«Мы идём в школу»

1 Сентябрь 2018 1054
Первоклассники 14-й школы Симферополя в 1945 году. Фото Л. Яблонского.
Первоклассники 14-й школы Симферополя в 1945 году. Фото Л. Яблонского.

Мальчуганы в шортиках и рубашках - одни сжимают в руках огромные букеты астр и георгин, другие держат плакат: «Нам 7 лет. Мы идём в школу». 73 года назад снимок сделал наш фотокорреспондент Леонид Яблонский - «ученики 1-го класса Симферопольской 14-й мужской школы пришли на занятия» - 1 сентября 1945 года.

За два года до этого в школах страны ввели раздельное обучение, конечно, там, где не было фашистов и хватало ребят в классах. Полуостров тогда ещё был оккупирован; в 1944-м, когда освободили, формировали смешанные классы - разделять было некогда: школ, учителей не хватало, а дети так стремились скорее вернуться к учёбе. Так что новшество в Крыму опробовали лишь в 1945-м. О праздничном дне в женской школе №1 Железнодорожного района Симферополя рассказала читателям «Красного Крыма» (так до 1952-го называлась наша газета) И. Петрова: «Военрук Виктор Петрович Прокошев чётким шагом подходит к директору школы и докладывает, что ученицы школы построены для митинга. «Здравствуйте, дорогие девочки!» - обращается к ученицам Ольга Владимировна Иванова. Она поздравляет девочек с началом нового учебного года и призывает их прилежно учиться. С особенным вниманием слушают директора малыши, те, которые впервые пришли в школу. Они стоят в первых рядах - 154 первоклассницы, все нарядно одетые, с цветами в руках. Сегодня с первым звонком, зовущим в классы, начинается их школьная жизнь. Десятиклассница Зина Рубинштейн от имени своих подруг тепло приветствует новичков, которые в свою очередь обещают старшим товарищам хорошо учиться и отлично вести себя. Малыши получают приготовленные школой подарки. Школьницы расходятся по классам. Помещение школы радует глаз чистотой и уютом. На ремонте много потрудился коллектив учителей и родительский актив».
К победному учебному году отремонтировать постарались все сохранившиеся школьные здания на полуострове. Стены многих из них помнили ужасы оккупации: к примеру, в здании симферопольской школы №10 по Феодосийскому шоссе, 8 (ныне - проспект Победы) фашисты разместили гестапо - сколько людей мучали там, сколько слёз выплакали родные, пытаясь узнать хоть что-то о симферопольцах, схваченных врагами. «Но германскому фашизму не удалось уничтожить советскую культуру, он сам оказался поверженным в прах, а школа живёт и будет жить, - писал П. Зарубин. - 1 сентября 1945 года двор вновь открывшейся школы снова заполнился весёлой детворой (школа была одной из оставшихся смешанного типа. - Ред.). Нарядно одетые дети принесли с собой букеты цветов. У всех приподнятое, праздничное настроение. Bсe с нетерпением ожидают момента, когда распахнутся двери школы. Перед началом занятий родители и дети собрались в зале на митинг, посвящённый началу учебного года. Директор школы тов. Баскова поздравила учащихся с началом занятий. Отметила, что здание школы хорошо отремонтировано благодаря помощи шефов - коллективов винзавода и консервного завода имени Кирова. Тов. Баскова призвала родителей к дружной совместной работе со школой. На митинге выступили тов. Грушко - от родителей, директор винзавода тов. Беликов - от имени шефов школы и секретарь городского райкома BКП(б) тов. Курбасов. После митинга все дети получили подарки».
Подаркам - книгам, портфелям, чернильницам - радовались и дети, и родители, ведь позволить себе купить их ещё могли немногие. В советских послевоенных школах вообще было нормой помогать: родители могли написать заявление на материальную помощь, специальная комиссия проводила обследование бытовых условий семьи и решала, кому выдать пальто, кому - ботинки. Они были симферопольского производства - в 1945-м и последующих годах хватало на всех, в том числе благодаря нашей газете, в год освобождения полуострова боровшейся и за это. В канун первого после оккупации учебного года, 27 августа 1944 года, «Красный Крым» рассказал о рейде рабкорровских бригад газеты. В. Дмитриева, И. Волобуев, Н. Сергиенко, О. Драганова, Н. Проппер, Е. Баздырев, О. Ткач, Т. Котлярова, Г. Терк - наши народные корреспонденты, труженики различных предприятий проверяли, что симферопольские предприятия сделали для школьников и школ к началу учебного года. «Бригады побывали в артелях промкооперации имени Ильича, имени Димитрова, «Новая сила», «Детодежда» и артелях коопинсоюза «Коллективный труд», имени Максима Горького, имени Володарского, в горпромкомбинате и в Симторге. Проверка показала, что предприятия могли бы сделать к новому учебному году очень много, но не делают ничего или очень мало».
Народные корреспонденты «Красного Крыма», стоящие на страже общественных интересов, раскритиковали городские артели за недальновидное поведение. «Так, например, обувные артели промысловой и инвалидной кооперации имени Димитрова, «Новая сила», имени Шмидта шьют только чувяки, постолы, тапочки. Когда бригада спросила у технического руководителя фабрики имени Ильича, будет ли фабрика производить школьную обувь, он ответил: «Мы выполняем план, а что и для кого мы делаем - это нас не интересует!» Промысловая кооперация в состоянии производить школьные ручки, сумки, портфели, грифельные доски, чернильницы и многие другие нужные школьной детворе вещи. Может и обязана промкооперация так же, как и местная промышленность, инвалидная кооперация, производить и школьную обувь, а не только чувяки из сыромятной кожи. Необходимо расширить предприятия по выработке кожи и дать ребятам обувь, которая служила бы при любой погоде. Почему артель «Детодежда» и другие артели Текстильшвейпромсоюза не организуют перешива взрослой одежды на детскую? А разве в артели имени Шмидта и других нельзя организовать ремонт белья и одежды для детского населения города? Трикотажная артель имени Володарского могла бы дать школьникам и детские костюмы, и платья, и рейтузы, и свитера, и так далее. Но нет задания от коопинсоюза. В артели «Коллективный труд» коопинсоюза можно было бы выпускать портфели, книгоноски из тесьмы, карандашные резинки, школьные ручки и многое другое. Из старых консервных банок, из трофейного утиля можно было бы делать школьные линейки, чернильницы-невылевайки и тому подобное. Деревообедлочная артель «Октябрь» могла бы производить новую школьную мебель и чинить старую. Но для всего этого нужны указания и помощь коопинсоюза, а их нет… Многое могла бы сделать местная промышленность, но не делает ничего, ели не считать 60 (!) чернильниц изготовленных на керамическом заводе Симферопольгорпромкомбината. Очень много и красочно рассказывал нам глава Симторга, что получат школьники города в новом учебном году с его помощью. Тут и чернильницы, и перья, и карандаши, и ручки, и циркули, и даже 15 тысяч чернильных порошков, привезённых из Москвы! Правда, артель «Вперёд» произвела на 20 августа уже 12879 литров чернил, но главе подавай только московские чернила! Что ему до ненужных перевозок и излишних расходов. Через несколько дней крымские школьники впервые за годы войны возьмутся за серьёзную учёбу, партия и правительство требуют, чтобы ребята имели всё необходимое для нормальных и успешных занятий, для того, чтобы быстрее наверстать упущенное за годы немецко-фашистской оккупации Крыма. Всё необходимое должны дать школам и школьникам местная промышленность, промысловая и инвалидная кооперация, городские торговые организации».
На рейд рабкорров отреагировали тогда быстро: кто-то из руководителей артелей остался без работы, были пересмотрены планы и нормативы - для школ и школьников продукции стало выпускаться больше. К середине учебного года в школах уже не было недостатка в партах и чернильницах, а на будущий год ребятам выдавали обувь и портфели, сделанные в городе.

Наталья ПУПКОВА.