- В каждом селе была животноводческая ферма, - вспоминает крымчанка. - Недавно ехала по долине на автобусе и плакала… В каждом селе были садик, фермы. А теперь что? Окна разбиты, крыши разрушены, везде разруха.
И здесь у людей есть обида на севастопольцев. Мол, водохранилище рядом, а вода в селе привозная. По средам и субботам привозят, сколько нужно. Многие пользуются колодцами, но говорят, что к июню вода уходит. На полив точно не хватает. Скважины тут тоже редко делают. Работа стоит 100 тысяч рублей. Но будет вода или нет - неизвестно. Несколько раз специалисты бурили скважины, но не получали ничего, кроме очередной ямы.
- У нас раньше поля орошались, вот и вода была в колодцах - под землю много уходило . - рассказывает Нина Фёдоровна. - А сейчас такого нет, откуда ж воде взяться? Перебиваемся, как можем. Вы напишите обязательно, что нам вода нужна. Мы Севастополь поим, а сами вот сидим на привозной.
При этом в городе федерального значения работает почти всё взрослое население села. Это сотни человек. Студенты регулярно ездят в Севастополь на учёбу. Этому и рады, и нет их родители.
- Сейчас проезд до города будет стоить 55 рублей, - поясняет Екатерина из Гончарного. - У меня зарплата около 16 тысяч рублей. Считала на днях, сколько будет стоить студент в доме. Только на проезд и еду почти вся зарплата будет уходить. Но я ещё в селе работаю, а многие уезжают рано утром, приезжают поздно вечером, детей и не видят толком.
Екатерина добавляет, что тяжело было и с дровами. Вокруг лес, казалось бы, иди собирай, сколько нужно. Но до 1 января 2019 года это было запрещено. Приходилось покупать на холодные месяцы три машины дров по 14 тысяч рублей каждая. Теперь, возможно, станет чуть проще.
- Может, кажется, что мы жалуемся много, но это всё наболело у нас, - добавляет Марина из Гончарного. - Вы поймите, жить все хорошо хотят. Если будут у нас вода и газ, тогда, может, и жизнь наладится. А так с материка приезжают многие, покупают землю и дома. Так что, думаю, село будет жить. Не всё так плохо. Главное, верить, что мы сможем что-то изменить.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.