Влюблённые в Коктебеле

Кинорежиссёр и поэтесса навеки вернулись в Крым

27 Ноябрь 2018 5637
Последний приют Алексея Каплера и Юлии Друниной в Старом Крыму.
Последний приют Алексея Каплера и Юлии Друниной в Старом Крыму.

«Три товарища», «Необыкновенное лето», «Человек-амфибия», «Полосатый рейс», «Синяя птица» и ещё два десятка фильмов, созданных по сценарию человека, 75 лет назад сосланного в Воркуту за то, что стал для девушки первой любовью. И памятник на старом кладбище, откуда «видно поле и дорога на Коктебель», где похоронен с последней любовью. 115 лет назад родился сценарист, кинорежиссёр, актёр, телеведущий Алексей Каплер.

Впрочем, по другим данным, много лет считавшимися официальными, родился он позже: 11 октября 1904 года. Но несколько лет назад в Историческом архиве Киева исследователи нашли метрическую книгу за 1903 год, где указано, что у купца Якова Нафталиевича Каплера и его супруги Раисы Захарьевны был рождён сын Лазарь Бекеффи. Позже принявший православие парень крещён под именем Алексей.
Он обязательно приезжал в Крым каждый год вместе с последней любовью - поэтессой Юлией Друниной, бродил по Старому Крыму и Коктебелю, восторгался видами Южнобережья и Карадага. Наверняка именно здесь рождались в его воображении сцены с участием Ихтиандра и Гуттиэре из «Человека-амфибиии» и приключения команды из «Полосатого рейса». Он любил этот край за тихое великолепие и навсегда вернулся в него из Москвы 39 лет назад: огромный валун, увитый плющом, на старом кладбище Старого Крыма - последний приют Алексея Каплера. Ещё мальчишкой он увлёкся искусством, бегая вмес­то школы в кинотеатр, где шли иностранные приключенческие фильмы, и не в силах дождаться следующей серии, сам придумывал её в деталях. Потом вместе с друзьями организовал даже театр «Арлекин», в котором уже не только сочинял, но и играл. Первая серьёзная кинороль в 1926-м в фильме Юрия Тынянова, Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Шинель» по повестям Николая Гоголя «Шинель» и «Невский проспект». О той роли вспоминал с иронией: «Попал во всемирную «Историю киноискусства». Так назывался журнал французского критика Жоржа Сажуля, где была помещена фотография с подписью: «Советские артисты Андрей Костричкин и Алексей Каплер в кинокартине «Шинель». Пробовал себя в качестве режиссёра - «Право на женщину», «Шахта 12-28» - но оба фильма зрители так и не увидели: картины запретили. Тогда Алексей Каплер посвятил себя сценарной деятельности: за фильмы «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году» получил две Сталинские премии, а любовь миллионов зрителей - за «Полосатый рейс» и «Человека-амфибию». Он, кстати, имеет крымские корни не только по сценаристу, но и по актёру, исполнившему главную роль, севастопольцу Владимиру Кореневу, и по местам съёмок - в районе Карадага и Ласпи: места для съёмок режиссёры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв выбрали с подачи влюблённого в Крым сценариста.
Он вообще часто влюблялся, несколько раз был женат, но две его любви, пожалуй, особенные - за одну расплатился десятью годами лагеря, вторую боготворил до конца жизни.
В годы Великой Отечественной Алексей Каплер был фронтовым журналистом. Как-то в Москве, когда он в очередной раз приехал в редакцию «Правды», случайно познакомился с выпускницей школы Светланой. Он признавался ей в любви через газету в «Письме лейтенанта Л. из Сталинграда», а она потом вспоминала, что Люся (так звали Каплера близкие) был «самым добрым, самым умным и прекрасным». И всё бы ничего, но девушка Светлана носила фамилию Сталина. Конечно, женатый, да ещё окутанный славой «любимца женщин» сценарист и фронтовой корреспондент не устраивал в качестве «любви» единственной дочки самого Иосифа Виссарионовича. Кинорежиссёр в 1943-м объявлен «английским шпионом» и на пятилетку отправился в Воркуту. В конце марта 1948-го приехал в Москву, хотя ему и было запрещено. Через неделю вновь арестовали на 5 лет, отправили за 300 километров от Воркуты - в Инту. Реабилитировали уже в 1954-м. Впрочем, наверное, это всё нужно пройти, чтобы встретить настоящую любовь - поэтессу-фронтовичку Юлию Друнину. И вместе с ней открывать для себя прекраснейший Крымский полуостров.
Она была на 11 лет младше, москвичка, дочь учителя Владимира Павловича и библиотекаря Матильды Борисовны, в 16 лет добровольцем ушедшая в сандружину. Две недели с пехотным батальоном выбиралась из окружения, контужена. Потом школа младших авиаспециалистов, медсестра на 2-м Белорусском, тяжёлое ранение, 3-й Прибалтийский фронт, медаль «За отвагу» и орден Красной звезды. Стихотворения о мире и войне, которые писала в любую свободную минуту. Первое о войне создано на фронте, 75 лет назад, оно стало самым известным: «Я только раз видала рукопашный,/ Раз наяву.
И тысячу - во сне./ Кто говорит, что на войне не страшно,/ Тот ничего не знает о войне».
Влюблённые останавливались обычно в Доме творчества писателей в Планерском, откуда совершали многокилометровые пешие прогулки по окрестностям, набираясь сил и творческих планов вдали от душной Москвы. Крым словно венчал их любовь, глубокую и искреннюю, когда невозможно оторваться друг от друга даже на расстоянии. В литературно-художественном музее Старого Крыма хранятся несколько телеграмм Алексея Каплера, что присылал он Юлии Друниной с постоянными признаниями в любви, когда им приходилось расставаться: она приезжала в Планерское, он ещё оставался в Москве - вёл прямые эфиры «Кинопанорамы».
И стихотворения, посвящённые любимому, где она писала, что «милее и дороже» человека ей не сыскать.
Алексея Каплера не стало 11 сентября 1979-го, Юлия Друнина выполнила его последнюю волю: перевезла прах на их любимый полуостров, в Старый Крым, чтобы было
«с кладбища видно поле и дорогу на Коктебель». И уже знала, что и ей «лежать положено» на этом Старокрымском кладбище за автостанцией, у трассы Симферополь - Керчь. Она покончила с собой 21 ноября 1991-го.
У огромного валуна на крымском кладбище появился небольшой мраморный памятник, на котором кинорежиссёр и
поэтесса снова вместе, и смотрят влюблённые в одну сторону - на дорогой их сердцу Крым.

Наталья ПУПКОВА.