Кулуарность погубит архитектуру крымских городов

5 Сентябрь 2018 866
Анатолий Митюнин.
Анатолий Митюнин.

Бездумная, бестолковая, а зачастую и преступная застройка наших городов - проблема, с которой «Крымская правда» борется уже не первый десяток лет. Материалы на эту тему выходят с завидной периодичностью и находят отклик у наших читателей. И особенно отрадно, что своё мнение о проблеме стремятся высказать и специалисты отрасли. Так, накануне в редакцию пришло письмо от заслуженного архитектора Украины, заслуженного архитектора Крыма, лауреата Премии Совета министров СССР, члена правления Союза архитекторов Крыма Анатолия МИТЮНИНА. Вот что пишет эксперт о застройке Симферополя.

Уже не первый год жители Симферополя возмущаются практикой застройки города, особенно его центральной исторической части. Винят в этом так называемую «точечную застройку», что отразилось в интервью В. Васильевой с архитекторами К. Бабеевым и Е. Миклясевич под заголовком «Точечная застройка - путь в никуда» («Крымская правда», 17 августа 2018 года). Между тем строительство отдельных зданий в сложившихся городах было всегда, и оно неизбежно. Другое дело, что новое здание не должно диссонировать с окружающей средой, должно повышать качество городской архитектуры, говоря простым языком - украшать город.
Почему же часто всё происходит наоборот? Главная причина в непрозрачности и кулуарности решений, принимаемых на начальном этапе строительной акции: при выборе участка, установлении градостроительных ограничений, при разработке проекта и его согласовании.
Особенно ярко это проявляется при бюджетном финансировании объекта. Схематично это выглядит так: объявляется тендер (торги) на сооружение какого-либо объекта; его выигрывает некая фирма, которая находит проектировщиков на необъятных просторах России, согласных сделать проект по бросовой цене на любых условиях заказчика, который затем проталкивает эту документацию по согласующим инстанциям, и желательно, без лишней огласки.
Телега поставлена впереди лошади - не сначала проект, а потом под него торги, а ровно наоборот. Очевидно, что при такой практике качество архитектуры не является приоритетом.
Примером может служить строящийся театр кукол - нелепая коробка неоправданной высоты, облепленная псевдо­историческим декором и совсем не похожая на театр.
При строительстве на коммерческих началах схема несколько другая, но усугубляемая стремлением выжать как можно больше продаваемых площадей из каждого квадратного метра площадки, выделенной для строительства.
И здесь за примером далеко ходить не нужно, вспомнив скандально известный проект 17-этажного жилого дома на месте снесённого банно-прачечного комбината на пересечении проспекта Кирова с набережной Салгира.
А есть ли выход из этого тупика?
Есть и очень простой. Вариант первый: необходимо возродить практику проведения архитектурных конкурсов с оценкой проектов независимым профессиональным жюри и открытым общественным обсуждением. Необходимо сделать конкурс обязательной процедурой для строительства в историческом центре Симферополя, на всём протяжении набережных Салгира и на основных магистралях. Авторы победивших проектов должны иметь право контроля за его соблюдением вплоть до приёмки объекта в эксплуатацию.
Вариант второй: поручать проектирование ведущим архитекторам Симферополя, которые знают город, чувствуют его ауру и хотят делать его лучше, в отличие от залётных «варягов». Наша Академия строительства и архитектуры КФУ им.
В. И. Вернадского выпускает в год десятки дипломированных специалистов, среди которых немало очень одарённых архитекторов.
На этом этапе застройщик должен иметь разрешение только на разработку эскизного проекта, после одобрения которого можно проводить тендер на строительство.
Администрация города должна издать необходимый документ для регулирования всего процесса, обеспечив его прозрачность и широкое участие общественности, в первую очередь профессионального сообщества. В этой связи тревожит тот факт, что в Симферополе давно нет главного архитектора и градостроительного совета.
Речь в статье  только о Симферополе, но проблема актуальна и для других городов Крыма, и республики в целом.
Если не будет изменена существующая практика в пользу профессионального творческого отношения к застройке с заинтересованным участием горожан, то надо быть готовым к тому, что будут и дальше плодиться дома-уроды как предупреждение потомкам не совершать наших ошибок.

Взгляд из редакции

Редакция «Крымской правды» поддерживает уважаемого эксперта и подчёркивает, что в кулуарности, о которой в своём письме говорил Анатолий МИТЮНИН, виновны в первую очередь депутаты местных советов. Именно с их лёгкой подачи в частные руки ушли самые лакомые, живописные, а порой и заповедные участки крымской земли. С их согласия были уничтожены архитектурные облики крымских курортов. При их поддержке прибрежные зоны были застроены уродливыми «апартаментами». В связи с этим мы готовы всячески поддержать главу крымского правительства в желании вывести на чистую воду местных депутатов, перепутавших общественные интересы с личными. Под публикации о мерзавцах, разбазаривающих Крым и таким способом наживающих себе состояние, мы готовы выделить столько газетной площади, сколько понадобится. Помочь в обличении местных князьков мы призываем и наших читателей. Если вам известны факты, свидетельствующие против них, присылайте их нам на адрес электронной почты: korrupciya@c-pravda.ru.

 Анатолий МИТЮНИН.