Письма в "Крымскую правду"

5 Сентябрь 2018 1134

Дороги, фонтаны, люди

Читатели «Крымской правды» - люди, подкованные во всех вопросах, они свободно рассуждают в своих письмах и о высоких материях, и о политике, и об экономике. Но за последние несколько недель письма в редакционной почте, что называется, больше приземлённые - в смысле касаются простых проблем, с которыми читатели сталкиваются ежедневно. Проблема традиционная на все времена - дороги.
«Три года назад у нас на улице Генова от дома №1 до самой школы №37 сняли асфальт, засыпали всё крупным щебнем и сказали: ждите, к Новому году дорогу сделаем. Правда, к какому именно, не уточнили, вот и ждём, - от имени жителей симферопольской улицы написала в редакцию Валентина Зыбина. - В этом году, видимо, не дождёмся - нет нашей улицы в городском списке на ремонт. Мы много раз обращались к властям, но в ответ одни отписки. Попробовали бы чиновники сами походить по таким камням: люди спотыкаются постоянно, дети теперь в школу пошли, ещё оживлённее стало движение по улице.
С ужасом думаем, как опять зимой в гололёд по такой дороге ходить». Для жителей столичной улицы Чайковского кошмарные ощущения наступают с каждым дождём: «Участок от школы №12 до конца улицы в ливень превращается в непросыхаемую лужу. Дорога - сплошные камни, никого это не волнует, - пишут жители улицы Сергей Сакович, Рустем Ибрагимов и другие. - Почему никто не думает, что трудно детям по такой дороге в школу ходить, а уж пожилым людям в поликлинику вообще не добраться: настолько велик риск, что после «похода» придётся гипс носить».
Не знают, к кому уже обращаться и жители района автобазы в посёлке Комсомольское: им дорогу от троллейбусной остановки в посёлок спустя год всё же сделали, но, «как говорится, лишь бы отчитаться». «С этой дорогой нам не везло изначально, - написал в редакцию Валентин Тарасов. - Когда пару лет назад делали автотрассу, нам почему-то от остановки сделали такие огромные ступени, что людям буквально спрыгивать приходилось, хотя на других остановках сделали всё идеально и удобно. Зимой не напрыгаешься по гололёду, придумали люди кирпичи положить, чтобы удобнее спускаться стало, хотя и сколь­зили они неимоверно. Потом начали трубы тянуть и дорогу окончательно разрыли. Потом проложили, зарыли, оставив ухабы, мы писали, просили сровнять, заасфальтировать, как до этого было. Вот, наконец, добились: все ухабы просто залили раствором, даже не разровняв - спотыкачи сплошные. В общем, обидно, что нужные, добрые дела делаются у нас абы как».
О своей беде написали и жители улицы Сумской из села Родниковое Симферопольского района. Инвалид I группы Мария Бережная собрала под обращением подписи почти полусотни соседей: встревожены люди, что из-за строительства дороги у них «по стенам домов пошли трещины», а сами жители задыхаются от пыли и страдают от круглосуточного шума: «Нужное дело - стройка участка трассы «Таврида» - Симферополь - Евпатория - Мирный. Но почему-то большегрузные автомобили, подвозящие стройматериалы, решили пустить по нашей улице. До 52 домов от дороги метров пять всего, возят круглосуточно, у нас от гула и вибрации уже трескаются стены. Даже ночью от рёва машин мы лишены тишины, окна не открыть - пыль, дышать трудно, у нас обострились хронические заболевания на фоне такого стресса».
Волнует симферопольцев и иная проблема. «На улице - жара, люди спасаются, как могут, но порой доходит до абсурда. Иначе как назвать действия родителей, пускающих детей, в том числе совсем маленьких, купаться в фонтанах у памятника Екатерине, - недоумевает Валентина Стеблова. - Ладно, о культуре уже молчу: дико это - приходить в общественное место, в парк и видеть, как дети голышом в фонтанах купаются, а взрослые в купальниках на парапетах лежат - загорают. Люди, это вообще-то центр города, а не пляж. Но если вам плевать на культуру, хоть о здоровье задумайтесь. Там не проточная вода, она циркулирует по кругу, неделями не обновляется, специально для очистки добавляют химические реагенты».
Проблемы, озвученные читателями, - давние. Но если решение дорожных ещё можно ожидать (трассу Симферополь - Мирный планируют сдать через два года, и власти города когда-нибудь всё же найдут деньги на новый асфальт и на нецентральных улицах), то с беспечностью самих горожан, наверное, придётся смириться. Знакомая, любительница позволять своему сыну купаться в том самом фонтане, год назад жаловалась, что ребёнок попал в больницу с непонятной сыпью после такого купания. В этом году на страничке в соцсети она вновь выложила фото сынишки, радостно плескающегося в том же фонтане. Любят у нас люди по граблям топтаться.

Памятник без истории?

Памятник затопленным кораблям давно стал символом города-героя Севастополя, даже на новых купюрах в 200 рублей его изобразили. Но печалит меня, что слишком мало знаем о нём. На памятниках принято обозначать в память о чём или о ком он установлен. По понятным причинам («памятник на воде») этого нет, если не считать доски на парапете (откуда и открывается вид на монумент), установленной эстонским землячеством в 2005 году. Но на ней кроме утверждения, что создателем является «выдающийся эстонский скульптор» академик А. Г. Адамсон и сотоварищи, информации нет.
Может быть, пора на Приморском бульваре рядом с памятником сделать объяснение всех обстоятельств, сопутствующих его судьбе? В архиве музея Черноморского флота хранятся два проекта, разработанные ещё до 1901 года. Авторы одного из них - городской архитектор Севастополя A. M. Вейзен, инженеры Ф. Н. Еранцев и Г. Н. Долин, другого - начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг. Этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение. К лету 1901 года его с обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Началась доработка. Архитектор Валентин Августович Фельдман предложил заменить квадратную колонну на круглую и воздвигнуть её на искусственной скале, выступающей из моря. Архитектор Е. И. Грушевский предложил убрать отрезок набережной с павильоном и ангелами как помпезное излишество. Ближе всех, в моём представлении, подошёл к воплощению идеи Энберг, предложивший воздвигнуть памятник на воде в виде колонны, поднимающейся на 10 метров и увенчанной наверху орлом. В середине 1903 года к завершающему этапу разработки привлечён скульптор Адамсон, блестяще объединивший эти предложения. Так что можно утверждать, что у памятника затопленным кораблям четыре автора: военный инженер подполковник О. И. Энберг, архитектор В. А. Фельдман, архитектор Е. И. Грушевский, скульптор А. Г. Адамсон.
Инженерную задачу по возведению замечательно решили русские инженеры. Уверен, они достойны быть упомянуты на мемориальной доске - в поисках их имён должны помочь архивы города, музей ЧФ. Надо вспомнить и о реставрационно-восстановительных работах 2007 года. Огромную помощь в работах оказал и тогдашний губернатор Московской области Борис Громов, а также правительство Москвы.
Новая доска, по моему убеждению, должна содержать объяснение того, что «затопление при входе в Севастопольскую бухту поперёк входного фарватера 16 военных линейных судов и фрегатов лишило англо-французский флот возможности ворваться в бухту и использовать мощную артиллерию против береговых батарей и бастионов. Эта жертва была данью исполнения долга, направленного к благу Отечества. За всё время осады с кораблей Черноморского флота передано на бастионы до 2 тысяч морских орудий с боеприпасами и личным составом до 10 тысяч человек». Обязательно назвать имена тех, кто спроектировал, без «выпячивания» кого-либо; кто руководил постройкой в 1905 году и осуществил реставрацию в 2007 году, с упоминанием имён руководителей Москвы, Московской области и отличившихся мастеров-реставраторов Севастополя.
Многочисленные теперешние посетители и, смею надеяться, потомки только поблагодарят нас, сегодняшних, за освещение славных дел - прошлых и теперешних.

П. ВОЛГИН,
ветеран эскадры Черноморского флота,
капитан I ранга.
Севастополь.

Алексей Хохлов, вас ищут

Мария Павловна Хохлова из посёлка Гвардейское разыскивает сына Алексея Григорьевича Хохлова, 1955 года рождения. Связь с ним прекратилась с девяностых годов прошлого века, когда он уехал на работу в Санкт-Петербург. Есть сведения, что недавно мужчина вернулся в Крым, но у него проблемы с памятью. По информации читателей, может жить в посёлке Грэсовский: похожего мужчину, с волосами до плеч, видели выходящим из местной маршрутки. Просим откликнуться тех, кому что-то известно об Алексее Хохлове. Возможно, он сам прочтёт эти строки. Мама очень переживает и ждёт!
Координаты - в редакции, телефон (3652) 53-02-83.

Искренняя благодарность Антону Сугробову - врачу-рентгенологу 6-й городской больницы Симферополя. Антон Валерьевич - очень добрый, чуткий, вежливый, прекрасный специалист, мастер своего дела. Очень признательна ему за отзывчивость и помощь.
Н. ЮРОВА.
Симферополь.
* * *
Прошу передать слова благодарности сотрудникам охраны и администраторам супермаркета на Евпаторийском шоссе: у меня в огромном торговом центре потерялся маленький сынишка, так они не только посоветовали сделать объявление по радио, но и приложили все усилия, чтобы найти ребёнка. Огромное спасибо, мы рады, что встретили в Крыму внимательных, отзывчивых людей.
В. ЗИНКОВЕЦКАЯ.
Красноярск.
* * *
Благодарим диспетчера и бригаду службы горгаза-104, приезжавшей по вызову в переулок Советский. Они - профессионалы высшей категории, отзывчивые люди.
Л. НОВИКОВА.
Симферополь.
* * *
Искренняя благодарность врачу-эндокринологу медицинского центра для депортированных Налян Мустафаевой за её чуткость, профессионализм и внимательное отношение.
О. КАРТАВАЯ.
Симферополь.

Надо ли «под одну гребёнку»?

Сейчас много говорят о сносе незаконных построек - бутиков, гаражей и так далее. Хорошо, конечно, что начали наводить порядок в этой сфере, но зачем же всех, что называется, под одну гребёнку. Недавно увидела на улице Куйбышева на гаражах объявление об их сносе, подумалось: что это всё-таки палка о двух концах. Снесут эти гаражи, на их месте ничего построить нельзя, площадка там маленькая, клумбу какую тоже не сделаешь - забетонировано всё: разбивать, землю завозить и так далее - дороже встанет. Да и не будут власти делать это на месте всех снесённых гаражей, а местным жителям самостоятельно, во-первых, не осилить, а во-вторых, вновь получится самовольное благоустройство, опять сносить заставят. Сейчас эти гаражи проходу не мешают, асоциальные личности там не собираются - всё пристойно. А будет пустырь - неизвестно, что там устроят. Да и машины, что в гаражах сейчас стоят, ведь никуда не денутся - хозяева просто переместят их под свои дома, подъезды - вот тогда и возникнут трудности.
Посмотрите, сколько по вечерам во дворах машин стоит, к подъезду не подойдёшь, зелёные зоны уже позанимали, детские площадки, а если ещё автомобилей прибавится?! Вот на ул. Лермонтова была зелёная зона, а как снесли гаражи у жителей, так и не стало её - машины паркуют. Чиновники отчитались, что решили проблему с незаконными постройками, а у людей проблем прибавилось, вечером спокойно уже не посидишь во дворе, детям играть негде - машины стоят. Мне кажется, что если эти гаражи никому не мешают, проходы не загораживают, не лучше ли их узаконить, чтобы получить хоть какую-то копейку в бюджет города. Симферополю нужны зелёные зоны во дворах, а их, получается, невольно уничтожают, делая вроде бы благое дело, борясь с незаконными постройками.
К слову, у нас гаража нет, так что не подумайте, не о себе забочусь.
Г. КОВАЛЁВА.
Симферополь.

Загрязнение от бесхозяйственности

Чистота нашего полуострова зависит от нас самих - это, конечно, известно всем, только вот от знаний до дела - огромная пропасть. Сейчас жара, жажда, естественно, люди покупают бутылки лимонада, сока, пива, выпивают и выбрасывают. Хорошо, если до урны донесут, а если прямо на асфальт...
С пластиковыми бутылками проще, их могут подобрать для дальнейшего использования, что, правда, недопустимо, но используют: молоко, например, в них частники продают. Да и специальные контейнеры для пластиковой тары предусмотрены - утилизируют из них. А как быть со стеклянными бутылками? Для них спецконтейнеры - редкость. Всегда это была так называемая сдаваемая тара - собрал, сдал, копейку какую получил, а бутылки на предприятие направили, переработали, новое стекло, новые напитки разлили... В общем-то на материке так и происходит, а у нас в Крыму почему-то нет. В пунктах приёма стеклотары принимают только бутылки из-под напитков, произведённых на местном пивобезалкогольном комбинате, но ведь в магазинах - не только они. Везут к нам напитки в стекле со всей страны - соки, пиво, воды, но ни одну из этих бутылок сдать нельзя - никому они не нужны, вот и валяются по дворам, зелёным зонам, на свалках. Хорошо, если ещё не разбивают прямо на дороге, под ноги людям.
Неужели невозможно в пунктах приёма стеклотары наладить сдачу этих бутылок? Люди собрали бы и сдали, думаю, 80% этих бутылок, а грузовики, которые привозят напитки в Крым, могли бы обратным рейсом вернуть их на заводы, как делается по всей стране. Или можно наладить у нас новые линии по розливу в эту тару, или, в конце концов, принимать посуду на «бой», переплавлять на какие-то новые вещи. Или всё же кому-то выгоднее загаживать полуостров, ведь стекло разлагается больше тысячи лет?
Ю. НИКОНОВ.
Ялта.

Наталья ПУПКОВА.