«Весь Крым - белое пятно в археологии»

29 Август 2018 984
Вадим Майко.
Вадим Майко.

Полуостров за последние четыре года постоянно радует сенсациями: учёные находят останки древнего кита, позднескифскую крепость, могильники. Все эти объекты пополняют наши музеи. О том, что изменилось у нас за четыре года, почему археология сейчас популярна и что посмотреть в Крыму, мы расспросили Вадима Владимировича МАЙКО, директора федерального государственного учреждения «Институт археологии Крыма РАН».

Гигантский объём

- На полуострове много находок: то крепость, то могильник, то пещера. Можно ли говорить о том, что Крым сейчас - это центр археологии России?

- Да, безусловно. В течение последних четырёх лет объём археологических исследований в Крыму увеличился в разы, и это не случайно. Началось активное хозяйственное освоение нашего полуострова, поэтому произошли такие важные изменения. У нас создаются крупные даже по меркам всей страны инфраструктурные проекты: энергомост, магистральный газопровод, трасса «Таврида», железнодорожные подходы к Крымскому мосту. Везде велись и ведутся археологические работы. Помимо этих крупных инфраструктурных проектов, реализуется много более мелких, но не менее важных проектов. Почти в каждом населённом пункте прокладываются новые ветки газопроводов, водопроводов, всё это требует археологических исследований. Согласно российскому законодательству, а именно 73-му Федеральному закону, очень грамотно составленному, кстати, мы должны исследовать все участки, на которых ведутся какие-либо работы. Безусловно, это гигантские масштабы, которые не под силу ни одному археологическому учреждению нашей страны, даже самым крупным в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с этим мы привлекаем разных специалистов, в том числе из частных структур. Исходя из такого гигантского объёма исследований, конечно, и количество находок возросло в разы.

- Можно ли тогда назвать какие-то цифры?

- Я не могу назвать точные цифры, но это тысячи находок, которые попадают в различные музейные учреждения нашего полуострова. Это миллионы квадратных метров раскопанных территорий. Точные цифры, наверное, сейчас никто не назовёт. Только после окончания крупных работ можно будет собраться и подвести какие-то итоги.

- Насколько я поняла, ни один дом в Крыму не может быть построен, пока территорию не исследуют археологи?

- Совершенно верно.
В 73-ФЗ это чётко и грамотно расписано. Перед началом отвода любого земельного участка под пашню, дом, линейные объекты, например, газопровод, должны быть проведены археологические работы. Первоначально выполняются археологические разведки на территории участка, который отходит под строительство.
В ходе этих разведок выявляются объекты. Если невозможно перенести строительство газопровода или дома, то начинаются раскопки. Только после того, как они будут выполнены, начинается хозяйственное освоение территории.

- Если говорить о крепости, которую недавно закончили изучать крымские и московские археологи недалеко от села Фронтовое. Она будет уничтожена?

- Я бы не стал употреблять такое слово. Все археологические раскопки - это, по сути, уничтожение памятников, иначе их просто невозможно изучить. Для того чтобы вылечить человека, его нужно разрезать. Если в процессе раскопок выявляются объекты, которые представляют туристическую ценность, могут в дальнейшем стать маршрутами для экскурсий - это одно. Насколько я знаю, в ходе исследований такие объекты выявляются. Допустим, не так давно был найден интересный христианский храм под Судаком. Мне посчастливилось возглавлять раскопки. Это совсем другое дело, здесь ничего нарушать нельзя, нужно заботиться о консервации этого объекта. Но в ходе охранных раскопок такие находки редко бывают. Что касается объекта, который вы назвали, то мы не видим смысла в музификации остатков домов и стен. Это не музейный объект для экскурсий, при этом мы высоко оцениваем его научную ценность, она огромная. То же самое касается и некрополей. На территории всего Крыма есть изученные могильные ямы, сохранять их пустыми смысла нет. Конечно, все они перестанут существовать.

Популярная археология

- С учётом того, что появилось больше находок, стали ли активнее так называемые чёрные археологи?

- Не могу сказать, что грабежей на территории полуострова стало больше или меньше. Это разные, никак не связанные между собой вещи. К сожалению, чтобы ликвидировать чёрную археологию, недостаточно максимально увеличить объём исследований. Всё раскопать при нашей жизни и при жизни наших ближайших потомков навряд ли удастся. Нужно усиливать меры борьбы с грабителями. С начала 2000-х годов у нас была просто вакханалия, которая продолжалась до 2013 года. Сейчас всё иначе, но отчасти и потому, что переориентировались рынки сбыта. Все разграбленные находки раньше шли на территорию Украины, теперь - России. Заказчики стали другие, поэтому и рынки изменились, как бы это печально ни звучало.

- Хватает ли людей на такой объём работ, который есть сейчас? Ведь каждая находка - это многочасовой и многодневный труд группы людей.

- Сейчас много экспедиций, в которых нужны не только профессионалы, но и, пусть не обижаются люди, грубая рабочая сила. И это важнейшая составляющая любых раскопок. Если не будет землекопов, не будет находок. Я вижу положительную тенденцию, к нам приезжают многие из других регионов. Кроме того, исследования хорошо финансируются, в том числе и частными компаниями. Так что для многих это возможность ещё и заработать деньги, что тоже хорошо.
Любой крымчанин может попасть к нам на раскопки. Для этого нужно связаться с нашим институтом археологии, узнать, какие организации ведут наиболее масштабные раскопки. Конечно, спокойно можно будет связаться с руководством экспедиции и принять участие в работе. Причём можно устроиться на ставку или стать волонтёром. Всё это можно узнать при помощи нашего сайта http://arheo.inc.ru

- Есть ли находки, которые вы можете назвать неординарными?

- Не могу. Для каждого памятника есть свой набор наиболее ценных находок. Если, допустим, фрагмент амфоры найден на территории античного памятника, на территории которого таких деталей десятки и сотни, то особой ценности он не представляет. Если черепок найден в далеко расположенном от городского центра поселении, где этого амфорного материала мало, датировка поселения находится под большим вопросом, то там даже этот фрагмент будет очень важным.

- Иногда встречаются участки, как будто огороженные
каменным невысоким заборчиком. Недалеко от дома моих родителей в Севастополе есть такой участок, насколько я знаю, он связан с древним Херсонесом.

- С середины 2017 года весь Севастополь - достопримечательное место. Это такая категория объектов культурного наследия, которая при Украине не существовала. В Крыму этот статус имеет только город Севастополь, и это не случайно. Вся территория современного города - это хора, хозяйственная округа античного Херсонеса. На ней располагались усадьбы, которые обрамлялись сельскохозяйственными полями. Жители таких усадеб создавали известный на весь античный мир хлеб, его возили из Крыма в центральные полисы. Так что все усадьбы представляют огромную ценность. Многие из них были раскопаны, начиная от 50-х годов и по настоящий момент. Вычислить их без земляных работ почти невозможно. Неслучайно поэтому весь город считается достопримечательным местом.

- Какой район или город Крыма самый интересный на полуострове? Куда вы бы посоветовали поехать туристам?

- Если у посещающих наш полуостров гостей нет каких-то специфических научных интересов, можно порекомендовать всё, что угодно. Наиболее крупные и наполненные археологическими находками музеи - это Центральный музей Тавриды в городе Симферополе, Керченский историко-археологический музей, он тоже пополнился в последние годы, появляются новые экспозиции, также много внимания в нём уделяется античным памятникам. Интересный музей древностей в Феодосии, конечно, связанный с находками на этой территории. Очень хороший небольшой музей в Судаке, где представлены материалы из города и его округи. Прекрасный музей также расположен в Алуште. Безусловно, нужно посетить и Херсонес. Его экспозиции по площади и количеству находок - самые большие. Помимо музеев, есть и отдельные памятники, расположенные под открытым небом. Это касается и восточно-крымского заповедника, также можно посетить средневековые крепости в Судаке, Алуште и других городах.

- Скажите, пожалуйста, остались ли у нас «белые пятна» на территории полуострова, которые мы не изучили?

- Я занимаюсь археологией Крыма 28 лет, кое-что за это время узнал. Всё больше убеждаюсь в том, что в настоящее время наш полуостров в археологическом плане - это сплошное «белое пятно». Наша наука пока ещё молодая, она оформилась не раньше середины второй половины XIX века. Крым всегда открывает что-то новое, он не раскопан пока даже на 5%. Ещё ни одному десятку поколений наших потомков предстоит изучать полуостров.

Гигантский объём
- На полуострове много находок: то крепость, то могильник, то пещера. Можно ли говорить о том, что Крым сейчас - это центр археологии России?
- Да, безусловно. В течение последних четырёх лет объём археологических исследований в Крыму увеличился в разы, и это не случайно. Началось активное хозяйственное освоение нашего полуострова, поэтому произошли такие важные изменения. У нас создаются крупные даже по меркам всей страны инфраструктурные проекты: энергомост, магистральный газопровод, трасса «Таврида», железнодорожные подходы к Крымскому мосту. Везде велись и ведутся археологические работы. Помимо этих крупных инфраструктурных проектов, реализуется много более мелких, но не менее важных проектов. Почти в каждом населённом пункте прокладываются новые ветки газопроводов, водопроводов, всё это требует археологических исследований. Согласно российскому законодательству, а именно 73-му Федеральному закону, очень грамотно составленному, кстати, мы должны исследовать все участки, на которых ведутся какие-либо работы. Безусловно, это гигантские масштабы, которые не под силу ни одному археологическому учреждению нашей страны, даже самым крупным в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с этим мы привлекаем разных специалистов, в том числе из частных структур. Исходя из такого гигантского объёма исследований, конечно, и количество находок возросло в разы.
- Можно ли тогда назвать какие-то цифры?
- Я не могу назвать точные цифры, но это тысячи находок, которые попадают в различные музейные учреждения нашего полуострова. Это миллионы квадратных метров раскопанных территорий. Точные цифры, наверное, сейчас никто не назовёт. Только после окончания крупных работ можно будет собраться и подвести какие-то итоги.
- Насколько я поняла, ни один дом в Крыму не может быть построен, пока территорию не исследуют археологи?
- Совершенно верно.
В 73-ФЗ это чётко и грамотно расписано. Перед началом отвода любого земельного участка под пашню, дом, линейные объекты, например, газопровод, должны быть проведены археологические работы. Первоначально выполняются археологические разведки на территории участка, который отходит под строительство.
В ходе этих разведок выявляются объекты. Если невозможно перенести строительство газопровода или дома, то начинаются раскопки. Только после того, как они будут выполнены, начинается хозяйственное освоение территории.
- Если говорить о крепости, которую недавно закончили изучать крымские и московские археологи недалеко от села Фронтовое. Она будет уничтожена?
- Я бы не стал употреблять такое слово. Все археологические раскопки - это, по сути, уничтожение памятников, иначе их просто невозможно изучить. Для того чтобы вылечить человека, его нужно разрезать. Если в процессе раскопок выявляются объекты, которые представляют туристическую ценность, могут в дальнейшем стать маршрутами для экскурсий - это одно. Насколько я знаю, в ходе исследований такие объекты выявляются. Допустим, не так давно был найден интересный христианский храм под Судаком. Мне посчастливилось возглавлять раскопки. Это совсем другое дело, здесь ничего нарушать нельзя, нужно заботиться о консервации этого объекта. Но в ходе охранных раскопок такие находки редко бывают. Что касается объекта, который вы назвали, то мы не видим смысла в музификации остатков домов и стен. Это не музейный объект для экскурсий, при этом мы высоко оцениваем его научную ценность, она огромная. То же самое касается и некрополей. На территории всего Крыма есть изученные могильные ямы, сохранять их пустыми смысла нет. Конечно, все они перестанут существовать.
Популярная археология
- С учётом того, что появилось больше находок, стали ли активнее так называемые чёрные археологи?
- Не могу сказать, что грабежей на территории полуострова стало больше или меньше. Это разные, никак не связанные между собой вещи. К сожалению, чтобы ликвидировать чёрную археологию, недостаточно максимально увеличить объём исследований. Всё раскопать при нашей жизни и при жизни наших ближайших потомков навряд ли удастся. Нужно усиливать меры борьбы с грабителями. С начала 2000-х годов у нас была просто вакханалия, которая продолжалась до 2013 года. Сейчас всё иначе, но отчасти и потому, что переориентировались рынки сбыта. Все разграбленные находки раньше шли на территорию Украины, теперь - России. Заказчики стали другие, поэтому и рынки изменились, как бы это печально ни звучало.
- Хватает ли людей на такой объём работ, который есть сейчас? Ведь каждая находка - это многочасовой и многодневный труд группы людей.
- Сейчас много экспедиций, в которых нужны не только профессионалы, но и, пусть не обижаются люди, грубая рабочая сила. И это важнейшая составляющая любых раскопок. Если не будет землекопов, не будет находок. Я вижу положительную тенденцию, к нам приезжают многие из других регионов. Кроме того, исследования хорошо финансируются, в том числе и частными компаниями. Так что для многих это возможность ещё и заработать деньги, что тоже хорошо.
Любой крымчанин может попасть к нам на раскопки. Для этого нужно связаться с нашим институтом археологии, узнать, какие организации ведут наиболее масштабные раскопки. Конечно, спокойно можно будет связаться с руководством экспедиции и принять участие в работе. Причём можно устроиться на ставку или стать волонтёром. Всё это можно узнать при помощи нашего сайта http://arheo.inc.ru
- Есть ли находки, которые вы можете назвать неординарными?
- Не могу. Для каждого памятника есть свой набор наиболее ценных находок. Если, допустим, фрагмент амфоры найден на территории античного памятника, на территории которого таких деталей десятки и сотни, то особой ценности он не представляет. Если черепок найден в далеко расположенном от городского центра поселении, где этого амфорного материала мало, датировка поселения находится под большим вопросом, то там даже этот фрагмент будет очень важным.
- Иногда встречаются участки, как будто огороженные
каменным невысоким заборчиком. Недалеко от дома моих родителей в Севастополе есть такой участок, насколько я знаю, он связан с древним Херсонесом.
- С середины 2017 года весь Севастополь - достопримечательное место. Это такая категория объектов культурного наследия, которая при Украине не существовала. В Крыму этот статус имеет только город Севастополь, и это не случайно. Вся территория современного города - это хора, хозяйственная округа античного Херсонеса. На ней располагались усадьбы, которые обрамлялись сельскохозяйственными полями. Жители таких усадеб создавали известный на весь античный мир хлеб, его возили из Крыма в центральные полисы. Так что все усадьбы представляют огромную ценность. Многие из них были раскопаны, начиная от 50-х годов и по настоящий момент. Вычислить их без земляных работ почти невозможно. Неслучайно поэтому весь город считается достопримечательным местом.
- Какой район или город Крыма самый интересный на полуострове? Куда вы бы посоветовали поехать туристам?
- Если у посещающих наш полуостров гостей нет каких-то специфических научных интересов, можно порекомендовать всё, что угодно. Наиболее крупные и наполненные археологическими находками музеи - это Центральный музей Тавриды в городе Симферополе, Керченский историко-археологический музей, он тоже пополнился в последние годы, появляются новые экспозиции, также много внимания в нём уделяется античным памятникам. Интересный музей древностей в Феодосии, конечно, связанный с находками на этой территории. Очень хороший небольшой музей в Судаке, где представлены материалы из города и его округи. Прекрасный музей также расположен в Алуште. Безусловно, нужно посетить и Херсонес. Его экспозиции по площади и количеству находок - самые большие. Помимо музеев, есть и отдельные памятники, расположенные под открытым небом. Это касается и восточно-крымского заповедника, также можно посетить средневековые крепости в Судаке, Алуште и других городах.
- Скажите, пожалуйста, остались ли у нас «белые пятна» на территории полуострова, которые мы не изучили?
- Я занимаюсь археологией Крыма 28 лет, кое-что за это время узнал. Всё больше убеждаюсь в том, что в настоящее время наш полуостров в археологическом плане - это сплошное «белое пятно». Наша наука пока ещё молодая, она оформилась не раньше середины второй половины XIX века. Крым всегда открывает что-то новое, он не раскопан пока даже на 5%. Ещё ни одному десятку поколений наших потомков предстоит изучать полуостров.
Беседовала
Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Валентина ВАСИЛЬЕВА.