Истории весёлые и грустные

26 Декабрь 2018 562
А вот вам, бабоньки, и баба Шанель.
А вот вам, бабоньки, и баба Шанель.

Обилием премьер решил завоевать сердца зрителей Академический музыкальный театр. Их было достаточно и в прошлом сезоне, и в новом обещано.

Среди уже осуществлённых - мюзикл «Три мушкетёра». Судя по тому, что билеты в кассе раскуплены на месяц вперёд, на первых зрителей постановка произвела впечатление. Побывав в двадцатых годах века семнадцатого, можно вернуться в более близкие времена на спектакле режиссёра Владимира Таранова по пьесе знаменитого екатеринбургского драматурга Николая Коляды «Баба Шанель».
Руководством для постановщика всегда служат слова автора, который признался, что написал пьесу после знакомства с ансамблем русской песни районного общества инвалидов, в котором пели старушки. «Пели самозабвенно, радостно. Пусть не всегда точно по нотам, но какая разница! Как они были счастливы! Я написал эту грустную комедию о них, а может, - и не о них, а вообще о наших стариках, о старости и о желании жить, о любви к жизни».
Под такими впечатлениями и родилась у Николая Владимировича пьеса о пяти пенсионерках, которым не сидится дома, и поют они уже десять лет в ансамбле районного общества глухих с архаичным названием - «Наитие», намекающем на то, что занимаются бабули этим не просто так, а с вдохновением, внушённым им высшей силой. С небес ниспосланным. Так её и ставят, не стремясь отойти от авторской задумки.
Ставят и в столичных, и в провинциальных театрах, и не только в нашей стране, но и за рубежом. В первую очередь потому, что это не просто пьеска забавная, а с подтекстами, над которыми и задумаешься, и взгрустнёшь, и повеселишься. Это вам не пустая комедия положений. Интрига уже в названии пьесы: что за баба такая - Шанель? От старушек в расписных сарафанах и кокошниках, забавляющих нас разговорами за юбилейным столом, французскими духами - пределом мечтаний в советское и первое постсоветское время - и не пахнет. Искушённый зритель, конечно же, понимает, что появление бабы этой внесёт в беззлобную перебранку старушек свежую струю - конфликтную, как и положено.
Драматург признался, что когда писал эту историю, смеялся и плакал. Вызвать смех, а потом вышибить слезу из дам преклонного возраста, коих было немало в зале на крымской премьере, удалось и режиссёру. На струнах души поиграл просто, без замысловатостей. Следуя за ремарками драматурга, но и пошаливая слегка: под песню «Идёт красавица, плывёт лебёдушкой, и все любуются её красой» в крымском спектакле выплывает из-за стола одна из певуний на… инвалидной коляске. Каждому зрителю вольно смеяться или плакать при виде такого пассажа.
На спектакле, поставленном автором, французы во время гастролей «Коляда-театра», как написала газета «Ле Монд», «складывались пополам от смеха». У нас такого не наблюдалось, может, у зрителей темперамент не тот…
К слову, в театре Екатеринбургской музыкальной комедии сделали оперетту под названием «Чирик-кердык-куку». Каждому, как говорится, своё. Кто-то бурлеска добавляет, кто-то сарказма, кто-то песенками и частушками так напичкает, что уши с трудом обилие такое воспринимают. Но это, опять же, смотря чьи уши. Уши крымчан восприняли: зрители охотно и часто аплодировали. А мне при этом вспомнились слова автора о пьесе: «Положи её на суфлёрскую будку, и она заиграет. Распредели верно роли, и успех гарантирован. Но актрисы должны смешные гэги доносить до публики, а не в пробросе их произносить». Увы, и «проброса» не избежали, и динамики в выбранной сценической форме явно недостаёт.
Спектакль сложился из концерта, банкета, скандала и примирения. Старушки балуются нескончаемыми шутками-прибаутками: «Ладушки, ладушки, выступают бабушки», «Пенсию разбавляем песнею…». Делятся мечтой выступить на Евровидении («где, где - в Катманде»).
Сцена умирания и воскрешения 90-летней Капитолины Петровны не один, а аж три раза, у тех, кто пьесу не знает, вызывает оторопь. К смеху не все переходят. Из-за этого эпизода, кстати, в Мариупольском театре спектакль сняли: для одной из артисток выход на сцену стал последним: ушла в мир иной во время репетиции. Такая вот проекция со сцены на жизнь: одна из героинь напоминает подругам: «Аня и Шура на поклонах умерли в пионерском лагере».
Веселятся, вроде бы, старушки, развлекаясь песенками, частушками да побасёнками, а самим совсем не до веселья. Переругиваются, но знают - здесь только отрада, когда все вместе собираются и песни ни в лад, невпопад поют…
Юбилейное празднество под коньячок с селёдочкой прерывается появлением той самой загадочной бабы Шанель.
И оказывается она обыкновенной секретаршей в расцвете лет, решившей покинуть приёмную большого начальника, сменив стол с пишущей машинкой (дело было ещё в докомпьютерную эру) на сцену. Как тут не ополчиться старушкам на молодайку, которая на сердце их руководителя нацелилась, а не только на роль солистки в хоре. Дружно кричат в сердцах: «Мы тут кровь мешками проливаем, а она?!». В запале и без оговорок не обошлось: «Я пью в хоре десять лет!».
К какой развязке привели драматург и режиссёр, лучше увидеть и услышать в зале театра. И сложить своё мнение о спектакле, выданном «на гора» под занавес года уходящего, накануне Года театра.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото
предоставлено театром.