Десантник из рода поэтов

7 Июнь 2018 1860
Джордж Майкл Александр Уэрнер - праправнук Александра Пушкина.
Джордж Майкл Александр Уэрнер - праправнук Александра Пушкина.

Он был так же талантлив, как и его прапрадед, - писал стихи, рисовал. И так же, как прапрадед, погиб от пули. Только Александру Сергеевичу Пушкину на момент гибели было 37, а Джорджу Майклу Александру Уэрнеру - 23. Праправнука Пушкина расстреляли фашисты в апреле 1942-го под Дрогобужем в Смоленской области.

«Узбек - юморист»

В этом уверен гвардии полковник Моисей Ефремович, наш земляк, симферополец, в годы Великой Отечественной войны - лётчик дальней авиации, автор книги «Они сражались с фашизмом. Люди из легенды». Книга документальная - итог почти 20-летней работы в архивах. Появилась она благодаря встрече ветеранов, где наш земляк познакомился с Александрой Галенковой, «дочерью» авиаполка, разведчицей. Кстати, в 1943-м её неудачно десантировали в Крым, выжила только благодаря дельфинам. Александра Михайловна позже передала Моисею Исааковичу свои документальные записи, фотографии, чтобы выполнил на Родине (женщина с 1987-го жила в чешских Карловых Варах. В апреле 1945 года она возглавляла там группу разведчиков, спасших заминированную фашистами русскую православную церковь, построенную ещё в 1711-м. - Ред.) её клятву, данную в войну, - увековечить память о погибших друзьях. Одним из них и был праправнук великого русского поэта по линии его младшей дочери Наталии Александровны. Единственный погибший из 15 потомков поэта, участников войны.
Младшая дочь Пушкина замуж выходила дважды: сначала за полковника Михаила Дубельта, позже - за принца Николая Нассаусского, получив титул графини Меренберг. Дочь Натальи Александровны и Николая Вильгельма - Софья Торби в конце XIX века вышла замуж за обосновавшегося в Англии двоюродного брата Александра III, непонятого двором великого князя Михаила Михайловича. Их дочь Анастасия - правнучка поэта - родила сына баронета Александра Уэрнера. Так что мальчик, родившийся в августе 1918-го, был не только праправнуком Александра Сергеевича, но и праправнуком императора Николая I. Правда, для удобства запоминания и сам Александр Уэрнер, и позже друзья, узнавшие всё же, кто этот англичанин с прекрасным русским произношением, называли его правнуком поэта. А ещё звали «узбеком» - за смуглое лицо и раскосые глаза, и «юмористом» - за то, что иногда говорил стихами.
- Стихи бывшего студента филологического факультета, решившего стать лётчиком, конечно, были далеки от поэзии предка, но ведь писались они под огнём, - рассказал нашей газете Моисей Исаакович. - Ими он поднимал боевой дух бойцов, призывал к беспощадной борьбе с врагом. А ещё он великолепно по памяти рисовал, был неплохим гравёром: дарственную надпись для Александры Галенковой в знак «дружбы Англии и СССР» на маленьком утюжке, взятом на память из Великобритании, сам сделал в феврале 1942-го.

«Сын России»

Они познакомились незадолго до войны - вместе оказались в военном гарнизоне Марьина Горка (Белоруссия), где формировался IV воздушно-десантный корпус. В первые часы Великой Отечественной уже спасали детей - помогали спешно посадить в грузовики ребят из пионерлагеря. Правда, о том, что Уэрнер - потомок Пушкина, Александра Галенкова тогда ещё не знала.
- Возможно, единственным человеком, которому он перед войной признался, что праправнук Александра Сергеевича, была Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. В её отряд англичанин попал, когда после института был направлен в Красную Армию для приобретения опыта десантирования войск. Окончены учебные тренировочные полёты на советских самолётах, перед отъездом на новое место службы Уэрнер рассказал Валентине Степановне о себе. «Так вот откуда такая превосходная красивая русская речь», - сказала она тогда. Части корпуса располагались в лагерях белорусских лесов. Десантникам повезло - в первые дни их не бомбили, успели занять оборону. Уэрнер назначен вторым пилотом экипажа Карпа Бурмина, стрелок-бомбардир - Иван Калюжный. Он позже погибнет, а Александр в память о друге напишет акростих: «Когда кончатся наши страдания,/ Отраднее станет жизнь./ Лесов и полей родных дыхание/ Юности скажет - вернись./ Жизнь вернётся к нам снова,/ Новые дни прилетят,/ И громкое грозное слово.../
И месть над землёй прозвучит./ В родную страну мы с тобою вернёмся,/ Аллеями парка родного пройдёмся,/ Наших увидим девчат...».
Будет и стихотворение памяти генерала Эрмана Яковлевича Магона: в июле 1941-го десантники, выходя из окружения, слились с отрядом 45-го стрелкового корпуса под его командованием. В районе Могилёва в яростных боях сдерживали наступающего врага, чтобы не дать соединиться фашистским танковым колоннам. На правом фланге командовал генерал Магон, на левом - генерал Дмитрий Михайлович Карбышев. Генерал Эрман Яковлевич, обвязавшись связкой гранат, сжав одну в руке, двинулся навстречу танкам. Фашисты замедлили ход. Магон бросился под танк, мощный взрыв, дорога другим танкам перекрыта. Подвиг генерала позволил бойцам уйти в лес, многие жизни, знамёна частей - спасены. Когда выходили из окружения, Александр Уэрнер и рассказал друзьям о своём происхождении, о том, что «как сын люблю тебя, Россия». А потом на платке раненого майора Ткачука написал обращение к германским солдатам на немецком: «Фашизм будет разбит. Красная Армия победит».

В противотанковом рву

Александра Галенкова вспоминала, что праправнук поэта был мужественным воином, своим примером воодушевлял бойцов на борьбу с врагом. Говорил, что у него две Родины - одна, где родился, - Великобритания, другая - страна предков, Россия. За вторую он воевал с фашистами, а в память о первой хранил маленький утюжок и фарфоровую собачку (за два месяца до гибели он подарит их Александре Михайловне. - Ред.), альбом с видами Лондона, серебряные ложку и ножницы.
В апреле 1942 года десантная разведгруппа под командованием Александры Галенковой нарвалась на немецкую засаду, около 300 фашистов пленили десяток красноармейцев. Десантников пытали, они молчали. Александра Михайловна попросила не трогать правнука поэта. Узнав, что один из пленных - потомок Пушкина, фашисты предложили ему перейти на их сторону. Джордж Майкл Александр Уэрнер ответил, что он «как сын любит Россию и не предаст Родину предка». 21 апреля в двух километрах от Дорогобужа Смоленской области в противотанковом рву фашисты расстреляли 30 человек - партизан и десантников (выжили только трое, в том числе и Галенкова. Тяжелораненных, их из рва вытащили местные жители, выходили). Так погиб праправнук Пушкина, английский лётчик, сражавшийся в рядах Красной Армии. Впрочем, есть и две альтернативных версии гибели Александра Уэрнера. По одним источникам, он, лётчик британских военно-воздушных сил, погиб в воздушном бою в 1943 году. По другим - ушёл на фронт добровольцем, служил в пехоте и погиб во время высадки английского десанта в Тунисе в 1942-м, попав между двумя танками. Но в память о нём именно у русской разведчицы остались фотокарточка в военной форме и талисманы с дарственной надписью.

В тему

Клятву, данную в июле 1941-го, Джордж Майкл Александр Уэрнер написал в стихах: «...К безвестным героям не будьте так строги,/ Ведь многим пришлось умереть./ Вы память святую о них сохраните,/ Запомните их имена./ И в песнях своих вспомяните,/ Когда заликует страна…/ ...Лишь мать будет помнить о сыне своём./ Никто не заменит ей сына./ Как горькая, скорбная память о нём,/ На волосы лягут седины...».

Между тем

Родной дядя Александра Уэрнера - генерал Арнольд Николаус Эмиль фон Бессель, правнук Пушкина от брака его дочери Наталии Александровны с Михаилом Леонтьевичем Дубельтом, воевал, как ни странно, на стороне фашистов. В годы войны он разыскал в Полтаве Татьяну Николаевну Быкову - правнучку поэта по линии его старшего сына Александра Александровича.
И она никак не могла понять, как правнук великого поэта России может воевать против русского народа, против страны своих предков. Немецкий генерал умер в июле 1945-го, возможно, в нашем плену.

Кстати

В Великую Отечественую воевали многие правнуки и праправнуки Александра Сергеевича. Григорий Григорьевич Пушкин, правнук по линии старшего сына поэта Александра Александровича, тоже был десантником. Участвовал в Керченско-Эльтигенском десанте в 1943-м.

Наталья ПУПКОВА.