Путешествие со штопором

Есть ли будущее у винного туризма?

29 Ноябрь 2018 735
Сейчас туристы хотят не просто побывать на дегустации, а пережить целое винное приключение.
Сейчас туристы хотят не просто побывать на дегустации, а пережить целое винное приключение.

Купить домашнего вина на розлив да продегустировать из пластиковых стаканчиков шмурдяк в прибрежной «наливайке» - вот что такое винный туризм для большинства отечественных курортников. Правительство постоянно делает акцент на важности развития энотуризма, однако на интересе путешественников к крымскому виноделию пока зарабатывает не столько республиканская казна, сколько производители суррогата.

Культура производства и потребления

Агротуризм во всём мире является вторым по популярности после пляжного. У нас это направление пока толком не развивается, однако правительство республики, стремясь превратить полуостров в круглогодичный курорт, решило делать ставку на гастрономическую составляющую.
- Приехать в Крым и не попробовать крымского вина сложно. Мы же ратуем за то, чтобы культура потребления напитка была осознанной,- поясняет министр курортов и туризма РК Вадим Волченко. - Большинство наших гостей обращает внимание на развитие виноделия в республике и появление новых хозяйств, стремится побывать в дегустационных залах, узнать историю того или иного производства и даже принять в нём участие. В Крым едут на фестивали сбора урожая, винные фестивали - это те изю­минки, которыми богат полуостров и которые он развивает, учитывая запросы туристов на аутентичность и креативность.
Суть энотуризма - через виноделие познакомить гостей с историей и особенностями региона. Попутно должна возрождаться культура производства, устанавливаются строгие стандарты качества продукции, растёт поддержка отечественных марок. Казалось бы, беспроиг­рышное направление. Эксперты не первый год предсказывают предстоящий бум энотуризма, который, однако, всё не случается.
- Если говорить об интересе туристов к винным турам, я бы разделила его на два сегмента, - говорит эксперт по гастрономии Крыма, руководитель проекта «В Крым с вилкой и штопором» Татьяна Большакова. - Первый - эногастрономический туризм как нишевый вид путешествий для профессионалов и любителей. Второй - привычный нам вариант с элементами дегустации и посещения винодельческих заводов. Растут оба сегмента, но если говорить об общей доле винного туризма в турпотоке рес­публики, то она пока невелика: всего около 2-3%.

Нечего показать

Развитие отрасли год за годом пробуксовывает из-за отсутствия сформулированной программы и единой концепции. В Минкурортов нет данных о том, какой процент туристов, побывавших в Крыму, приезжал сюда именно за винными впечатлениями. Все потенциальные участники отрасли существуют сами по себе. Крупные предприятия устраивали программы для туристов задолго до того, как идеей развития данного направления заинтересовалось правительство. А малые хозяйства не рискуют связываться с незнакомым видом коммерции. Для организации винного тура продолжительностью более одного дня согласно действующему законодательству требуется туроператорская лицензия, обеспечение путешественников местами для размещения и транспортом. Какому фермеру охота со всем этим связываться, особенно если нет гарантии, что расходы окупятся? Оптимальный вариант для производителя сегодня - сделать своё предприятие одним из пунктов посещения в ходе стандартного тура, например, по историческим местам Крыма. Тогда не нужно обременять себя организационными нюансами, достаточно будет открыть завод для визитов. Вариант неплохой, вот только прихотливому и искушённому российскому туристу он уже приелся, так что спрос на подобный тур-продукт не велик.
Ещё один стопор в развитии винного туризма - не определены целевые ориентиры. Руководство республики до сих пор не очень понимает, для кого именно развивает это направление. Туроператоры то и дело сталкиваются с запросами клиентов вроде «подавить виноград, как Челентано» или попробовать настоящего крымского вина из домашней винодельни, а Крым упорно навязывает экскурсии по основным заводам отрасли. Так что нынешний скромный спрос на винные туры связан не с отсутствием интереса у путешественников, а с нехваткой предложений на крымском рынке.
- То, что происходит с винным туризмом сейчас, - это лишь зёрна, которые прорастут ещё очень нескоро, - считает винодел и сомелье Павел Швец. - До того момента, когда будут созданы некие подходящие объекты винодельческой инфраструктуры, пройдёт достаточно много времени. Для начала нужно, чтобы инвесторы «сели» на конкретные земли, чтобы заложили виноградники, начали производство вина. А туризм будет попозже. Сейчас у нас не так уж много хозяйств, на которые можно приглашать людей.

Крым на вкус

Тем не менее, с этого года полуостров появился на «Гастрономической карте России». Это федеральный проект, с руководителями которого правительство республики заключило соглашение о сотрудничестве, что, по словам Вадима Волченко, позволит развивать гастрономическое фестивальное движение. Кроме того, в этом году появился первый реальный и понятный проект в сфере энотуризма - «Винная дорога Крыма».
- Учитывая запросы наших гостей, в Министерстве курортов республики появилась идея создания сети локальных эногастрономических маршрутов по полуострову, которые позволят привлекать туристов не только в летний сезон, но и в осенне-зимний период, - комментирует Вадим Волченко. - Проект направлен на объединение усилий винодельческих предприятий, средств размещения, туроператоров, объектов гастрономического туризма и органов крымской власти в создании качественного и доступного туристического продукта, а также в его популяризации и продвижении.
К проекту уже присоединились 11 производителей вина. Он включает посещение предприятий с экскурсией и дегустацией, мастер-классы по виноделию, знакомство с единственной в Крыму частной коллекцией автохтонных сортов винограда, ретро-дегустацию при свечах в старинном голицынском подвале, посещение самой мощной в Европе площадки по производству мадеры, а также возможность принять участие в сборе урожая в период уборки винограда.
Внятный проект вызвал интерес у российских туроператоров. Уже появились программы винных туров, в которые входит не только посещение винодельческих хозяйств, дегустация вина, сыров и других крымских продуктов, но также транспортное обслуживание и размещение в гостиницах. Стоимость таких туров сейчас варьируется от 9,9 до 42 тыс. руб. в зависимости от продолжительности (от двух до пяти дней), выбранного региона посещения и категории отеля.
- Любое винодельческое хозяйство, безусловно, интересно как туристический объект. Не использовать это было бы неправильно, - резюмирует председатель совета СРО «Крымское бюро винограда и вина» Янина Павленко. - Ещё Голицын, основоположник русского виноделия, говорил о том, что вино - это продукт местности. Один и тот же сорт винограда даёт совершенно разные вкусо-ароматические свойства, в зависимости от того, где он рос. Важны климатические условия, почва, высота над уровнем моря, угол наклона поля, близость гор и так далее. Поэтому мы говорим, что вино - это тот продукт, с помощью которого гости полуострова могут познать Крым на вкус.
И именно за этим к нам и едут.

Елена ЮМАНОВА.