Художественный образ Крымского моста

22 Декабрь 2018 999
Картина «Радуга над проливом» Юрия Фастенко.
Картина «Радуга над проливом» Юрия Фастенко.

Наши мастера изобразительного искусства начали создавать его задолго до того, как величественное сооружение предстало пред нами во всей своей красе. Это не просто связь полуострова с материком, а символ воссо­единения Крыма с Россией.

С радостью откликнулись мастера изобразительного искусства на предложение руководителя организации «Крымские межмузейные коммуникации» Сергея Пушкарёва запечатлеть на полотнах этапы великой стройки. Грандиозный проект поддержали Комиссия по культуре и сохранению культурного наследия Госсовета РК, Министерство культуры, респуб­ликанское отделение Союза художников России. Помогло организовать пленэры Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань».
Итогом многочисленных пленэров стала выставка в респуб­ликанском Доме художников «Мост, соединивший навеки».
- Многие картины крымчане и гости полуострова видели в Госсовете, в Евпаторийском краеведческом музее, в выставочном зале Никитского Ботанического сада, - отмечает организатор и куратор проекта Сергей Пушкарёв. - Некоторые работы были представлены в Московском парламентском центре. И везде к ним большой интерес. И вот теперь - итоговая экспозиция. В ней представлены 64 работы, по которым можно проследить рождение не имеющего аналогов сооружения через Керченский пролив. Выставка - наш подарок землякам и всем россиянам к пятой годовщине Крымской весны.
Подавляющее большинство картин выполнено непосредственно на пленэре. Чтобы подчеркнуть это, многие выставлены без оформления в рамы, с мольберта. 26 полотен принадлежат кисти самого активного участника пленэров Виктора Шесняка, который был помощником организатора и куратора проекта.
Здесь есть работы Павла Шумова, Дмитрия Филова, Юрия Фастенко, Романа Третьякова, Алексея Спольского, Алексея Петрухина, Александра Максименко, Александра Лохтенко, Николая Карпова, Ивана Каракуля, Галины Кузьминой и Владимира Антоненко. Выставка  ценна ещё и тем, что наши современники попытались возродить жанр промышленного крымского пейзажа, популярного в 30-е годы прошлого столетия. Всплеск интереса к нему был в 60-е годы во время строительства Северо-Крымского канала. Исчезли поводы, иссяк интерес у художников, но, как оказалось, не у коллекционеров. Одни картины попали в частные собрания, другие - в коллекцию Управления федеральных автомобильных дорог «Тамань».
- На пленэрах выдавали каски и спецодежду, - рассказывает заслуженный художник РК Александр Максименко. - К такой атрибутике привыкли быстро, она не отвлекала. Я ощутил такую сильную энергетику на стройке, испытал такие позитивные эмоции, что уезжать не хотелось. Созидательный порыв нам передался от рабочих, инженеров, с которыми познакомились. А общались только в часы их отдыха, поэтому на полотнах людей нет.
И всё же портрет строителя на выставке есть. Его создал 92-летний Юрий Фастенко, признанный мастер реалистической живописи.
- Выезжать на пленэры мне трудно, но оставаться в стороне не мог, - признаётся Юрий Петрович. - У меня много зарисовок портретов людей труда, сделанных в разные годы. Они помогли создать обобщённый образ строителя моста на фоне грандиозного сооружения. Картину я назвал «Радуга над проливом».
Не остался равнодушным к событию века и известный абстракционист Дмитрий Филов, картины которого экспонируются в разных странах, украшают музейные и частные коллекции. Его «Мост воссоединения» привлекает и необычным решением темы, и символичностью, и лиризмом, которые переданы в композиции, в выбранных красках. На полотне мы видим радугу. Но не небесную, а морскую. С картиной автору пришлось расстаться: коллекционер был столь настойчив, что пришлось уступить.
Работы разных стилей не вступают в противоречие друг с другом, а создают гармоничную объёмную картину трудового процесса на фоне неповторимого крымского ландшафта. Отражающие моменты строительства картины эмоциональны, экспрессивны. Этим подкупают и завораживают.


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.