Бензиновые баталии

Почему за дешёвое топливо для крымчан борется только ФАС

22 Май 2018 775
По данным ФАС, по пути в Крым топливо целенаправленно перепродаётся несколько раз, что отражается на его конечной стоимости.
По данным ФАС, по пути в Крым топливо целенаправленно перепродаётся несколько раз, что отражается на его конечной стоимости.

Автомобильное топливо - крайне привлекательный с коммерческой точки зрения товар. Он всегда дорожает. Когда стоимость нефти на биржах стремительно растёт, вслед за ней растёт и розничная цена на бензоколонках. Когда биржевые котировки обрушиваются, розничные цены на топливо вопреки ожиданиям не спешат снижаться. Как правило, под разными сомнительными предлогами они даже поднимаются. Крымчанам, которым горючее обходится дороже, чем большинству россиян, об этом известно очень хорошо.

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев такое поведение крымских нефтетрейдеров назвал грабительским и заявил о готовности вразумить их.
- Особенно нас беспокоит ситуация в Крыму. Там продолжается вразумление местных крымских компаний. Они сейчас заплатят 120 миллионов рублей штрафа. Но если они думают, что сейчас заплатят штраф и после этого опять будут грабить население, то так не получится. Будет ещё один штраф, просто он будет в квадрате. Сейчас 120 миллионов рублей, ну а будет
1 миллиард, - сказал глава надзорного ведомства, заверив, что ФАС станет оказывать воздействие на компании до тех пор, пока те «не придут в состояние вразумления». Увы, соратников в этой битве за справедливую цену топлива у антимонопольщиков нет. Профильное министерство не только  не поддержало их, но и выступило в защиту «бедных притеснённых нефтетрейдеров». Так, министр топлива и энергетики Крыма Вадим Белик заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в республике обусловлен объективными причинами.
- Хотелось бы сразу отметить существование ряда обоснованных причин относительно цен на топливо в республике. Основной аспект затрат на логистику связан с учётом расходов на железную дорогу и Керченскую паромную переправу. Так, стоимость услуг переправы, утверждённой ФАС, составляет 2,4 руб­ля за 1 литр топлива. Также необходимо учитывать, что топливо приходится везти из отдалённых регионов, поэтому в его стоимость закладывается ещё и цена доставки груза по железной дороге и возврата грузоотправителями цистерн на нефтеперерабатывающие заводы, - отметил министр.
При этом он подчеркнул, что есть регионы, где цена на топливо даже выше, чем в Крыму. Стоимость бензина АИ-95 там достигает 49 рублей за 1 литр, тогда как в Крыму - 46,29 рубля за 1 литр. Чего хотел добиться Вадим Белик с помощью этого сравнения, не ясно, но сложилось впечатление, что действующий министр склонен больше равняться на худших, чем стремиться подтянуть Крым до уровня регионов-передовиков.
В корне не согласен с позицией Вадима Белика и глава ФАС. Пока крымский министр рассказывал о том, как дорого обходится нефтетрейдерам доставка топлива на полуостров, главный антимонопольщик сообщил о том, что специалисты его службы выяснили, что по пути в Крым топливо многократно перепродаётся, за счёт чего его конечная цена сильно возрастает.
-  Они покупают на заводе у нефтяной компании, а потом мы видим в цепочке четыре перепродажи. Три пустышки стоят, и только потом розничная компания продаж. Как эти люди смеют такие вещи делать? У них должна быть прямая продажа, прямо закупить - и всё, - возмутился Игорь Артемьев, добавив, что ФАС готова штрафовать за такие нарушения «до бесконечности».
Отдельная тема - качество топлива на крымских АЗС.  По мнению главы республиканского Минтопэнерго, оно стало лучше, и жалоб на него в министерство не поступает. При этом несколькими днями ранее он же сообщал, что по итогам проведённых вместе с прокуратурой проверок, на 15 крымских АЗС было выявлено топливо, которое не соответствует ГОСТу. Всего ведомства взяли пробы горючего на 26 автозаправках. То есть, как минимум, на каждой второй автозаправочной станции крымчане рискуют залить в баки своих автомобилей некачественное топливо. Этот факт как-то плохо коррелируется с утверждением о том, что качество горючего улучшилось.
Впрочем, скоро пройдёт очередной этап проверок автозаправщиков. С 4 по 9 июня сотрудники Министерства топлива и энергетики совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) будут брать пробы топлива на АЗС. Что покажет исследование, можно только догадываться, но учитывая плановость мероприятия, стоит предположить, что нефтетрейдеры к нему успеют подготовиться.

Кстати

По данным республиканского Минтопэнерго, в настоящее время в Крыму работают 479 АЗС. Из них - 200 принадлежат крупным крымским нефтетрейдерам, остальные - небольшим компаниям, которые имеют от одной до 10 автозаправок.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.