Художественный образ Крымского моста
Наши мастера изобразительного искусства начали создавать его задолго до того, как величественное сооружение предстало пред нами во всей своей красе. Это не просто связь полуострова с материком, а символ воссоединения Крыма с Россией.
С радостью откликнулись мастера изобразительного искусства на предложение руководителя организации «Крымские межмузейные коммуникации» Сергея Пушкарёва запечатлеть на полотнах этапы великой стройки. Грандиозный проект поддержали Комиссия по культуре и сохранению культурного наследия Госсовета РК, Министерство культуры, республиканское отделение Союза художников России. Помогло организовать пленэры Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань».
Итогом многочисленных пленэров стала выставка в республиканском Доме художников «Мост, соединивший навеки».
- Многие картины крымчане и гости полуострова видели в Госсовете, в Евпаторийском краеведческом музее, в выставочном зале Никитского Ботанического сада, - отмечает организатор и куратор проекта Сергей Пушкарёв. - Некоторые работы были представлены в Московском парламентском центре. И везде к ним большой интерес. И вот теперь - итоговая экспозиция. В ней представлены 64 работы, по которым можно проследить рождение не имеющего аналогов сооружения через Керченский пролив. Выставка - наш подарок землякам и всем россиянам к пятой годовщине Крымской весны.
Подавляющее большинство картин выполнено непосредственно на пленэре. Чтобы подчеркнуть это, многие выставлены без оформления в рамы, с мольберта. 26 полотен принадлежат кисти самого активного участника пленэров Виктора Шесняка, который был помощником организатора и куратора проекта.
Здесь есть работы Павла Шумова, Дмитрия Филова, Юрия Фастенко, Романа Третьякова, Алексея Спольского, Алексея Петрухина, Александра Максименко, Александра Лохтенко, Николая Карпова, Ивана Каракуля, Галины Кузьминой и Владимира Антоненко. Выставка ценна ещё и тем, что наши современники попытались возродить жанр промышленного крымского пейзажа, популярного в 30-е годы прошлого столетия. Всплеск интереса к нему был в 60-е годы во время строительства Северо-Крымского канала. Исчезли поводы, иссяк интерес у художников, но, как оказалось, не у коллекционеров. Одни картины попали в частные собрания, другие - в коллекцию Управления федеральных автомобильных дорог «Тамань».
- На пленэрах выдавали каски и спецодежду, - рассказывает заслуженный художник РК Александр Максименко. - К такой атрибутике привыкли быстро, она не отвлекала. Я ощутил такую сильную энергетику на стройке, испытал такие позитивные эмоции, что уезжать не хотелось. Созидательный порыв нам передался от рабочих, инженеров, с которыми познакомились. А общались только в часы их отдыха, поэтому на полотнах людей нет.
И всё же портрет строителя на выставке есть. Его создал 92-летний Юрий Фастенко, признанный мастер реалистической живописи.
- Выезжать на пленэры мне трудно, но оставаться в стороне не мог, - признаётся Юрий Петрович. - У меня много зарисовок портретов людей труда, сделанных в разные годы. Они помогли создать обобщённый образ строителя моста на фоне грандиозного сооружения. Картину я назвал «Радуга над проливом».
Не остался равнодушным к событию века и известный абстракционист Дмитрий Филов, картины которого экспонируются в разных странах, украшают музейные и частные коллекции. Его «Мост воссоединения» привлекает и необычным решением темы, и символичностью, и лиризмом, которые переданы в композиции, в выбранных красках. На полотне мы видим радугу. Но не небесную, а морскую. С картиной автору пришлось расстаться: коллекционер был столь настойчив, что пришлось уступить.
Работы разных стилей не вступают в противоречие друг с другом, а создают гармоничную объёмную картину трудового процесса на фоне неповторимого крымского ландшафта. Отражающие моменты строительства картины эмоциональны, экспрессивны. Этим подкупают и завораживают.
Фото автора.