Не дай Бог тряханёт

Крымские города рискуют превратиться в руины

20 Октябрь 2018 1024

Если в Японии приключится землетрясение магнитудой 8 баллов, то от его последствий погибнет человек 20-30 тысяч. Такой низкой смертности жители островного государства добились благодаря сейсмостойкому строительству. Оно там возведено в ранг государственной политики. В Иране при землетрясениях аналогичной силы гибнет 50-60 тысяч человек. Долгое время там считали, что землетрясение - это воля всевышнего, и потому вопросами сейсмостойкости всерьёз не занимались. Крым тоже находится в сейсмоактивной зоне, но учитывают ли этот факт современные строители и проектировщики? Ответ на этот вопрос нам дал заслуженный строитель Крыма Эдуард РЕКШИНСКИЙ.

Сравнение Крыма с Ираном было бы не вполне уместным. После мощного землетрясения 1927 года, оставившего без крова жителей ЮБК, советские власти всерьёз задумались над увеличением сейсмостойкости зданий.
Для реализации программы сейсмостойкого строительства в Крыму на базе Киевского филиала «Гипроград» был создан научно-исследовательский и проектный институт «КрымНИИпроект». Из лучших специалистов укомплектовали технический отдел и отдел сейсмостойкого проектирования. Институт стал флагманом сейсмостойкого строительства, все важнейшие стройки Крыма выполнялись по его проектам.
Теперь всё иначе. По словам Эдуарда Рекшинского, при создании Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского «КрымНИИпроект» был включён в его состав. При этом институт был расформирован на отдельные филиалы по городам Крыма без юридического статуса. В этих условиях филиалы потеряли право участвовать в аукционах на проектирование. Бывший институт вынужден планировать мелкие ремонтные работы, на которые аукционы не требуются.
Бывший Евпаторийский отдел перестал существовать в украинский период работы института, сейчас на грани ликвидации бывший Алуштинский отдел. Такая судьба прежнего флагмана сейсмостойкого строительства в Крыму.
- Недавно я заглянул к коллегам в Алуштинский отдел «КрымНИИпроекта», которым руководил больше сорока лет. Я увидел, что все проектировщики уже несколько месяцев правят ошибки проекта на строительство КФУ в Симферополе по улице Киевской, 181, которые отметила экспертиза Севастополя. Документ, как выяснилось, создавала проектная организация ООО «МС-Проект», г. Москва, ул. Вторая Карочаровская, д. 1, строение 1, ком. №15. Его правили алуштинские, ялтинские, феодосийские подразделения бывшего института. Всего замечаний насчитывалось более 1500 штук, - рассказывает заслуженный строитель Крыма. - Меня поразило, что такой ответственный проект федерального университета в сейсмической зоне с массовым пребыванием людей выполнялся организацией ООО в комнате №15, судя по качеству работы, человеком, мало что понимающим в сейсмостойком строительстве.
Удивляет нашего эксперта и то, что в Градостроительном кодексе не прописаны особые условия для строительства в сейсмических регионах. И это при том, что только в прошлом веке на территории бывшего СССР произошло пять разрушительных землетрясений: в Крыму в 1927 году; в Ашхабаде в 1948 году, город был полностью разрушен, погибло 70 тысяч человек; в Ташкенте - в 1966 году из двухмиллионного населения 30 тысяч остались без крова. Нефтегорск (Сахалин) - погибло 2200 человек, город Спитак (Армения) - погибло 25 тысяч человек. Итого землетрясения унесли 95 тысяч жизней.
Так что же побудило принять Градостроительный кодекс без учёта этих событий? Хороший вопрос.
Методы проведения аукционов на строительные работы согласно Градостроительному кодексу тоже отдельная тема. Системная проблема в этой области была ярко проиллюстрирована недавним происшествием в городе Красногорске Московской области, когда олигарх местного масштаба расстрелял муниципальное руководство, а затем застрелил и себя. Олигарх выигрывал все аукционы в городе на земли под строительство, получал бюджетные деньги, находил на выгодных для себя условиях генподрядчика, субподрядные организации, исполнителей. До стройки доходило 60-65% от выделенной суммы. Но выстрелы в Красногорске, по мнению Эдуарда Рекшинского, не были услышаны правительством, хотя по такой схеме строится большинство объектов в России, да и на Украине.
После того как Украина стала хозяином Крыма, были введены новые порядки в строительстве. Полномочия градостроительных советов, без положительного заключения которых была невозможна ни одна стройка на полуострове, стали ограничены совещательным голосом. ГАСКи из структур горисполкомов вывели и передали напрямую Киеву, что позволило без решения горсоветов начинать и вводить в эксплуатацию объекты строительства. Закон о местном самоуправлении предоставил право сельским головам распределять земли. Всё это создало условия для беспрепятственного «дерибана» крымских земель.
- На мой взгляд, для исправления ситуации в отрасли в российское законодательство следует внести изменения. Во-первых, надо возвратить в состав правительства Госстрой, который в своё время «дирижировал» строительным комплексом страны, курировал региональные управления архитектуры,
ГАСКи, проектные организации, разработку генеральных планов городов, решал многие другие вопросы. Во-вторых, необходимо вернуть ГАСКи в состав исполкомов, восстановить их прежние полномочия в области контроля за строительством. И, конечно, надо вернуть власть градостроительным советам. Без их положительного решения ни одно новое строительство начинаться не должно, - считает Эдуард Рекшинский.
Именно так, по его мнению, можно навести порядок в градостроительной отрасли и защитить крымчан, живущих в сейсмоопасном регионе.

Справка

Эдуард Рекшинский с 1971-го по 2014 год возглавлял Алуштинский отдел «КрымНИИ­проекта».
В 1986 году был награждён орденом «Знак Почёта».
В 2006 г. ему присвоено звание «Заслуженный строитель Крыма».

Инсторические факты

В 1927 году на Крым обрушилась целая череда землетрясений. В первый раз тряхнуло 26 июня: жертв не было, разрушений - немного. Следующий удар стихия нанесла в ночь с 11 на 12 сентября. Это землетрясение оказалось значительно сильнее - от него пострадал почти весь Крым, ощущалось оно и за пределами полуострова. В Ялте и её окрестностях сила толчков достигла 8 баллов, в Севастополе, Симферополе и Алуште - 7, в Феодосии и Евпатории - 6, в Керчи -
5 баллов. Половина жителей Большой Ялты - а это 17 тысяч - осталась без крова. Некоторые посёлки были полностью разрушены. К примеру, в Партените в руины превратились все 64 существовавших на тот момент здания. Сильные толчки наблюдались и 24 сентября, а слабые продолжались ещё несколько месяцев.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.