«Враг получил по заслугам!»

17 Ноябрь 2018 876
В первом ряду справа налево: Иосиф Сталин, Никита Хрущёв, Лаврентий Берия, Матвей Шкирятов. Во втором ряду справа налево: Георгий Маленков и Андрей Жданов.
В первом ряду справа налево: Иосиф Сталин, Никита Хрущёв, Лаврентий Берия, Матвей Шкирятов. Во втором ряду справа налево: Георгий Маленков и Андрей Жданов.

Эти строки 65 лет назад, в декабре 1953 года, часто появлялись на страницах «Крымской правды». Так говорили о том, перед кем ещё несколько месяцев назад трепетали, зная о его всесильности. О Лаврентии Берии, наркоме, министре внутренних дел СССР. Слова звучали вполне искренне: миллионы поломанных судеб и уничтоженных жизней, в том числе и крымчан, связаны с ним. В бериевских «чёрных воронках» в трагические годы арестовывать, часто безвинных, приезжали обычно трое. И его самого арестовывали трое, правда, генералы, Герои Советского Союза, - Георгий Жуков, Павел Батицкий и Кирилл Москаленко. Они, прошедшие войну, выполняли волю «друзей-соратников» министра, боявшихся его реального противостояния в борьбе за власть.

5 марта 1953-го страна пережила шок - не стало Иосифа Сталина. Пока простые граждане гадали, что теперь будет с государством, соратники вож­дя затеяли борьбу за кресло. Лаврентий Берия, назначенный спустя два дня после смерти Сталина первым заместителем председателя Совета министров СССР, был наиболее реальным кандидатом, обладающим к тому же мощной поддержкой силовиков. Конкурентов это не устраивало: 26 июня Никита Хрущёв созвал совещание Совета Министров СССР, обвинил Берию в антигосударственной деятельности и шпионаже в пользу Великобритании и поднял вопрос о снятии его со всех постов. Пока шокированный такой дерзостью министр не одумался и не подтянул помощь, в зал поспешили вооружённые генералы - арестовывать. В Москву были стянуты войска, на всякий случай, но боевые генералы сработали чётко. Чтобы ближайшие сподвижники Берии не попытались его освободить, в течение суток арестовали и их. Берию вывезли из Кремля на гарнизонную гауптвахту Московского военного округа, а спустя сутки перевели в специально оборудованную камеру в бомбоубежище при штабе Московского военного округа. Его сын Серго и дочь Сталина Светлана утверждали, что арестовывали министра вовсе не в Кремле, а в собственном доме, и застрелили при оказании сопротивления.
В середине июля в нашей газете появилось небольшое сообщение о том, что «банда заговорщиков в лице бывших министра внутренних дел СССР Лаврентия Берии, министра государственного контроля СССР Всеволода Меркулова, первого заместителя министра внутренних дел СССР Богдана Кобулова, начальника 3-го управления МВД СССР Сергея Гоглидзе, министра внутренних дел Украинской ССР Павла Мешика, министра внутренних дел Грузинской ССР Владимира Деканозова и начальника следственной части по особо важным делам МВД СССР Льва Влодзимирского, оказавшихся агентами иностранного капитала, использовавшими своё положение для ликвидации рабоче-крестьянского строя, обезврежена». Редакцию сразу завалили письмами. Причём люди отреагировали, как надо: «Советский народ единодушно требует суровой кары изменнику Родины и его сообщникам». За шесть дней до Нового года газета публикует информацию с заседания Верховного суда СССР о том, что судебное следствие полностью подтвердило и материалы предварительного, и обвинения, предъявленные всем подсудимым.
В отношении Лаврентия Берии зафиксировано, что «преступную деятельность по установлению тайных связей с иностранными разведками» он начал ещё во времена Гражданской войны, а потом и вовсе «сколотил враждебную Советскому государству группировку». Всех решено приговорить к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией имущества и лишением воинских званий и наград. Приговор обжалованию не подлежал. Внизу небольшая информация о том, что решение суда исполнено 23 декаб­ря. Как стало известно уже в наши дни, приговор привёл в исполнение Павел Батицкий, а тело казнённого сожгли в Московском крематории, прах развеяли над Москвой-рекой.
И вновь посыпались сообщения о том, как граждане Советского Союза приветствуют свершившееся в отношении «подлой банды предателей и шпионов и заявляют о готовности с удвоенной энергией бороться за победу коммунизма в нашей стране». Вот сообщают корреспонденты газеты из Сак о том, что  на Сакском химическом заводе, в цехах райпромкомбината, в колхозах и совхозах района проходят многолюдные собрания, на которых горячо одобряется приговор суда по делу гнусного изменника Берии и его шайки заговорщиков. К примеру, свинарка колхоза имени Сталина Выпирайло заявила, что выполняя единодушное требование граждан, советское правосудие вынесло справедливый приговор врагу народа и его сообщникам из антисоветской заговорщической группы. Изменники Родины получили по заслугам. «Никогда и никому не удастся отнять у советского народа счастливую жизнь, которую дали ему родная Коммунистическая партия и Советское правительство».
А заведующий фермой колхоза Олейников призвал колхозников «повысить революционную бдительность». В Белогорской МТС трактористы, бригадиры, ремонтники и специалисты сельского хозяйства также единодушно одобрили приговор. «Враги народа понесли заслуженную кару, - сказал бригадир тракторной бригады Нестеров. - Пусть знают все, что предателям и изменникам нет пощады. Всех, кто будет пытаться надеть на наш свободолюбивый народ ярмо капитализма, мы будем уничтожать, как уничтожили наймитов империализма Берию и его банду». А бригадир спецкультурной бригады Брусинский отметил, что «воля народа выполнена - нечисть стёрта с лица земли. Пусть этот акт правосудия послужит предостережением всем, кто получает американские доллары, специально выделенные для гнусных целей предательства, шпионажа и диверсий».
Не сказать, что народ после этого вздохнул совсем свободно, но повальные аресты и репрессии всё же пошли на убыль. И почти 300 тысяч незаконно осуждённых были реабилитированы. Увы, многие - посмертно, документы о реабилитации получали их потомки, родные, уставшие от клейма «врага народа».

Наталья ПУПКОВА.