«На допросы нас вывозили ночью...»

2 Ноябрь 2018 693
Несмотря на давление со стороны Службы безопасности Украины, моряки так и не признали себя украинцами.
Несмотря на давление со стороны Службы безопасности Украины, моряки так и не признали себя украинцами.

Несмотря на то, что за судьбой экипажа сейнера «Норд» у нас в Крыму следили очень внимательно, многие вопросы до последнего момента оставались без ответов. Как украинские пограничники провели операцию по захвату судна? Как похитили капитана? Каких признаний добивались сотрудники СБУ от моряков? Где сейчас находится капитан «Норда»? Ответы на эти вопросы дали члены экипажа, вернувшиеся после семимесячной украинской изоляции домой в Керчь.

- В Азовском море всегда проводятся проверки как украинскими, так и российскими пограничниками. Но к нам (25 марта. - Ред.) подошёл катер «Оникс», направляя два крупнокалиберных пулемёта в нашу сторону, на палубу запрыгнули украинские пограничники и начали захват, - рассказывает один из моряков «Норда» Виктор Федышин. - Они увидели паспорта России: прописка керченская, а это для них - «оккупированная» территория.
Никто ничего не объяснял. В момент захвата экипаж был занят ремонтом трала и находился на палубе. Так что никто не успел добежать до рубки и доложить о ситуации по радиосвязи. Экипаж держали под дулами автоматов, все узлы связи были отключены. Сообщить о случившемся удалось только после того, как судно отконвоировали в порт Бердянска. Там на борт «Норда» поднялся рыбинспектор, составил акт о наличии документов орудия лова, проверил рыбу и задокументировал, что всё соответствует правилам лова.
Долгое время морякам не предъявляли никаких обвинений и держали в полном неведении. Спустя несколько дней капитана сейнера Владимира Горбенко выманили с судна якобы для того, чтобы подписать протокол.
- Это было шесть часов утра.
В полседьмого я буквально «подорвался». Встретил ребят на вахте, спросил, где капитан, они сказали, что через 10 минут придёт. А у него таблетки, которые ему постоянно необходимо пить… После часа дня мы узнали, что его отправили в СБУ на допрос, - вспоминает другой матрос «Норда» Павел Чмыхалов. - Мы решили искать правду в городе, пойти на проходную и спросить, за что нас держат. Мы ведь не видели никаких обвинений в протоколах до 6 апреля.
Мы вышли, было восемь автоматчиков, три метра прошли - уже десять, в конечном счёте мы насчитали человек 30.
В итоге нас просто «закинули» на борт.
Дальше начались регулярные допросы. Членов экипажа под присмотром сотрудников СБУ и так называемой «прокуратуры Автономной Республики Крым» будили по ночам и вывозили в Херсон. Спрашивали в основном про гражданство и  есть ли у моряков украинские документы.
- Они хотели, чтобы мы приняли позицию о том, что мы граждане Украины. Мы говорили, что нет: мы - граждане Российской Федерации, а они: «Может, всё-таки украинцы?», - рассказывает Чмыхалов.
Но моряки не были намерены признавать себя гражданами Украины. Помощник капитана корабля Юрий Савельев рассказал, что всё время до обмена на украинских моряков прятал флаг России с «Норда» в кармане куртки.
- 6 апреля, когда нам сказали быстро собраться и вещи не брать, мы взяли с собой документы, поднялись на вторую палубу. Там флаг. Согласно уставу, спуск флага должен осуществляться по заходу солнца и подъём утром. Я снял флаг, прорезал в кармане дырку и спрятал его. Постоянно его с собой во­зил. В итоге флаг мы оставили на территории посольства России. Когда мы ехали на обмен, я его забрал, спрятал таким же образом. Капитан вернётся, отдадим ему, - сообщил Савельев.
По словам моряков, капитан судна Владимир Горбенко чувствует себя намного лучше и спокойнее после того, как его экипажу удалось вырваться из украинского плена. Здоровье его более-менее в норме. Находясь под подпиской о невыезде, он живёт у украинских родственников. Вернуть его на Родину - первоочередная задача для дипломатов и омбудсменов.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.