Статистика не врёт!?

Обзор главных экономических событий недели

16 Октябрь 2018 1195
Средний чек покупок в сегменте «одежда и обувь» в сентябре этого года составил 3800-3900 рублей.
Средний чек покупок в сегменте «одежда и обувь» в сентябре этого года составил 3800-3900 рублей. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Социология и статистика - науки интересные, но не вызывающие серьёзного доверия у россиян. Слишком уж часто данные социологических исследований корректировались в угоду власть имущим. Впрочем, многие статистические данные от этого не стали менее интересными. Например, известно ли вам, сколько зарабатывают пенсионеры-трудоголики? Сколько россияне потратили на покупку осенней обуви и одежды? Доверяют ли наши люди армии, церкви и правительству? Ответы на эти вопросы были озвучены на прошлой неделе.

Век живи - век трудись!

Долгожданная пенсия не приносит покоя тем, кто так её ждал. Дело в том, что размер её обычно не сопоставим с трудовыми заработками, вот и приходится людям продолжать работать, чтобы сохранить привычный уровень жизни.
По данным Сбербанка, специалисты которого изучили финансовые показатели своих «зарплатных» клиентов, примерно половина россиян продолжает работать и через пять лет после выхода на пенсию.
- В нашей статистике работающие пенсионеры в среднем получают заработную плату в размере почти 32 тысячи рублей в месяц. Это меньше, чем в среднем по экономике (около 42 тысяч рублей в месяц), но с учётом пенсии работающие пенсионеры получают даже больше, чем работающие граждане допенсионного возраста, - 46 тысяч рублей в месяц, - сообщается в исследовании.
Любопытно, что при этом существует достаточно заметная разница в трудовых доходах пенсионеров в зависимости от их пола. Так, средняя заработная плата женщины-пенсионерки ниже, чем у мужчины: 30 тысяч рублей в месяц против 37 тысяч.

Кому мы доверяем?

Опосредованно продолжая пенсионную тему, скажем также, что недавняя пенсионная реформа сильно подорвала доверие россиян к руководству страны. Из аналитических данных  Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» известно, что в марте 2014 - мае 2018 года доверие президенту колебалось на уровне 80-90%, доверие правительству и премьер-министру составляло в среднем 61%.  После принятия непопулярных решений о повышении пенсионного возраста и налога на добавленную стоимость оценки одобрения значительно снизились и в настоящее время составляют 64%, 40% и 34% соответственно (по состоянию на 23 сентября 2018 года).
При этом авторы из Центра развития ВШЭ, основываясь на свежих опросах ВЦИОМ, отмечают, что «одобрение российской армии в последние годы может быть практически полным (в июле её деятельность одобряли 84,8%)». Своё высокое доверие церкви выразили 65,7% россиян. 55,7% жителей страны также заявили о своём доверии правоохранительным органам.
С точки зрения развития экономики страны куда более важное значение имеет доверие россиян к бизнесу. Этот показатель у нас, увы, не на высоте. По данным World Values Survey, банкам и крупным компаниям доверяет лишь около трети населения (соответственно, 38,3% и 32,8%).
Авторы бюллетеня отмечают, что «часть населения со времён планового хозяйства всё ещё может сохранять некоторую настороженность по отношению к рыночной экономике».

Сезонные траты

Из другого исследования, проведённого компанией «Платформа ОФД», входящей в группу Сбербанка, известно, сколько денег нынешней осенью россияне тратили на покупку сезонной одежды и обуви.
По данным аналитиков, средний чек покупок в сегменте «одежда и обувь» в сентябре этого года составил 3800-3900 рублей, на 3% не дотянув до аналогичного показателя прошлого года. При этом число покупок выросло по сравнению с сентябрём прошлого года на 2%. В августе россияне были более щедрыми в годовом выражении: средний чек обогнал прошлогодние показатели на 10% и составил 2700-2800 рублей за один поход в магазин. Число покупок за год увеличилось на 5%.
При этом россияне стали придерживаться модели экономного потребления, охотятся за скидками и акционными предложениями ритейлеров, поэтому активнее совершают покупки в августе, чем в сентябре, полагают в компании. Сезонное снижение числа покупок с августа по сентябрь как в прошлом году, так и в текущем, составило около 50%, отмечают там.
- Одним из пиковых периодов продаж одежды и обуви становится август, когда идёт активная подготовка детей к школе, к деловому сезону и осенне-зимнему периоду, что также совпадает с периодом завершения летнего отпускного сезона, когда возникает необходимость обновить гардероб, - заключили эксперты.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.