Трамвай ведёт женщина

25 Август 2018 1224
В музее «Крымтроллейбуса» на стенде, посвящённом началу трамвайного движения, - портреты первых вагоновожатых Степана Канцибера и Марии Литвиненко.
В музее «Крымтроллейбуса» на стенде, посвящённом началу трамвайного движения, - портреты первых вагоновожатых Степана Канцибера и Марии Литвиненко.

Помните, у Сергея Михалкова: «Всех важней,- сказала Ната,-/ Мама вагоновожатый,/ Потому что до Зацепы/ Водит мама два прицепа». В Симферополе таких мам уже не встретишь: профессия вагоновожатый исчезла в городе 30 ноября 1970 года - вместе с трамваями. Впрочем, и появилась она не сразу, со скандалом.

В 1911 году Симферопольская городская дума заключила договор с бельгийскими подданными, те образовали Бельгийское анонимное общество симферопольских электрических трамваев и освещения, проложили рельсы, установили трамвайные столбы. На нынешней улице Гаспринского появились управление трамваев и дизельная электростанция, а 31 июля (13 августа по новому стилю) 1914-го по городу двинулись первые вагоны - моторный и открытый прицепной. Создатель музея истории развития электротранспорта «Крымтроллейбуса» Георгий Михайлович Славный рассказывал нашей газете, что тогда билет в один конец стоил 10 копеек (тогдашняя цена килограмма гречки), но сбор шёл в пользу «учащихся начальных школ и семей солдат, мобилизованных на Мировую войну». От желающих опробовать новинку отбоя не было: в первый же день симферопольцы «прокатали» чуть более 49 килограммов зернистой икры - килограмм тогда стоил 12 руб­лей, а трамвайных билетов накупили на 590. О «зайцах» тогда и речи не было - всем хотелось билетик на память. Потом цена трамвайного билета стала 3 копейки. Поначалу трамвай был с возможностью управления на передней и задней площадках: тогда ещё не было колец разворота, вагоновожатый переходил через вагон, и ехали дальше.
И управляли трамваем сначала стоя, вращающиеся табуретки появились к концу года.
Первый трамвай с весёлым перезвоном проехал по улице Пушкинской в губернском Симферополе на 3,5 года раньше, чем 6 февраля 1918-го появилась наша газета, так что «Таврическая правда» о новом транспорте для людей не рассказывала: в годы гражданской войны и вплоть до 1924-го вагоны не ходили - не работала подстанция. Зато уже 12 марта 1924-го «Красный Крым» (так газета стала называться с 1920-го) сообщил
«О торжестве города - открытии трамвайного движения». Матросы Черноморского флота привезли в город два дизеля со списанных кораблей и запустили подстанцию. В дальнейшем о трамвайном движении газета писала часто, в том числе и о том, как уничтожили его фашисты в годы Великой Отечественной, вывезя в Германию почти всё оборудование, и о страшном трамвае, который тянули по рельсам заключённые концлагеря «Красный». И о том, как уже в первые месяцы после освобождения Симферополя горожане начали восстанавливать разрушенное: вновь весёлый звонок трамвая симферопольцы услышали 1 мая 1945-го. Конечно, писала газета и о вагоновожатых: сначала эта профессия, связанная с электричеством и дорогой, а потому - опасная, была исключительно мужской, даже имя одного из первых история сохранила - Степан Иванович Канцибер. Быть может, именно он в своё время подготовил и первую женщину вагоновожатого - Марию Николаевну Литвиненко. О ней и о других женщинах, связавших судьбы с трамваем, «Крымская правда» рассказала 9 марта 1955 года.
Женщины не пассажирки появились в трамвае летом 1915-го, когда их стали принимать кондукторами, взамен ушедших на фронт мужчин. Об одной из них спустя 40 лет писал наш корреспондент Сергей Шантырь: «Пассажиры трамвая, курсирующего по маршруту вокзал - улица Нижне-Госпитальная в Симферополе, хорошо знают пожилую невысокую женщину-кондуктора. Она не спеша движется по вагону, негромким голосом объявляет остановки. Это - старейший кондуктор симферопольского трамвая Елена Густавовна Пароль. Через три месяца исполнится сорок лет, как она впервые вошла в вагон и с тех пор неутомимо трудится на своём скромном посту. Трудовая книжка Елены Густавовны Пароль свидетельствует о её многолетней безупречной и честной работе. Двадцать благодарностей, поощрений и награждений отмечено на её страницах. Одна из первых записей гласит: «В день окончания первой пятилетки премировать Е. Г. Пароль за добросовестное отношение к работе похвальной грамотой и деньгами». Свою двадцать первую благодарность 76-летняя труженица получила вчера, в Международный женский день». Рассказано в статье и о женщинах-вагоновожатых. «В один год с Е. Г. Пароль начали работать на симферопольском трамвае Мария Николаевна Литвиненко и Мелания Степановна Лущенко. Они были раньше вагоновожатыми, а сейчас - диспетчеры контрольной станции. Дико слышать, что было время, когда женщине не разрешалось водить трамвай. «А мы испытали на себе этот дикий закон, - рассказывает Мария Николаевна Литвиненко. - Первый год после пуска в Симферополе трамвая его обслуживали исключительно мужчины. В 1915 году, когда я поступила в бельгийское трамвайное акционерное общество, один водитель втихомолку начал меня учить (женщине очень хотелось освоить новую технику. - Ред.). Доведу я, бывало, вагон от нынешней улицы Будённого до тупика и отдаю ручку водителю. Но вот, научившись управлять, повела вагон сама.
И тут случилась история: богачи-пассажиры испугались, что вагон ведёт женщина, заявили об этом директору акционерного общества. Вызвали нас обоих и лишили жалования. Но меня спасло то, что в ту пору трудно было взять на работу мужчину: шла война. (Директор общества симферопольских электрических трамваев Эдуард Бернар-Борман устроил для женщины строжайший экзамен, который она сдала на отлично. - Ред.) Так что если Елена Густавовна Пароль - первая женщина-кондуктор, то меня можете считать первой женщиной-водителем симферопольского трамвая». Канули в прошлое те времена. Труд женщин высоко ценится в нашей стране. Добросовестная работа Марии Николаевны Литвиненко отмечена восемнадцатью, а Мелании Степановны Лущенко - девятнадцатью премиями и благодарностями. На Доску почёта занесены имена кондуктора первого класса Антонины Васильевны Луценко, работающей в управлении трамвая с 1931 года, и вагоновожатой Анны Тихоновны Беловой, ставшей водителем более двадцати лет назад. Обе женщины имеют похвальные грамоты Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Вместе со старшим поколением успешно трудится на транспорте и молодёжь. Уже 17 поощрений заслужила водитель первого класса Мария Даниловна Петрова. Трудящиеся нашего города вторично избрали её депутатом Крымского областного Совета. Депутатом городского Совета избрана одна из самых молодых женщин-водителей - Мария Ивановна Шахторина. К слову сказать, сейчас все водители симферопольского трамвая (а их 106 человек) - женщины».

Кстати

Утром 31 июля 1914-го в здании центральной станции Бельгийского анонимного общества (сейчас Набережная, 7) состоялась церемония освящения движения трамвая, а вечером в зале Депутатского дворянского собрания (Горького, 10) приём от имени директора - распорядителя общества Эдуарда Бернера-Бормана, с угощением - «лимонад и закуски, бульон с пирожками, осетрина паровая, дичь разная, мороженое, чай, кофе».

Наталья ПУПКОВА.