Зияющая рана Крыма

Кому слова Сергея Аксёнова - пустой звук

26 Июль 2018 995
Фото автора.

Глядя на видео взрывов в Баксанском карьере, хочется задать один вопрос: «Вы что делаете, сволочи?». Два раза в неделю здесь гремят мощные взрывы, из-за которых сотрясаются дома. До этого Сергей Аксёнов, глава Совмина Крыма, дал распоряжение - не взрывать. Но алчность и наплевательское отношение к полуострову у бизнесменов оказались сильнее. «Крымская правда» пообщалась с жителями сёл Межгорье и Пасечное. Они рассказали, как наши бизнесмены уничтожают родной полуостров.

«Нас не слышат!»

О Баксанском карьере мы писали весной этого года. Тогда обеспокоенные жители обратились в редакцию с просьбой помочь. Давно закрытый ещё при СССР карьер внезапно открыли. Добыча недр велась рядом с сёлами Межгорье и Пасечное. В 70-ые годы прошлого столетия было решено начать разработку. Позже стало понятно, что вреда больше, чем пользы. В реке Бурульча, протекающей рядом, начала пропадать вода. Появилась угроза обвалов, кроме того, из-за взрывных работ несколько крупных глыб упали рядом с домами в Межгорье. До сих пор видно, как они буквально нависают над жилыми постройками.
В 90-е годы карьер был закрыт. Жители сёл вздохнули с облегчением, успокоились.
В Пасечном и Межгорье появились люди, которые приехали сюда ради красот крымской природы. И край этот действительно уникальный. Учёные нашли здесь древние дольмены, открыли Медвежью пещеру, древние стоянки людей. Туристы приезжают сюда за пейзажами, воздухом и прогулкой по пещере Кизил-Коба. Но теперь обо всём этом можно начинать говорить в прошлом времени. Из-за взрывов на карьере окрестности Межгорья и Пасечного накрывает толстый слой пыли. Как сказываются такие работы на подземных источниках и пещерах - можно только догадываться.
- Взрывы у нас начались в апреле, достаточно быстро после того, как карьер открыли, - рассказывает Агния, жительница села Пасечное. -
У меня за эти полгода уже юмор извращённый стал, и нервы пошатнулись, вы не обращайте внимания на разные слова. Когда карьер работал в советское время, у людей от взрывов стёкла из окон вылетали, жили, как на войне… Когда смена работала выпившая, так они не угадывали с зарядом, камни летели в деревья, чудом никого не убивало. Сейчас нам не легче, такое ощущение, что ты не в Крыму с уникальной природой, а в каком-то промышленном районе на окраине мира.
К слову, это не люди поселились возле карьера при СССР, а карьер открыли между трёх сёл: Межгорье, Пасечное и Овражки. Многие приехали сюда за чистой природой и свежим воздухом, но внезапно получили все шансы стать аллергиками и астматиками. По словам местных жителей, гора, на которой находится село Пасечное, как бы двугорбая. На одной её части - населённый пункт, на другой - карьер. Кроме того, по словам геологов, однажды проводивших тут изыскания, под горой находится подземное озеро. Из-за всех особенностей рельефа в некоторых домах Пасечного при взрывах трясётся посуда.
- Мы обращались во все крымские  СМИ, которые только знали, - рассказывает Агния, - нам везде отказывали. Один журналист с телевидения честно сказал - меня уволят, если я сделаю такой сюжет. Все боятся рассказывать правду, всё потому, что за карьером стоит очень серьёзный человек.

Кому это выгодно?

Чтобы понять, почему о взрывах все молчат, нужно разобраться в нескольких деталях. В первую очередь, рассказать историю, которую нам поведали местные жители. Некоторое время назад Виктор Тарасенко, председатель Крымской академии наук, встречался с Сергеем Аксёновым, главой Совмина Крыма, по ряду экологических вопросов. Эколог заговорил и о карьере. Тогда Сергей Валерьевич, якобы, решительно заявил, что взрывы прекратятся и отдал распоряжение. Оригинал его жители села не видели, но говорят, что на карьер оно приходило. После этого 10 дней не было ни одного взрыва.
А потом они начались снова… Теперь дважды в неделю жители сёл вздрагивают от страшного грохота.
- Взрывать нельзя просто потому, что там жилые дома. На них уже появились трещины, но их как будто никто не видит. Все жители находятся в зоне риска. Кроме того, вызывает вопрос, как была получена лицензия на открытие карьера, - поясняет Татьяна Радина, эколог.
Крымчане писали во все инстанции: в прокуратуру, Роспотребнадзор, Министерство экологии Крыма, даже Путину. Толку нет. Чиновники то видят нарушения, то не видят. Все письма к президенту спускают на места, где дают отписки: «всё хорошо, прекрасная маркиза».
Такие ответы вполне объяснимы. Сейчас Баксанский карьер принадлежит ООО «Белогорское карьероуправление». Предприятие до 2014 года было почти убыточным - прибыли и выручки толком не было. После референдума всё изменилось. Согласно открытым данным, в 2016 году компания получила прибыль в 148 миллионов рублей, выручки - 335 миллионов. Доходы резко возросли, когда на полуострове начали выдаваться разрешения на разработку карьеров. Что касается разрешения на разработку, то оно было выдано ещё при Украине, при России его, грубо говоря, «продлили».
Жители сёл говорят, что перестали кому-либо верить. Их не слышат ни республиканские, ни федеральные власти.
А тем временем взрывы гремят… не только в Баксанском карьере, но и в Ароматненском, расположенном чуть дальше. Материалы из них везут на строительство трассы «Таврида». Понятно, что дорогу нужно строить, но ведь можно это делать без взрывов. Почему так не делают? Потому что взрывать дешевле. Вот и ответ на вопрос, ради чего уничтожают Крым. Ради миллионных прибылей отдельных компаний.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.