Вернуть доверие к слову журналиста

4 Декабрь 2018 688
Фото Александра ПОЛЕГЕНЬКО.
Фото Александра ПОЛЕГЕНЬКО.

Как это сделать, обсуждали в Санкт-Петербурге редакторы известных печатных и онлайн изданий, корреспонденты и фотокорреспонденты, телеведущие, операторы, блогеры и режиссёры из 55 стран Евросоюза, СНГ, Балтии и практически всех регионов России на XIII международном медиафоруме «Диалог культур».

На заседаниях, вебинарах в Государственном Эрмитаже - главной площадке ежегодного события - участники говорили о роли digital-технологий (цифровых технологий) во взаимодействии культур. Это отдельная проблема в главной теме форума - построение диалога в Евразийском медиапространстве. Вопрос: цифровые технологии - новые возможности для коммуникации или средство уничтожения печатных медиа? Председатель Медиаконгресса «Содружество журналистов», секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян рассказал, что в Париже, где проходила медиаконференция «Умное будущее Евразии», он видел огромные очереди в газетные киоски. Знаете, сколько номеров в день продают в нём? 300-400 (!). А теперь вспомните, когда последний раз в Крыму вы видели людей, жаждущих прочитать свежий номер газеты? Не припомните? Они все столпились у компьютеров или гаджетов, «листая» онлайн-версию любимого издания?
- Я считаю, что всё зависит от работы журналистов, - убеждён Ашот Джазоян. - Если мы вернём доверие к их слову, прибавится и количество подписчиков. Печатным СМИ сейчас не угнаться за интернетом, им необходимо найти свою нишу. Это могут быть общественная экспертиза, журналистские расследования, аналитические материалы, серьёзные исследования, хорошая публицистика. Мы должны доверять своим соотечественникам, делать обычных людей героями материалов. Я в этом вижу миссию современного журналиста.
И участники медиафорума «Диалог культур» рассказали о таких героях. В своих телевизионных и визуальных сюжетах, фотографиях, различных проектах, документальных фильмах, объединённых в фестиваль
«Я здесь живу». Георгий Кожухаров из Болгарии, например, считает артистку балета из театра Донецка героиней. На фото она спокойно сидит на шпагате и при этом читает книгу. Но за окнами театра - война. Труппа давала бесплатные спектакли для поднятия духа его жителей. Именно так фотограф, работающий на одно из самых крупных СМИ в Болгарии, изобразил её. «Найти убежище и обрести покой» - так называется фотопроект Георгия Кожухарова о людях, живущих в условиях вой­ны. А фотограф-документалист из Шотландии Киран Доддс прославил рыжих в своём одноимённом проекте, отразив красоту и необычность этих людей.
Со своей стороны, иностранные журналисты, благодаря «Диалогу культур», смогли увидеть реальную Россию и лично пообщаться с коллегами. Секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян отметил, что это помогает развеивать стереотипы о нашей стране, сложившиеся в свете последних событий. Он убеждён, что молодым журналистам необходимо работать над преодолением стереотипов в медиа­пространстве.
Владимир Сунгоркин, генеральный директор медиа­холдинга «Комсомольская правда», высказал своё мнение о том, куда движутся медиа. Он убеждён, что журналистика становится универсальной. Идёт быстрое смешение всех старых традиций. Люди старше 40 лет привыкли, что есть радиожурналист, газетный корреспондент, фотограф. Однако теперь нужно быть универсальными.
- Приезжая, например, в Сирию, журналист сейчас сообщает о событиях там в своих постах в соцсетях, сопровождая их собственными снимками, пишет материалы в газету и готовит небольшие новости на сайт издания. Иногда он выходит ещё и в радиоэфир. Это экономично, - сказал главный редактор «Комсомольской правды».
Кстати, в этом году впервые на форум прибыли коллеги из Индии и Грузии. Событие, каждый год расширяющее свои границы, организовано Медиаконгрессом «Содружество журналистов» совместно с Государственным Эрмитажем и проходило при поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Санкт-Петербурга.

Справка

«Диалог Культур» уже на протяжении 13 лет остаётся одной из крупнейших площадок в России, где каждый год встречаются молодые журналисты из разных стран мира. Программа форума интересна не только крупным СМИ, но и независимым участникам медиарынка. Здесь каждый может представить свой проект, принять участие в дискуссиях, посвящённых проблемам развития современных изданий.

Оксана ПАВЛЕНКО.