Подполковник Городовиков

Первый парад победы в Германии принимал калмык - крымский партизан

14 Август 2018 2781
Первый орден Красного Знамени Басан Городовиков получил за бои в Крыму.
Первый орден Красного Знамени Басан Городовиков получил за бои в Крыму.

В Калмыкии его имя носят улицы населённых пунктов и район республики, в Крыму хранят архивные документы о его подвигах: партизанский отряд подполковника Басана Городовикова в ноябре 1941-го первым на полуострове начал активные бои против фашистов. А в октябре 1944-го уже генерал-майор Городовиков принимал в германском Ширвиндте первый парад победы советских войск. Ещё его дивизии первыми переходили границу с Германией - 74 года назад, и с Маньчжурией - во время войны с японскими милитаристами.

Семейное дело

Басан Городовиков родился в 1910-м на хуторе Мокрая Ельмута Донской (ныне Ростовской) области в крестьянской семье Бадмы Ивановича и Омульты Бадмаевны. В 17 лет оставшись сиротой, передав дом в колхоз имени Будённого, последовал совету дяди Оки Городовикова, командира 1-го корпуса червонного казачества, - поступил в военную школу в Краснодаре. Службу начал в 30-м Саратовском кавалерийском полку, прошёл путь от командира взвода до командира эскадрона. Как-то довелось демонстрировать кавалерийские навыки инспектору кавалерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии Семёну Будённому.
И тот, обращаясь к дяде кавалериста, произнёс самую, как вспоминал позже Басан Бадьминович, «высокую для меня похвалу»: «Вот, Ока Иванович, какая у нас смена растёт!». «Сменой» Оки Ивановича Басан Бадьминович стал и в боях за Крым: первый в 1920-м освобождал полуостров от белогвардейцев, командуя 6-й кавалерийской дивизией 1-й Конной армии, штурмовал Перекоп; второй осенью 1941-го оборонял его от фашистов. В сентябре, когда была уже явная угроза захвата полуострова врагом, сюда перебросили 48-ю кавалерийскую дивизию Дмитрия Аверкина. 71-м её кавполком командовал Басан Городовиков, первое их сражение произошло 19 октября 1941 года под Перекопом, на Ишуньских позициях. Тяжелейшие бои с уже превосходящими силами противника, горечь вынужденного отступления. Позднее Басан Бадьминович писал: «Дивизия попала в окружение, не сумев пробраться в Керченском, а потом в Севастопольском направлениях, присоединилась к крымским партизанам».
В Государственном архиве республики сохранились документы о том, что последний бой остатки дивизии дали 4 ноября 1941 года под Алуштой, пытались пробиться к Ялте и дальше выйти к Севастополю. Когда не удалось, решили присоединиться к гражданским партизанским отрядам второго района: 15 ноября приказом по району на базе 62-го и 71-го кавалерийских полков сформированы два партизанских отряда. Отряду, которым стал командовать подполковник Городовиков, присвоен №15, позднее название - 3-й Красноармейский отряд, но партизаны отряда называли себя «Городовиковцами». Художник нашей газеты Эммануил Грабовецкий, воевавший в отряде, вспоминал: «Басан Бадьминович - прирождённый военный, удивительно быстро и умело ввёл нас в партизанскую жизнь, ещё только уведя бойцов в горы, сразу разделил нас на пять групп, а затем поочередно посылал на задания. Внезапность и дерзость, удар с тыла и из засады, ни минуты покоя оккупантам - были его девизом. Мы первыми в Крыму начинали активные боевые действия против врага. 5-го ноября отряд столкнулся с карателями: «Беречь патроны! - дал команду Городовиков. - Стрелять буду я!». Из снайперской винтовки уложил одного за другим шестерых гитлеровцев, спокойно приговаривая: «Целик-прицелик!». Каратели спешно повернули назад. 31 декабря, под новый 1942 год, он первым ворвался в горное селение и снял румынского офицера. Причём молниеносно. Городовиков участвовал в боях наравне со всеми, всегда находился впереди, с ним никакой враг нам не был страшен. Он в самых сложных, казалось, безвыходных ситуациях сохранял самообладание, мужество, выдержку, ясный ум». Знал о бесстрашном партизане и Гитлер: командующий немецкой армией на полуострове Эрих Манштейн вынужден был сообщить в донесении фюреру, что «войскам ни днём, ни ночью не дают покоя в лесах остатки 48-й кавдивизии, которыми командует офицер монгольского происхождения».

Награды за полуостров

Впрочем, не только боевой пример показывал бойцам командир, но и пример человечности. Художник нашей газеты вспоминал, что командир «страшно не любил недисциплинированности. Следил, чтобы все партизаны отряда были подстрижены, побриты. Был строг, но справедлив. Опекал раненых, отдавал им лучшее из трофейного обмундирования, делил между нами последние остатки муки и соли. Не отделялся от нас, ел вместе со всеми из одного котла. Когда отмечали Новый год, он поровну разделил часть имевшегося спирта. Всем, в том числе и ему, досталось по 25 граммов. Для крымских партизан «Городовиковцы» звучало гордо, престижно».
В первые дни, когда фашисты оккупировали почти весь (кроме Севастополя) полуостров, отряду Басана Бадьминовича было приказано занять вершину высоты «Скирда» и не допустить окружения партизанского района. Отряд с задачей справился. Он дислоцировался в основном в карасубазарских лесах в районе деревни Айлянма. В ней находились отдельные группы партизан, фашисты неоднократно пытались их ликвидировать, применяя авиацию, горные пушки. 16 февраля 1942-го батальон карателей напал на отряд в деревне. «Городовиковцы» вели бой весь день, но из деревни не вышли. 17 февраля на Айлянму налетело больше десятка фашистских истребителей, огнём поддерживающих наступление пехоты. Партизаны вынуждены были покинуть деревню. Часть жителей ушла с ними, тех, кто остался, каратели казнили. «Фашисты ворвались в деревню, сразу же расстреляли учителя Ибрагимова, потом согнали в сарай 17 стариков, женщин, детей, заявили, что «они - враги, в Карасубазаре комендант с ними разберётся». Но это были только слова: арестованных вывели за околицу и расстреляли в спины из автоматов». Эти строки партизана Р. позже опубликовал «Красный Крым», так тогда называлась наша газета. И рассказ о том, как отомстили партизаны за погибших: «Залегли у шоссе, показались две автомашины, в них ехали с гулянки пьяные гестаповцы. Гранатами и автоматными очередями мы уничтожили гадов, всех до единого. 64 гестаповца заплатили своей чёрной поганой кровью за расстрел жителей деревни Айлянма». 4 марта 1942 года отряду Городовикова было приказано в полном составе вернуться в расположение деревни, вести боевую разведку у деревень Соллар, Би-Эль‚ Бахчи-Эль, Коперлыкой. Спустя две недели фашисты начали массовый прочёс леса, в котором дислоцировались отряды второго партизанского района. Весь район вёл бой трое суток. Героически дрался отряд подполковника, ведя тяжёлые бои с танками противника и пехотой численностью до полка. По воспоминаниям партизан, отряд Городовикова был лучшим в районе, диверсионные боевые группы его наводили страх на врага. Противник, узнав имя командира, часто, ведя бой, кричал: «Городовиковцы, сдавайтесь!». Но всякий раз, получив должный отпор, уходили из леса, оставляя на поле боя десятки трупов и массу трофеев.
За бои в Крыму Басан Городовиков получил и первые награды: в апреле 1942-го орден Красного Знамени (потом их будет ещё три, а также 4 ордена Ленина, ордена Суворова, Кутузова, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды), в декабре 1942-го - медаль «За оборону Севастополя». В конце апреля 1942 года назначен командиром первого партизанского района, из-за боёв принять его смог только 5 мая.
И хотя командиром района Басан Бадьминович пробыл недолго
(в июне тяжело заболевшего отправили на Большую землю), за это время сумел провести больше десятка боевых операций.

Первый парад


После госпиталя Басан Городовиков командовал 251-й Витебской стрелковой дивизией, участвуя в боях за Ржев, освобождении Сычёвки. Получив звание генерал-майора, командовал 184-й Духовщинской стрелковой дивизией, освобождал Белоруссию и Прибалтику. Именно эта дивизия 17 августа 1944 года первой вышла к государственной границе СССР с гитлеровской Германией (Восточная Пруссия), восстановила госграницу. Басан Городовиков вспоминал: «Когда замполит Костин уходил в то утро вместе со своим батальоном в передовом отряде, искренне завидовал ему: он шёл на ту землю, шёл первым из первых. И не будь тогда на мне генеральских погонов, никому бы не уступил этой чести». Впрочем, крымскому партизану выпала другая честь: в городе Ширвиндте, взятом во второй половине октября 1944 года его дивизией, он принял первый парад победы советских войск на территории Германии. Ещё одна честь - первого перехода границы с Маньчжурией во время войны с японскими милитаристами выпала его воинам, уже из 63-й стрелковой дивизии, командование которой принял после разгрома фашистов.
Звание Героя Советского Союза Басану Городовикову присвоено 19 апреля 1945-го. После всех боёв он командовал дивизиями в Белоруссии и на Дальнем Востоке, окончил академию Генштаба, был замкомандующего Прикарпатским военным округом, а выйдя в отставку, много лет проработал 1-м секретарём Калмыцкого обкома КПСС. В Калмыкии его до сих пор считают, «пожалуй, единственным руководителем, который действительно радел за малую родину, старался сделать всё для её расцвета». Его не стало 35 лет назад, 17 августа 1983 года, ровно через 39 лет после того как во время Великой Отечественной его дивизия первой из советских войск вышла к государственной границе СССР.

Наталья ПУПКОВА.