Сергей Аксёнов: У нас все проблемы - «с бородой»

19 Сентябрь 2018 574
Разговор получился живым, без «заготовок».
Разговор получился живым, без «заготовок».

(Окончание)

(Окончание)
По предварительным расчётам, 15 миллионов кубометров мы будем 7-8 месяцев закачивать. Это необходимо делать, если эксперты дадут положительное заключение по химическим реакциям.
С руководством предприятия ведём переговоры: с точки зрения морали и закона это исключительно их зона ответственности, их компетенция. Республика не должна тратить на это деньги. Конечно, мы выделяем средства на то, чтобы помочь людям, но, по большому счёту, вся ответственность за происшедшее лежит на руководстве завода. Когда мы возвращались на историческую родину, предприятие уже десятки лет работало с массой нарушений. Но принять политическое решение об остановке завода значило «закрыть» моногород Армянск, лишить людей рабочих мест и средств к существованию. Мы это понимали, поэтому утвердили «дорожные карты», дали время на приведение в порядок соответствующего оборудования, гарантирующего, что выбросы вредных веществ не превысят допустимые нормы. На данный момент главный вопрос состоит в том, может ли руководство предприятия вложить деньги и как быстро. Есть ряд сценариев. И самый критичный из них - принятие предприятия в государственную собственность. Такой вариант рассматривается при условии, если государство вынуждено будет за свой счёт строить необходимые мощности на берегу этого накопителя по переработке веществ, которые там накапливались с 1973 года. Это требует серьёзных финансовых вложений. Предприятие работало, получало доходы и должно было не только предвидеть опасность, но и обеспечить необходимый уровень безопасности в регионе. Поэтому ликвидация всех последствий выбросов и модернизация комплекса - обязанность руководства предприятия.
В итоге получается, что нам приходится исправлять сложившуюся ситуацию. Мы находимся в контакте с руководством предприятия, и надеюсь, что до таких крайностей дело не дойдёт. Но до тех пор, пока мы не убедимся, что нет никакого риска для здоровья людей, запуска предприятия не будет. Надо отметить, что руководство предприятия по всем вопросам идёт нам навстречу, активно включается в процесс ликвидации загрязнений. Кроме того, было принято правильное решение по выплате в полном объёме заработной платы рабочим во время простоя завода.

- А вот если бы была вода в Северо-Крымском канале, то эта ситуация бы не возникла?
И качать из Каркинитского залива бы не пришлось?

- Если бы была вода в канале, то такого количества испарений бы не было, причиной стало отсутствие зеркала воды на поверхности накопителя. То, что было на дне, начало контактировать с воздухом, под воздействием прямых солнечных лучей пошли химические реакции…
Окончательного решения по перекачке воды из Каркинитского залива пока нет, поскольку есть вопросы реакции химических элементов. Пока не будет окончательного заключения ведущих государственных учреждений - Росприроднадзора и Роспотребнадзора, компетентных в этой сфере, принимать подобные решения нельзя. Например, есть версия специалистов, что пыль с Сиваша поднималась и оседала на кислотонакопителе, что давало химическую реакцию. Некоторые сложные исследования требуют продолжительного времени - от двух недель до месяца.
Если, не дай Бог, случилась бы война, я бы не спрашивал ни у кого, как командовать. Сам бы знал, что делать. Но поскольку речь идёт о здоровье людей, должны быть конкретные данные специалистов. Каждый должен отвечать за своё дело. Так что как только мы получим результаты анализов и соответствующие рекомендации, будем принимать необходимые меры.
И сегодня можно говорить о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц Украины, допустивших перекрытие канала, что повлекло за собой тяжёлые последствия для экологии.

- А какие вообще у нас перспективы по водоснабжению без Северо-Крымского канала?

- Мы подготовили письмо совместно с президентом Академии наук Александром Михайловичем Сергеевым ещё в июле на имя премьер-министра России Дмитрия Анатольевича Медведева, уже дано поручение министру природных ресурсов Дмитрию Николаевичу Кобылкину возглавить рабочую группу, которая подготовит проект «водного каркаса» Крыма. Мы полностью рассчитываем на нашу науку в этом вопросе, методом проб и ошибок тут действовать нельзя.
При этом могу сказать, что все вопросы относительно снабжения водой населения для бытовых нужд решены. По орошению, конечно, мы просели очень сильно. Без Северо-Крымского канала перспектив развития сельского хозяйства, которые были до возвращения на историческую родину, быть не может. Но переориентировать культуры с влагозависимых на засухоустойчивые в тех регионах, где прекратилась подача воды, необходимо.
И при правильном подходе, при правильной организации севооборота можно получать неплохие урожаи. Поэтому работать надо, рассчитывая на собственные ресурсы, - при нынешней украинской власти ничего не будет. Бесперспективно. Даже можно не обсуждать.

Об изменениях в ФЦП

- ФЦП нам продлили на 2 года, дали ещё больше денег.
А почему это потребовалось? В чём проблема? Мы не справились?

- Дело не в продлении сроков. Это новые объекты до 40 миллиардов рублей, которых не было ранее в программе. Основной объект - 32 миллиарда - это участок дороги Симферополь - Евпатория - Мирный.
А до 2020 года рамки программы никак не изменились.

- А после того как программа будет выполнена и не будет уже такого потока федеральных денег, что нас ждёт?

- На этом ничего не закончится. У нас работает большое количество региональных программ. Больницы строим, школы ремонтируем - это всё региональные деньги. Инвестпрограммы Совета министров - до 10 миллиардов рублей ежегодно. При этом есть ещё и различные государственные программы, по которым мы получаем федеральную поддержку. Например, программа по очистке русел рек. Буквально на днях я попросил у министра природных ресурсов и экологии России 146 миллионов на очистку русла реки Салгир в пределах Симферополя. Нам эти деньги выделят. Мало того, в рамках национальных программ, заявленных президентом, - 8 триллионов на всю страну. В том числе и Республика Крым получит дополнительные источники финансирования. Сейчас эти программы формируются, сверяем их с федеральными министерствами. Так или иначе некоторые программы будут работать и после выполнения ФЦП. И объём средств, поступающих в республику, если и уменьшится, то незначительно.
Например, ещё миллиард - это объект водоотведения и канализации на Петровской балке, Симферополь. Объект крупный, инфраструктурный, поэтому мы договорились, что помещаем его в ФЦП. В 2019 году приступят к реализации. В Старом городе - Неаполь Скифский, Петровская балка - появится возможность подключения к канализации, которой там никогда не было. Там же прямо на улицу выливают отходы жизнедеятельности, проблема «с бородой»…У нас же все проблемы - «с бородой». Взять тот же кислотонакопитель - почти полвека туда сливали химотходы и ни о чём не беспокоились. А обостряется всё в наш период. Ну, наверное, нам просто испытания выпали больше, чем другим. Такая вот школа жизни.

- С пуском Крымского моста наша жизнь уже изменилась. Заработает федеральная трасса «Таврида» - изменится ещё сильнее. А вот железная дорога - она будет всё-таки идти из Керчи на Симферополь напрямую, а не через Джанкой?

- Просчитывается технико-экономическое обоснование и есть частные инвесторы, которые готовы обсуждать этот вопрос. В рамках общей программы этого объекта нет. Но я думаю, когда после открытия железнодорожной части моста будет осуществлён анализ грузопотока, будут приняты другие управленческие решения.
И если мы с Минтрансом придём к общему выводу, что это целесообразно, тогда да, будем делать.

- Очистные сооружения - общая проблема крымских городов. Когда в Коктебеле прекратится аромат на набережной? Когда в Симферополе решится вопрос?

- Канализационный коллектор в Симферополе - один из объектов ФЦП. Деньги выделены. Ялтинский туннельный водовод и симферопольский коллектор скоро выставятся на торги.
Есть причины, по которым процедура затягивается. Стоимость проектирования ялтинского водовода - 350 миллионов, а компания, которая выиграла тендер, берётся всё сделать за 35 миллионов. Мы понимаем, что за такие деньги ничего не будет сделано, поэтому сейчас выходим на второй-третий «виток» процедуры, а это опять новые сроки. По очистным сооружениям в Коктебеле ситуация аналогичная - проектные работы «снесены» ФАС. Конкурс был отменён, опять новый заход на торги и так далее. Главные проблемы у нас же связаны с процедурами. Не столько сил и времени отнимают сами работы, сколько бюрократическая подготовка к ним.

Бюрократический ужас всех губернаторов

- Проблема в самой процедуре или качестве специалистов?

- Ужасный 44-й закон - просто отвратительный (имеется в виду Федеральный закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение. - Ред.). Да, есть и субъективный фактор - вина исполнителей, которые делают ошибки в документации, экспертизы, которая пропускает ряд никуда не годных проектов. Но есть и непродуманные нормы 44-го закона, которые мешают работать. Ответили на одни замечания, приходят другие, при этом контролирующие службы, отвечающие за это, говорят, что обращают внимание только на те ошибки, которые есть в жалобе, а другие не рассматривают. И только в следующей жалобе они рассматривают другие ошибки. Почему сразу не прислать все замечания, чтобы можно было по ним отработать? Ответственность за неосвоение денег ложится на регион.
А причём тут мы, регион, если, к примеру, пришёл какой-то подрядчик из Самары, который не выполняет своих обязательств, а мы никак на него не можем законно повлиять? Правоохранительные органы говорят: «Здесь у вас гражданские правовые отношения». Подрядчик людей на объект не выводит, на субподряд договора заключать ни с кем не хочет и говорит: «У меня нет денег, я занят другим объектом, хотите - судитесь». А это примерно год потерянного времени. Всё! При чём тут регион? Какие с нас штрафы? Зачем возвращать деньги, чтобы потом гонять их обратно? При этом, если данная задержка произошла по субъективным причинам, в силу некачественного оформления документов, тогда - да, с этим можно согласиться. Внесение изменений в 44-й закон или его отмена - мечта любого губернатора в нашей стране. Мы направили свои предложения по изменению процедуры в Москву, согласовали с ФАС и Минэкономразвития. Надеемся найти понимание. А сегодня даже не участники торгов могут направлять жалобы и отменять результаты конкурса. Представьте, пишет физическое лицо откуда-то с Сахалина или из Санкт-Петербурга с просьбой отменить результаты. Их отменяют. Это же чушь полная. Вот недавно гражданин из Нижнего Новгорода обжаловал результаты конкурса по закупке детского питания в Крыму. Откуда он вообще знает, какое детское питание тут у нас в Симферополе? И всё, требование признали справедливым, надо отменять торги. Вот такой замкнутый круг получается.
А демпинг? Вот, как я говорил, выиграла компания, взявшаяся выполнить работы за 35 миллионов, при том, что стоимость объекта - 350 миллионов. Как такое может быть? Бог с ней, с рентабельностью, но даже сами геодезические работы на этом объекте 120 миллионов стоят. А победителя надо объявлять! Объявляем победителя, заключаем контракт или даже не заключаем контракт, после этого опять пошли по новому кругу. А это новые торги и оттяжка времени.
Из-за действий подрядчиков у нас сейчас стоят объекты от 80 до 95% готовности. Подрядчики их бросили и ушли.
И у правоохранительных органов к ним нет претензий. Говорят, что нет нарушений.
А нам что делать? Никто из новых игроков на «чужие» объекты заходить не соглашается.
Я обратился уже с письмом к председателю Правительства, попросил, чтобы нашему ГУПу, который дома строил для российской семьи в Евпатории и жильё эконом-класса в Симферополе, дали разрешение быть единственным исполнителем - чтобы мы взяли на себя ответственность за достройку этих объектов. Иначе у нас 24 садика и 2 школы стоят незавершёнными. Сегодня у госчиновников, которых все хают (не спорю, часто заслуженно), практически нет полномочий ни на что влиять. Но спрос-то ведь с нас.
Ай-Петри, Тихая бухта
и другие

- Будет ли, в конце концов, заповедник на Ай-Петри? До каких пор на плато будет продолжаться «восточный базар»?

- Конечно, будет. Причина проста - если местные чиновники не могут заметить НТО в двух шагах от себя, то, конечно, подняться на плато для них непосильная задача. Я в Алушту направил свою «разведку» - посчитали, сфотографировали все НТО на набережной. Посмотрели: по документам - 75, в наличии - 600. В Ялте 480 разрешённых, 930 стоит по факту. На Ай-Петри - само собой. Туда «доехать сложно», там, как будто «никто не видит»…
В Феодосии официально работают 274 объекта, без согласования - 416, в Коктебеле и того хуже: 119 из 486 имеют разрешение.
Поэтому мы договорились сейчас с главами администраций: через месяц нахожу хотя бы один нестационарный торговый объект без документов - сразу начальник торговли увольняется и выговор получает замглавы администрации, отвечающий за торговлю. Два выговора - увольнение по статье.
Вот в некоторых администрациях мне жалуются, что у них «нет людей». От 6 до 12 человек мало, чтобы «поймать» незаконные кофейни, которые стоят на одном месте и никуда не убегают? Да я один за один день их обнаружил! А им сказал - если б я один был у вас инспектором, вся незаконная торговля в городе уже бы прекратилась. Так что уговаривать больше не будем, будем наказывать. Нет цели всё запретить. Но если нужен тот или иной торговый объект горожанам, узаконьте и собирайте деньги в казну. А то ведь известно, кто собирает. Есть вопросы ко всем органам власти: к исполнительной, законодательной и к правоохранительным структурам. Сидят, наблюдают и делают вид, что не видят.
В Тихой бухте такая же ведь ситуация. Я и туда засылал разведку. И мне доложили: «хозяин» приходит в 8 утра, собирает деньги. Предприниматель Х. выдаёт в киоске квитанции и чеки выписывает от государственного предприятия. Дело поставлено на поток, и все всё знают. Там незаконно стоят вод­ные аттракционы, катера - и никто не видит. «Ослепли» все. Я предупредил и правоохранителей, и исполнительную власть - приеду, будет очень жёсткий разговор. Буду писать представление на увольнение представителей территориальных подразделений федеральных органов власти, в том числе и правоохранительных.

Как решаются вопросы

- Как вы относитесь к «ноу-хау» предприятия «Вода Крыма», возложившего обязанности контролёров на самих потребителей? Тех, кто не звонит и не сообщает показания счётчика, карают штрафными санкциями.

(Разговор по мобильному телефону)

- Владимир Викторович, приветствую. Я вот тут с журналистами общаюсь. Мне говорят о вашем ноу-хау, что потребитель теперь должен сам сообщать в организацию, сколько израсходовал, а если не позвонил, то ему штрафные санкции…Что, такое есть? Кто такое придумал?
А сколько нужно денег на печатание квитанций? Это - на весь год, на весь Крым? А как быть, если человек забыл позвонить?
У нас что, есть такая норма ответственности за «забыл позвонить»? Ну а если денег на квитанции у вас не было, то сказали бы мне. Что же мы перекладываем проблему на потребителя? Так вы с министром поговорите. Если я не ошибаюсь, он из «Воды Крыма», министр… Вы поддерживаете мнение, что это - ненормально, Владимир Викторович? Все должны получать квитанции, я согласен. Но у нас ведь нет наказания за «непрочтение СМС»? Понимаю, что это было «до вас». Конечно, чушь! Я рад, что вы это сами сказали - «чушь». Давайте, отменяйте эту ерунду, договорились. Пишите, сколько вам надо на квитанции, переговорите с министром, пусть зайдёт.
(Конец телефонного разговора).
Уже отменяют.

В тему

«При утверждении тарифа на водоснабжение и водоотведение на 2018 год для ГУП РК «Вода Крыма» в составе затрат не были учтены потребности предприятия для печатания квитанций нашим абонентам, что естественно создавало целый ряд неудобств как предприятию, так и населению респуб­лики. Потребность в средствах на последний квартал месяца составляет 6,6 млн. руб­лей. В настоящее время определён источник финансирования на эти цели. Договор с ГУП РК «ЕИРЦ» находится в стадии оформления и с 1 октября текущего года планируем восстановить печать и доставку квитанций со всей необходимой абоненту информацией», - сообщил генеральный директор ГУП РК «Вода Крыма» Владимир Баженов.
Где искать кадры,
которые «решают всё»

- А вот как с этим бороться?

- С кем?

- С вот этим вот всем.

- Только воспитывать профессиональные кадры. Ну не было системы подготовки руководителей в Крыму. И сейчас готовой нет. Я всегда говорю, что надо начинать с вопроса: а кто будет учить? Наставником может быть человек, который прошёл путь своими ногами, получил жизненный опыт, который ответственно может передавать другим. В Крыму есть хорошие преподаватели точных предметов - физики, химии, а также гуманитарных наук. Но сегодня в республике не хватает специалистов в сфере государственного управления, подготовки кадров, менеджмента и так далее. То есть надо учить тех, кто будет учить.

- У вас есть команда людей, которые уже проявили себя и которым можно доверять?

- Очень немного.

- Сколько, если не секрет?

- Не хочу вас пугать.

- Так, может быть, кто-то из них смог бы стать наставником молодых управленческих кадров? А то ведь придут «эффективные менеджеры»…

- Если без шуток, то у нас есть уже договорённость и взаимопонимание с руководством КФУ. Лично я считаю, что лучшая форма обучения - это практика. И чем раньше молодые люди определяются, куда пойдут дальше работать, тем лучше. Закреплять студентов за руководителем, который имеет уже жизненный опыт. Давать поручения. Самое лучшее обучение происходит «в поле». Когда выбрасывают без сухпайка и без воды, то сразу за 2 часа понимаешь, что и как нужно делать. А в кабинете можно объяснять месяцами - и не все поймут. У нас (у меня и вице-премьеров) есть на примете сегодня до 100 человек в разных органах власти и на разных должностях, которые по результатам своей работы не подвели ни своё министерство, ни республику. Они - наш потенциальный управленческий резерв. Сейчас будем искать замену министру транспорта. Я у него поинтересовался, где данные о пассажиропотоке, где оптимизированная маршрутная сеть, где конкурсные процедуры… видимо, стал слишком сложные вопросы задавать, потому что министр предпочёл написать заявление. Это который у нас уже, шестой, кажется? Будут ещё замены в конце года. Я ведь всем коллегам сказал - не выполните программу, будет неосвоение средств - увольнение с должности. Уговор дороже денег.

Провалов нет, есть нерешённые проблемы

- А вот если рассмотреть весь комплекс проблем, то в какой сфере у нас сейчас самый большой провал?

- У нас на каждом направлении есть достижения. И в каждой отрасли есть проблемы, которые не решены. Если сравнивать с украинским периодом, то понятно, что столько, сколько сделано в российском Крыму, - такого никогда не было. 70% ФЦП - это стоимость моста и трассы «Таврида». Плюс две электростанции, больница имени Семашко, строительство детских садов. В неё не вошли ни придомовые территории, ни спортплощадки, ни дорожная сеть. Только инфраструктурные объекты, связанные с безопасностью. Так что сейчас нужны региональные программы: в первую очередь - образование и здравоохранение, потом - ЖКХ, а потом - дороги.
Спасибо нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину. Планомерно двигаемся вперед. Вместе выполним все поставленные перед нами задачи. Обречены на успех.

Николай ФИЛИППОВ.