2015 год. «Крымская правда»

18 Январь 2018 1021
Энергоблокаду международное сообщество так и не осудило.
Энергоблокаду международное сообщество так и не осудило.

2015 год ещё раз доказал - крымчане не сдаются. И готовы снова и снова доказывать, что 16 марта 2014 года мы сделали правильный выбор, который можем подтвердить неоднократно. Через год после «Крымской весны» нас ждало серьёзное испытание - энергоблокада. Но мы справились с этим и дали понять - нас не сломать.

Знаковая годовщина

В первую очередь 2015 год запомнился тем, что мы отмечали год после воссоединения с Россией. Всего за 12 календарных месяцев жизнь на полуострове изменилась кардинальным образом. Исчезли в кошельках гривны и появились рубли. Мы постепенно привыкли расплачиваться этими деньгами везде, перестали переводить украинские деньги в наши, российские. Изменились цены, тарифы, многое другое. Крымчане верили в то, что это только начало глобальных перемен. На сложности почти не обращали внимания - люди были уверены, что они временные.
В «Крымской правде» мы писали о том, как значима для нас годовщина воссоединения с Россией. Ведь день возвращения домой - праздник на все времена, сравнимый только с Днём Победы. Крым торжественно встречал свою историческую весну. 10 марта на предприятии «Почта Крыма» прошло торжественное гашение маркированной почтовой карточки, посвящённой воссоединению Крыма с Россией. 11 марта в Симферополе состоялась презентация тематического фотоальбома «Крымская весна», а на следующий день в Государственном академическом музыкальном театре РК открылась республиканская фотовыставка «Твоя Крымская весна». 15 марта в городе Щёлкино Ленинского района состоялось торжественное присвоение главной площади имени «Крымской весны». И это лишь небольшая часть мероприятий, которые прошли по всему полуострову.
День 18 марта - годовщина подписания в Москве Договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации - начался с военного парада в столице Крыма. Перед горожанами торжественным маршем прошли военнослужащие Симферопольского территориального гарнизона, бойцы Внутренних войск и военные моряки Черноморского флота.
Летом 2015 года на полуостров приехал с рабочим визитом президент нашей страны Владимир Путин. Среди множества встреч и совещаний было несколько важных мероприятий. Так, президент провёл на полуострове заседание президиума Государственного Совета России. На заседании речь шла в основном о развитии туристической отрасли, что немаловажно для Крыма. Также Владимир Путин встретился и с представителями национальных общественных объединений Крыма. Участники встречи поблагодарили президента за уже предпринятые шаги на пути к межнациональному согласию после воссоединения Крыма с Россией: законодательное закреп­ление равноправия русского, украинского и крымскотатарского языков, полная реабилитация репрессированных народов Крыма, решение социальных проблем, возрождение культурных и духовных ценностей.
Президенту даже вручили золотую «колыбель Крыма». Её попросили принять в знак признательности за то, что он сделал для крымчан. В марте уже нового, 2018 года, мы тоже можем сделать президенту подарок: прийти на выборы и проголосовать за того кандидата, которого мы, жители полуострова, считаем лучшим.

Тьма пришла…со стороны Украины

«Блэкаут», или «энергоблокада». Эти два слова несколько месяцев не сходили со страниц нашей газеты. Наши украинские соседи решили сделать всё, чтобы наказать непокорных крымчан. Группа сторонников блокады полуострова подорвала опоры ЛЭП в Херсонской области. Это привело к тому, что в конце ноября 2015 года миллионы жителей Крыма остались без электроэнергии.
Можно вспомнить, как это событие обсуждали не только в Крыму, но и за его пределами. Как молчали представители правозащитных организаций, которые внезапно как в рот воды набрали. Сам факт того, что группа, видимо, психически нездоровых людей добралась до опор ЛЭП и спокойно их подорвала, тоже вызывал вопросы.
Но спустя почти три года после блэкаута об этом говорить не хочется. Важно не то, как нам пытались испортить жизнь, а как мы с этим справились. Многие простые крымчане сплотились, чтобы жить и работать в условиях, когда электроэнергия в домах появляется буквально на пару часов в сутки.
- У нас в офисе руководство устраивало почти семейные ужины, - рассказывает жительница Симферополя Александра. - Несколько сотрудников жили в домах с электроплитами, им было очень тяжело в блэкаут. Но после окончания рабочего дня мы собирались на общей офисной кухне и готовили ужин. И знаете, это были одни из лучших дней в 2015 году. Иногда мы даже ели при свечах, но были счастливы, потому что понимали: мы - один народ, мы со всем справимся.
Первые дни выдались самыми тяжёлыми. Сотни крымских сёл остались без света, рабочего графика отключений электроэнергии не было, понимание того, как решить все навалившиеся проблемы, тоже отсутствовало. Не справившегося со своими обязанностями министра топлива и энергетики Крыма Сергея Егорова с позором отправили в отставку. Освободившееся место заняла Светлана Бородулина, ранее занимавшая должность советника главы республики. К слову, свой пост она покинула в 2017 году.
В те дни мы особенно чувствовали, что материк с нами. Самолётом МЧС России в Симферополь было доставлено 300 мобильных электрогенераторов мощностью от 4 до 6 киловатт. Всего по линии МЧС на полуостров в первые дни блэкаута переброшено 600 дополнительных источников питания. С Дальнего Востока были переброшены две мобильные газотурбинные электростанции.
Не было у нас и ощутимых проблем с топливом. Тогда ещё первый вице-премьер Крыма Михаил Шеремет докладывал, что потребление топлива рес­публикой составляет около 1500 тонн в сутки. Между тем через Керченскую переправу ежесуточно поступало 2300 тонн. Количество сёл, в которые вовсе не подавалось электричество, сократилось с 335 до 19 в короткие сроки. Но электроэнергия потребителям Симферополя подавалась сначала по два часа через каждые десять часов, хотя по официальному графику государственного унитарного предприятия «Крымэнерго» поставки должны производиться по 3 через 9 часов.
На десятый день энергоблокады на полуострове вовсю работали генераторные установки. Объём подачи электроэнергии постепенно был выведен на уровень 75% от нормального потребления. Удалось включить большинство котельных и обеспечить теплоносителем половину горожан. Уже в первых числах декабря стало легче. И пока крымчане, как могли, справлялись с трудностями, на материке делали всё, чтобы нам помочь. Итогом стал запуск второй нитки энергомоста из Краснодарского края в Крым. Также Владимир Путин потребовал обеспечить в апреле-мае 2016 года ввод в эксплуатацию ещё двух ниток подачи электроэнергии с Кубани в Крым, доведя поставки на полуостров до 800 МВт. Оглядываясь назад, видим, что наказ президента был выполнен.

Дела житейские

Помимо глобальных изменений на полуострове происходили и другие события. Менее значимые в масштабах страны, но важные для каждого крымчанина. Так, в начале 2015 года подорожал проезд в междугородном транспорте. Билет из Симферополя в Ялту на автобусе стоил 118 рублей, примерно столько же - из Симферополя в Севастополь.
В 2015 году с транспортом было связано другое событие - забастовка сотрудников тогда ещё КРПП «Крымтроллейбус». Рано утром несколько часов на маршрутах было пусто. Люди возмущались, что им не выплачивают заработную плату за два месяца. Более того, некоторым в начале 2015 года заплатили всего 3000 рублей, на которые и тогда в Крыму долго было не прожить. Глава Совмина респуб­лики Сергей Аксёнов заверил, что будет проведено служебное расследование, по результатам которого и определят виновных в сложившейся ситуации. Так и получилось. Вскоре сменился глава предприятия, «Крымтроллейбус» ждали и другие перемены.
Традиционно жители полуострова были недовольны рос­том цен на топливо, а также его качеством. В 2015 году бензин марки «Аи-95» стоил, в среднем, 39,96 рубля, востребованное дизельное топливо - 34,93 рубля. Сейчас ценник медленно, но верно приближается к цене 44 рубля за литр как популярной марки бензина, так и дизеля.
В «Крымской правде» тогда писали, что, несмотря на мировое падение цен на нефть, только с начала 2015 года в Крыму бензин подорожал на 30-60 копеек за литр.
Ждал автомобилистов и другой сюрприз. В Крыму начали штрафовать за тонировку стёкол автомобилей. Штрафы по 500 рублей разлетались, как горячие пирожки, а сами автомобилисты иногда срывали тонировку прямо на дороге. Естественно, под надзором сотрудников ДПС.
Начался ремонт дорог, причём как главных, так и второстепенных. Чиновники уверяли - работы будут выполняться постепенно, более 25 лет ничего толком не делалось. В 2015 году на ремонт и содержание дорожной сети крымской столицы из республиканского бюджета было выделено 350 миллионов рублей. Всего же для проведения капитального ремонта всех улиц города чиновники просили около 1,5 миллиарда рублей.
Напомним жителям Симферополя, на каких улицах в 2015 году выполнялся ремонт дорожного покрытия. Это проспект Кирова, улицы Розы Люксембург, Беспалова, Воровского, Героев Сталинграда, Гоголя, Декабристов, Желябова, Жуковского, Карла Маркса, Крылова, Чехова, Шмидта и ряд других. Сейчас можно прогуляться по этим дорогам и посмотреть, сколько продержался асфальт.
В 2015 году наконец-то заговорили о начале работ на нескольких объектах по программе ФЦП. В 2014 году чиновники только планировали, рассчитывали расходы, выделяли приоритетные объекты. Что конкретно должно было появиться в республике, знали далеко не все. В начале 2015 года зашла речь о том, что в столице Крыма, спустя много лет, достроят объездную дорогу. 
«Началось строительство большой транспортной развязки на участке протяжённостью 8,1 километра Дубки - Левадки, соединяющем Севастопольское и Николаевское шоссе. На этот проект выделены средства из федеральной целевой программы. В планах - строительство ещё одной объездной Левадки - Марьино. Однако в ведомстве не спешат назвать сроки реализации проекта, ведь ещё предстоит понять, насколько он целесообразен, посчитать, сколько денег нужно. Что касается заторов на дорогах Симферополя, то появилась идея решения и этой проблемы. Минтранс выступил с предложением «разрезать» транспортные кольца или же соорудить через них мост. Это должно уменьшить количество пробок в городе. Начать предлагают с Куйбышевского кольца, однако этот вариант ещё не утверждён», - писали в «Крымской правде».
Сейчас можно убедиться в том, что несколько идей не были реализованы. Кольца так и остались нетронутыми, а заторы в Симферополе только увеличились. Многие уверенно говорят о том, что по столице Крыма впору передвигаться на велосипедах и самокатах. Быстрее будет.

Снег заказывали?

Многие новостные программы на телевидении принято заканчивать сообщениями о погоде. Мы завершим рассказ о 2015 годе такими же сводками. Многим казалось, что зима 2016 года была аномально холодной. Долгое время держалась минусовая температура, из-за чего даже были созданы пункты обогрева для лиц без определённого места жительства. Но в 2015 году было не легче.
В январе наша газета писала о том, что в Крым пришли аномальные холода. На улицах появились многочисленные палатки для обогрева. Сотрудники МЧС постоянно следили за ситуацией. Небывалые морозы пришли на полуостров в рождественские праздники. Столбики термометров опустились до отметки -23 градуса, побив тем самым старый температурный рекорд. Рождество 2015 года оказалось самым холодным за последние 80 лет. На автодорогах полуострова работали 43 единицы спецтехники, на всех перевалах дежурили тягачи, которые планировалось задействовать в случае ухудшения погодных условий. Дороги на плато Ай-Петри со стороны Ялты и Бахчисарая пришлось и вовсе закрыть для всех видов и категорий транспорта.
А вот 18 марта неожиданно выпал снег. В итоге произошла трёхдневная остановка работы Керченской переправы. Из-за непогоды собралась очередь из более чем 2000 машин. 17 марта из-за обильного снегопада без света остались около 18000 человек.
Зато лето выдалось традиционно жарким. Крымчане жаловались, что средняя температура воздуха составляла от +28 до +35 градусов. Ежедневно в июле и августе фиксировалось более 50 возгораний по Крыму, особенно в лесных массивах. Так что капризы погоды на нашем полуострове - явление привычное. Удивляться очень тёплой зиме уже в 2017-2018 годах нам точно не стоит.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.