«Избавиться от поголовья - проще всего»

21 Ноябрь 2018 705
Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Подводя итоги очередного сельскохозяйственного сезона, крымское правительство было вынуждено признать: республика обеспечивает себя всем продуктовым ассортиментом, кроме молока и говядины. На фоне всевозможных успехов местного агропрома животноводство выглядит удручающе. Например, за прошлый год поголовье в Крыму увеличилось всего на сто коров. Очевидно, что отрасль переживает серьёзный кризис. Можно ли из него выйти и нужно ли это делать, «Крымской правде» рассказал эксперт в сельскохозяйственной отрасли Николай КОЛИСНИЧЕНКО.

Должно быть своё

- При Советском Союзе животноводство в Крыму было на подъёме. Как удавалось поддерживать отрасль?

- Животноводство в советское время было представлено практически во всех колхозах и совхозах. Отрасль выполняла много функций. Первая и самая главная - продовольственное обеспечение. Даже в период тотального дефицита мы не испытывали недостатка продуктов. Да, не хватало товаров лёгкой промышленности, ещё чего-то, но продовольствием люди были обеспечены в полной мере. Человек мог купить всё, что нужно, благодаря местному производству. Даже был такой период, когда Крым поставлял продукты в Польшу, где в то время сложилась тяжёлая ситуация. Для этого нам пришлось нарастить объёмы производства, но тогда была возможность это сделать - потенциала хватало, чтобы кормить и полуостров, и другие регионы и страны. Все школы, детские сады были обеспечены натуральным молоком и мясом. Это очень важный вопрос - чем мы кормим подрастающее поколение? Особенно сейчас, когда с продуктами, особенно для детей, в Крыму плохо.
Была у животноводства и другая функция: навоз шёл на поля во всех районах полу­острова. Сейчас, когда отрасль в упадке, органического удобрения в Крыму практически нет. Поэтому я и говорю постоянно: нужно восстанавливать животноводство для того, чтобы кормить поля. Тогда будет отдача - будут хорошие урожаи. Поле требует подкормки, органики.

- Почему сейчас не получается развивать животноводство?
В чём загвоздка?

- Проблема в том, что отрасль попросту потеряна для региона. Не в том дело, что у нас не хватает знаний или опыта, как её развивать. Но власти посчитали, что вопрос обеспечения республики молоком и мясом можно закрыть за счёт привозной продукции. Запуск Крымского моста дополнительно облегчил поставки товаров на полуостров. Это неплохо, но в регионе должно быть и своё производство, которое нужно потихоньку наращивать. Почему? Во-первых, крымчан надо обеспечивать работой. На производстве, а не только в торговле. Во-вторых, качество той продукции, которую к нам привозят, не выдерживает критики. Что ни возьми - кругом пальмовое масло, восстановленное сухое молоко или ещё какой-нибудь суррогат. Дело в том, что за качеством произведённой в Крыму продукции местные власти следят, а вот то, что ввозится извне, контролировать невозможно. Я уже не говорю о цене - мост построили, но привозные продукты дешевле не стали.

- Кстати, есть мнение, что развитие молочного животноводства тормозит, в том числе, отсутствие государственного запрета на использование в производстве растительных жиров. Прежде всего, пальмового масла. Вы с этим согласны?

- Безусловно. И считаю, что с этим надо бороться. Запретить пальмовое масло и тщательно контролировать, чтобы его исключили из производственных процессов.
У нас очень много всевозможных контролирующих служб, и они, мне кажется, должны заниматься этим вопросом в том числе. А сегодня всех всё устраивает. Удобная позиция - закрывать глаза и не замечать проблему. Тем временем на прилавках полно молочной продукции, но никто не знает, из чего она сделана. Молоко хранится по три-четыре месяца - это разве нормально? Невозможно быть уверенными в качестве сливочного масла, сыров, творога.
А ведь мы едим это каждый день, эти продукты влияют на наш организм постоянно.

Последовательный подход

- Какие меры, по вашему мнению, следует принять в первую очередь для возрождения крымского животноводства?

- Могу сказать, что некоторые подвижки в этом направлении уже есть. Например, в 2015 году в Крыму было всего 15,6 тысячи голов крупного рогатого скота. К началу 2019-го, по расчётам Министерства сельского хозяйства республики, этот показатель вырастет до 33 тысяч, в том числе количество коров составит 15,5 тысячи. Животноводство нужно восстанавливать, но надо быть готовыми к тому, что это получится не сразу - придётся вложить много сил и времени в развитие отрасли прежде, чем будет отдача. Начать следует с науки - она должна сформулировать и дать производителям чёткие рекомендации, показать путь. Сейчас, например, это делается в зерновом хозяйстве, но нужно работать и по другим направлениям сельхозпроизводства.
Далее. В Крыму проблемы с водой, значит, нужно думать, как при отсутствии полива обеспечить животноводство кормовой базой. Когда я работал в Симферопольском районе, случился засушливый период, и хозяйства остались без кормов. Тогда мы нашли возможность заготавливать силос в Кировоградской области и таким образом спасли ситуацию. Дело в том, что при Советском Союзе сам подход был иным: никто не думал об уничтожении отрасли только потому, что нет корма - искали, где его взять. Мы понимали задачу: животноводство нужно сохранить во что бы то ни стало. Избавиться от поголовья проще всего, но идти по этому пути неправильно. Министерство сельского хозяйства Крыма должно бороться за развитие местного животноводства. Прежде всего, работать над созданием кормовой базы. Для этого, в числе прочих мер, нужно вводить в оборот бесхозные земли.
Ещё одна проблема, которой надо заниматься, - инфраструктура. Сейчас она полностью разграблена: технику растащили на металлолом, коровники разобрали на стройматериалы. Теперь всё это нужно восстанавливать. То бишь подход к возрождению животноводства должен быть комплексным. Но я считаю, что возможность восстановить отрасль есть.

- Вы часто бываете в регионах, хорошо знакомы с ситуацией на мес­тах. Готов ли Крым к развитию животноводства с точки зрения кадров?

- Скажу прямо: кадров нет. Приведу простой пример.
У нас есть учебные учреждения, которые готовят ветеринаров. Но разве выпускники потом идут работать на селе? Нет, они предпочитают устраиваться в ветеринарные клиники, лечить кошечек и собачек. И их можно понять: такая работа проще, а доход приносит больше. Чтобы молодёжь потянулась на работу в сельхозпроизводстве, нужно рассказывать о преимуществах такой карьеры. Но прежде, конечно, эти преимущества необходимо создать через солидную зарплату и хорошие условия проживания. И люди пойдут. Но сейчас кадровая база уничтожена.

- Помимо разведения крупного рогатого скота, какие ещё направления животноводства нужно развивать в Крыму?

- Начать следует с вопроса: какая отрасль даёт результат быстрее всего? Безусловно, свиноводство. Поэтому начинать нужно именно с него. Плюс птицеводство - в нём отдача тоже скорая. Курица растёт три-четыре месяца, и её уже можно пускать в переработку. После того, как в полной мере заработают эти два направления, можно взяться за кролиководство. Сейчас эта отрасль загублена полностью. А ведь кролики - это диетическое, лёгкое мясо, на которое всегда хороший спрос. И, опять же, скорая отдача. Кролики, в принципе, неприхотливы, хорошо размножаются, быстро растут. Тем временем нужно готовить кадры для отрасли, научную и инфраструктурную базу.
И уже после этого переходить к постепенному наращиванию производства. Но для всего этого нужна государственная поддержка. Если нет своего ресурса, крымские власти должны объяснять и доказывать в Москве важность и необходимость развития животноводства на полуострове. Сейчас Министерство сельского хозяйства РФ активно помогает Крыму - надо этим воспользоваться.

Елена ЮМАНОВА.