Дайте премию почтальону!

21 Декабрь 2018 882
Здание бани в Кумово. В ней давно никто не моется.
Здание бани в Кумово. В ней давно никто не моется.

Часть Раздольненского района - это север полуострова. После открытия Крымского моста здесь стало меньше туристов, да и жители полуострова не часто выбираются сюда. Но на севере есть, на что посмотреть. Ещё бы, людям хорошо жилось в сёлах…

«Смотрите, что получается»

Много ли вы знаете населённых пунктов на севере Крыма? Красноперекопск, Армянск, Перекоп? А как же сёла Раздольненского района, которые подобрались почти к берегу Чёрного моря? Они расположены вдали от оживлённых трасс. Например, Кумово, в котором около 1000 человек жителей, находится примерно в 10 километрах от Ботанического. Вроде недалеко, а всё равно будто на отшибе. Это потому, что за Кумово только степь и море.
Появилось это село в 1929 году, хотя есть сведения, что люди тут жили ещё с начала XIX века. До депортации в 40-х годах этот населённый пункт назывался Кизил-Бай, потом его переименовали. Есть мнение, что так звали лётчика - старшего лейтенанта Кумова. Его сбили фашисты рядом с селом, поэтому в 1948 году населённому пункту дали такое название.
Сейчас тут много домов, улицы заасфальтированы, есть Дом культуры на 400 мест, школа, библиотека. Казалось бы, живи и радуйся. Но у крымчан проблем хватает.
С разговорчивой Галиной мы встречаемся на одной из улиц Кумово. Она охотно делится своими проблемами, рассказывает, как соседи потихоньку подбираются к её дому.
- Смотрите, что получается. Я в правительство даже писала, что мы получили по переселению дома, дали нам по три метра земли от каждого здания .
А потом мой сосед начал заходить на мою территорию, стол поставил, - делится наболевшим Галина. - Ещё архитектор был при Украине, сделал так, что все мои сараи оказались на соседской земле. А мне дети помогали сараи строить, я один сама глиной мазала. Смотрите, что ещё получается: был переулок у нас, на выгон скот отправляли, а сосед его забором закрыл.
Слушать Галину - одно удовольствие для городского жителя. Мы переживаем, что одни соседи музицируют до трёх ночи, другие соревнуются в знании русского матерного языка. А оказывается, что сосед в селе - это та ещё неприятность, может и землю забрать.
Но это не самое интересное. В Кумово, в котором есть газ и электричество, в школе почему-то нет отопления. Здание согревают в холода углём. Не подведён газ и к медпункту. Врач приезжала сюда несколько раз, замёрзла, заболела и сказала, что больше в селе не покажется.
Весело здесь работает и почтальон. О тяготах своей профессии крымчанка по имени Татьяна может рассказывать поэмы. В определённые дни она выносит стол на улицу, садится за него и начинает собирать платёжки с селян.
В любую погоду Таня сидит за этим столом и работает. Отделение почты было когда-то в отдельном здании, но его благополучно закрыли. И теперь даже в мороз Татьяна мёрзнет, согревает холодные руки, но трудится. Вот кому надо премию давать за добросовестный труд!
- У нас ещё транспорт, вы напишите обязательно! - добавляет Галина. - Значит, что получается: автобус идёт с Раздольного утром через Ручьи, а потом в Кумово, потом снова в Раздольное. И всё. Мы к врачу не попадаем. На частниках народ ездит, но так это дорого, да ещё частника найти нужно.
О проблеме транспорта говорит и Сергей из Кумово. Мужчина готов работать, но негде. Без нормального автобусного сообщения с другими населёнными пунктами далеко не уедешь. Раньше в Кумово выращивали рис, работы было много. Теперь посеяли зерновые, но селянам от этого «ни холодно, ни жарко». Говорят, что у чиновников у всех зарплаты есть, а простой народ трудится за 10 тысяч и не знает, как семью прокормить.

Нулевой километр Крыма

«Зовите меня просто Дмит­рич, как Брежнева вот звали Ильич, так и меня только по отчеству», - говорит нам при знакомстве житель села Портовое. Он приехал сюда ещё при Украине, чтобы сделать детский лагерь для детей, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС. В Крым приезжали классами из отдельных школ, до 450 маленьких пострадавших за один заезд. И в Портовом им становилось лучше.
- Это очень хорошее место для тех, кто хочет поправить здоровье, - поясняет Дмитрич. - У нас тут есть морская трава - камка. Она почти вся состоит из йода. Очень хорошая у нас питьевая вода, мы так и говорим - живая вода течёт из крана. Всё потому, что у нас насосы стоят. Кроме того, природные лечебные грязи.
Я возил в лаборатории разные, отдавал исследовать. Сказали, что грязь даже лучше, чем в городе Саки.
При всём богатстве даров природы Портовое остаётся забытым. Это нулевой километр, о котором, кажется, не помнят чиновники. Дмитрич рассказывает, что многие тут живут, словно в XX веке. Телефонная связь плохая, интернета и газа нет, тариф на электричество не льготный. По словам крымчанина, жители Портового должны платить меньше, потому что село не газифицировано.
- Когда-то здесь был порт, ещё при царе. Жили два помещика, отсюда возили в Италию пшеницу сорта «крымка», из которой делали спагетти, - рассказывает наш собеседник. - Портовое никогда никому не подчинялось, при СССР тут артель была. Люди шили матрацы, набивали их камкой, ловили рыбу, создавали рисовые чеки. Сейчас всё замерло будто. Хотя туристы приезжают, любят этот уголок полуострова.
В Портовом действительно много гостей летом. Да и зимой в единственный дом отдыха, в котором есть десять круглогодичных номеров, приезжают даже из Севастополя и Ялты. Говорят, что на юге полуострова море не такое хорошее, а здесь даже воздух лечебный. Но развлечений для туристов почти нет. Дмитрич безуспешно пытался договориться, чтобы можно было возить на катере гостей на Лебяжьи острова. Этот орнитологический заповедник служит местом зимовки для многих перелётных птиц. Здесь гнездятся кулики, чайки, утки, бакланы, цапли и много других видов птиц.
- Я с чиновниками постоянно общаюсь, а толку нет, - вздыхает Дмитрич. - Хочется верить, что что-то сдвинется с мёртвой точки. Например, мы пляж долго не убирали от камки, нам сказали, что нельзя этого делать. Потом выяснилось, что можно. Теперь порядок будем наводить.
Туристов в Портовом стало чуть меньше после событий 2014 года. Раньше сюда ездили из соседних украинских областей, теперь россияне едут через Крымский мост и до севера многие не добираюся. А жаль. Места тут удивительно красивые.
Дмитрич при этом уверен - впереди только счастливое будущее. Он видел генплан села, по которому планируется 300 дворов. 270 участков хотят отдать под строительство. Запланирован и ремонт дорог. Когда улучшения случатся, жизнь тут изменится. А пока мы можем приезжать в Портовое, чтобы подышать целебным крымским воздухом и посмотреть, как стаи птиц летят к Лебяжьим островам.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Фото автора.