Валерик-«поэт» - сын бригады

Как в Севастополе «Окопная правда» появилась

20 Ноябрь 2018 1132
Последний номер «Окопной правды».
Последний номер «Окопной правды».

Он, конечно, бы стал хорошим журналистом. Быть может, работал бы в родном городском «Маяке коммуны», ныне - «Славе Севастополя», а, может быть, перебрался бы в Симферополь, в «Красный Крым», «Крымскую правду». Или вовсе бы уехал учиться в Москву… Не суждено - навеки остался в городе-герое, навеки - тринадцатилетним. Валерий Волков, маленький редактор рукописной газеты «Окопная правда», погиб за город в июне 1942 года.

Морпех из Чоргуни

Он погиб за Крым, хотя полуостров стал родным лишь год назад, в 1941-м, когда уже началась Великая Отечественная. Мальчик с отцом, мамы не стало ещё до войны, чудом добрался сюда из Черновцов - к дяде в Бахчисарай. Дяди уже не было, возвращаться тоже некуда - родные места Волковых оккупированы фашистами уже через две недели после вторжения в нашу страну. Жили в Бахчисарае, потом, когда фашисты стали приближаться и к Севастополю, перебрались в Чоргунь (ныне Черноречье). Отец был сапожником, мальчик, как мог, помогал, а вдвоём они помогали партизанам Севастопольского отряда, действовавшим неподалёку. За это фашисты и казнили отца мальчика, а ему самому чудом удалось бежать.
На старом фото, сделанном кем-то из военных корреспондентов, лопоухий мальчуган с серьёзно-пытливым взглядом, ушанка со звёздочкой да подогнанная на скорую руку чёрная морпеховская шинель. Он пришёл в одно из подразделений знаменитой 7-й бригады морской пехоты, чтобы с оружием в руках отстаивать город и мстить фашистам. Обычный поступок маленького патриота. Их были тысячи по всей стране, сотни в Севастополе - мальчишек и девчонок, решивших бороться с врагом наравне со взрослыми. Известных и всё ещё безымянных маленьких героев, чьё детство опалила война. Валерик, как ласково назвали его однополчане, очень скоро стал всеобщим любимцем, ведь у многих солдат, державших здесь оборону, дома остались дети, и практически каждый ничего не знал об их нынешней доле. Одно время командиры пытались, конечно, отправить мальчугана в убежище подальше от опасных рубежей, но Валера был очень уж упорный в желании бороться с врагом именно на передовой. Да и помощник - хороший: всегда рядом, если нужно поднести патроны, дать напиться раненым. И стрелял хорошо, отбивая вместе с бригадой очередную вражескую атаку, и в разведку часто ходил - мальчуган наблюдательный, вёрткий. А в редкие минуты затишья читал солдатам любимые стихотворения: помнил их множество, что-то из школьных уроков, что-то из прочитанных ранее книжек. Чаще всего читал Маяковского. «Наш Валерик - «поэт», - уважительно называли тринадцатилетнего защитника Севастополя боевые товарищи.
Он умер у них на руках, успев бросить гранаты под танки со свастикой на броне. Это было в конце июня 1942-го,  когда враги начали третий штурм города. Группа защитников Севастополя, среди которых был Валерик, держала удар под Инкерманом в здании школы. Прикрывали один из путей к Севастопольской бухте, где грузили раненых на катера. На помощь врагам, безуспешно штурмовавшим бастион, двинулись три танка. Валерик бросился наперерез, зажав гранаты в правой руке. Лишь на миг остановился, когда фашистская пуля прошила плечо, стиснул зубы, зажал гранаты другой рукой.  Бросок, и первый танк завертелся, загородив путь другим. Через миг запылали и они: товарищи мальчика бросились в атаку, закидывая железные машины бутылками с зажигательной смесью. Этот костёр, отразившийся в летнем небе, был последним, что увидел израненный осколками Валерик Волков. Он, обессилевший от потери крови, что лилась из пробитого плеча, не успел отскочить после своего броска.

Последний номер

В память о юном защитнике Севастополя остался небольшой пожелтевший от времени, истёртый на сгибах листок, исписанный аккуратным, хоть и слегка торопливым, ученическим почерком. Листок с нарисованными маленькой звёздочкой наверху и знаменем посредине, цветных карандашей у мальчика, конечно, не было. Но и звезда, и знамя, без сомнения, алые - под ними сражалась в те годы страна. Одиннадцатый выпуск рукописной газеты «Окопная правда», редактором, единственным журналистом и художником которой был пионер Валера Волков. Он с радостью согласился на предложение выпускать боевой листок, какими-то одному ему известными путями добывал бумагу и карандаши. «Окопная правда» передавалась красноармейцами из рук в руки, словно большая драгоценность. И хотя о том, что было написано в газете, бойцы знали и сами, ведь именно о них, их каждодневных подвигах и писал Валерик-«поэт», но он, ребёнок, умел находить такие простые и одновременно сильные слова, поднимавшие боевое настроение у однополчан.
Одиннадцатый выпуск - единственный (во всяком случае, пока ещё) из сохранившихся номеров газеты. Он стал последним, написанным мальчиком в коротких паузах между грохотом боя. Валера выпустил номер незадолго до гибели. Небольшой пожелтевший листок бумаги сохранили единственные из выживших тогда на грозном школьном бастионе - Илита Даурова и Иван Петруненко. Сохранили они и пионерский галстук мальчика, ставший их знаменем. Как и мечтал Валера, с этим знаменем они освобождали Севастополь в мае 1944-го. С ним встретили 9 мая 1945-го. Валерий Волков верил в Победу: «Мы победим потому, что защищаем свою родную землю. Главное: не жалеть себя ради Родины!».
Тогда, в конце июня 1942-го, их осталось только десять, прикрывавших дорогу к порту: «мощный кулак», даже два, бивших врага. Об их подвиге,  о гибели Валеры и о его «Окопной правде» стало известно уже после Победы: выжившие бойцы передали 11- й номер газеты в ту самую школу, где в 1942-м держали оборону. Валерик считал, что это 52-я, на самом деле - 12-я, в районе Ушаковой балки, а ныне - школа-интернат №4, где фото мальчика хранят в музее. И строки, которые он выводил в «Окопной правде», знают в школе. «Наша десятка - это мощный кулак, который врагу будет дивизией, и, как сказал майор Жиделев, мы будем драться, как дивизия.
Нет силы в мире, которая победит нас, Советское государство, потому что мы сами хозяева, нами руководит партия коммунистов. Вот посмотрите, кто мы здесь, в 52-й школе: командир морского пехотного полка майор Жиделев, русский; капитан, кавалерист, грузин Гобиладзе; танкист, рядовой Паукштите Василий, латыш; врач медицинской службы, капитан Мамедов, узбек; лётчик, младший лейтенант Илита Даурова, осетинка; моряк Ибрагим Ибрагимов, казанский татарин; артиллерист Петруненко из Киева, украинец; сержант, пехотинец Богомолов из Ленинграда, русский; разведчик, водолаз Аркадий Журавлёв из Владивостока; сын сапожника, ученик 4-го кл., Волков Валерий, русский. Посмотрите, какой мощный кулак мы составляем и сколько немцев нас бьют, а мы сколько их побили. Посмотрите, что творилось вокруг этой школы вчера, сколько убитых лежит из них, а мы, как мощный кулак, целы и держимся, а они, сволочи, думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами. Ха-ха, трусы, оставляют даже тяжелораненых и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать всё это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе! 52-я школа! Твои стены держатся, как чудо, среди развалин, твой фундамент не дрогнул, как наш мощный кулак десятки... Это такие мощные кулаки, их миллионы, нас никогда не победят сволочи Гитлер и другие. Нас миллионы, посмотрите! От Дальнего Востока до Риги, от Кавказа до Киева, от Севастополя до Ташкента, таких кулаков миллионы, и мы, как сталь, непобедимы! Валерий «поэт» (Волк) 1942 г.».
На братском кладбище в посёлке Дергачи - скромный могильный камень: «Пионер Волков Валерий, 1929 года рождения. Юный разведчик. Погиб в 1942 году». Останки мальчика перезахоронили сюда уже после войны, первоначально маленького героя похоронили возле той школы, что обороняла «десятка». А пятьдесят пять лет назад Валерика - «поэта» посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Город же, за который он отдал свою совсем юную жизнь, живёт благодаря Валерику Волкову и сотням таких же мальчишек и девчонок, вставших на его защиту в годы войны.
И улица имени юного редактора «Окопной правды» есть в спасённом им Севастополе.

Наталья ПУПКОВА.