Мальчики. Мужчины

Рано повзрослеть заставила война

25 Декабрь 2018 3806

Они стали старше до срока. В ещё вчера юном беззаботном весёлом взгляде появилась недетская серьёзность, боль, мужественность, крепость людей, ради цели готовых бороться до последнего. Цель у жителей страны тогда, с 22 июня 1941-го, была одна - защита Отечества. Этим мальчикам-мужчинам война не позволила доучиться, воплотить в жизнь мечты о профессии, о собственных семьях, о светлом будущем. И прожить им не позволила даже четверти века. Они погибли за Крым, сделав всё, чтобы приблизить его освобождение.

Витя
Виктор Коробков - связной подпольной организации, разведчик 3-й бригады Восточного соединения партизан. Ещё в субботу, 21 июня 1941-го, для феодосийского мальчугана были открыты все дороги. Отлично окончен очередной класс школы, на столе - альбом с собственными карандашными набросками видов родного города - мальчик мечтал стать художником. Рядом - путёвка в «Артек», готовился поехать уже во второй раз. Воскресное утро разрушает все планы. Вместо отдыха - забота о маме Виктории Карловне, раненной при фашистском обстреле, и помощь отцу Михаилу Ивановичу, бывшему наборщику типографии, ставшему членом городского подпольного комитета. Мальчик расклеивал листовки, собирал информацию о расположении фашистов, передвижении машин, разгрузке орудий в порту, был связным с партизанами из старокрымских лесов. Потом и сам стал партизанить, принося из разведывательных рейдов сведения, помогавшие громить гарнизоны противника в деревнях региона.
Михаил Иванович и Витя пришли в Феодосию 16 февраля 1944-го, получив задание встретиться с подпольщиками, оставшимися в городе. Но нашёлся предатель: выдал гитлеровцам Коробковых. Их долго пытали, допрашивали - безрезультатно. Вначале казнили отца, а 9 марта - Виктора. Ему лишь 5 дней назад исполнилось 15 лет. «Передай маме, что я умер за Родину!» - просил он подпольщика Валентина Ковтуна, сидевшего в той же камере. Имя Вити, Виктора Коробкова, посмертно награждённого медалью «За отвагу», носит в Феодосии школа, в которой он учился.
Володя
Владимир Дацун, симферополец, руководитель группы подпольщиков «Молодые ленинцы» (так подписывали ребята листовки). Он был романтиком: сочинял прекрасные новеллы, рисовал. А ещё был страстным футбольным болельщиком, не пропускал ни одного матча на стадионе. Незадолго до войны и сам начал «гонять» мяч - знающие люди прочили футбольное будущее. Мечты оборвала война.
Правда, с футболом паренёк не расстался: игра стала прикрытием для встреч с товарищами по борьбе. Прикрытием, явочным пунктом была и парикмахерская, куда Владимир устроился, чтобы избежать угона в Германию. Подпольщики распространяли листовки, добывали разведданные и устраивали диверсии. Удалось наладить связь с партизанским отрядом Южного соединения. В конце марта 1944-го Владимир Дацун должен был уйти в лес, но не успел - в дом нагрянули фашисты. Ничего не нашли при обыске, но парня всё-таки арестовали - выдала бывшая соученица, водившая знакомство с гестаповцем.
В тюрьме на Студенческой,
12, фашисты сначала «разговаривали», предлагая сотрудничество, потом пытали. Володя не назвал ни одной фамилии товарищей.
Подпольщика расстреляли в Дубках 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя. Ему было всего 19 лет. После освобождения города тело, поднятое со дна одного из колодцев, опознала мама юноши - Тамара Васильевна. Позже нашла и дневник, который сын вёл с начала войны, мечтая о мире: «Во всём городе загорится свет. Этот яркий электрический свет после годов мрака, после грязи... переполняет всего меня восторгом. Это возрождение... мы сбрасываем с себя проклятый мрак. Мы только начали жизнь, а нас обрызгали грязью. Чудный свет, дивный свет!». Владимир верил, что фашистов обязательно изгонят. Вот только не предполагал, что его память вновь «обрызгают грязью» новые поколения горожан, несколько раз осквернявшие могилу подпольщика на кладбище за стадионом «Локомотив», где играют в его любимый футбол.
Вилор
Вилор Чекмак, партизан Севастопольского отряда, из героев этого материала погиб первым, 18 декабря 1941-го. За два дня до своего 16-летия. Родители - Любовь Георгиевна и Пётр Андреевич назвали сына в честь Владимира Ильича Ленина и Октябрьской революции. Талантливый мальчуган любил рисовать и играл на пианино. Ему, тонко чувствующему мелодии, прочили карьеру музыканта, а он мечтал совершить как можно больше добрых дел.
Когда враги подошли к Севастополю, мальчик, страдавший пороком сердца, добился, чтобы приняли в партизанский отряд. Считал, что теперь «наивысшее добро - бить фашис­тов». Ушёл вместе с овчаркой Ральфом, переданной ему ушедшим на фронт товарищем Изяславом Мукомелем. Их направляли в дозоры, в разведку, откуда паренёк часто приводил красноармейцев, отступавших из глубины полуострова к Севастополю. Он не узнал, что мама эвакуировалась в Поти вместе с военпортом, что при обороне Москвы погиб отец, прикрывая раненого командира. Прикрывая товарищей, погиб и Вилор: он с Ральфом был в дозоре в урочище Алсу, охранял базу партизан. Собака первая почуя­ла врага, заволновалась, потом и Вилор рассмотрел в бинокль фашистов, прочёсывающих местность. Отправил Ральфа в отряд, чтобы предупредить товарищей, а сам приготовился к бою. Слух резанула автоматная очередь и прощальный визг четвероногого друга. Оставалось одно - сигнальная ракета. Запустив её, Вилор вызвал огонь на себя.
Израсходовал все патроны своего пистолета-пулемёта Шпагина, из оружия - последняя граната. Дважды раненный, Вилор Чекмак зубами вырвал чеку, а когда враги окружили, разжал пальцы уже почти не слушавшейся руки, граната упала под ноги ему и фашис­там. После Победы юного героя посмертно наградили медалями «За оборону Севастополя» и «За боевые заслуги».
Шамиль
Шамиль Абдрашитов, лётчик-истребитель, замкомандира эскадрильи 402-го авиационного полка. Родился 19 мая 1921-го в Оренбурге, работал в авиамастерских и занимался в аэроклубе, воплощая детскую мечту. Уже шла война, когда парень окончил Оренбургское авиационное училище, на фронт направили весной 1943-го. Через год на гимнастёрке Шамиля были ордена Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны
I степени - за 242 боевых вылета и 16 сбитых самолётов противника.
Последний бой над Чёрным морем у Херсонеса 4 мая
1944-го: лётчик атаковал вражеские корабли, движущиеся к Севастополю, - отвлекал огонь на себя до подлёта наших бомбардировщиков. Самолёт Шамиля Мунасыповича Абдрашитова был подбит из корабельного орудия, лётчик - ранен. Задание парень выполнил, вот только до аэродрома не дотянул. Через две недели ему исполнилось бы 23 года.
В родном Чкалове (так Оренбург называли с 1938 года) его не дождалась мама Галина Габайдуловна. Могилой лётчику стало море, а вместо красной звезды на обелиске - медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза, которой наградили посмертно.
Михаил
Михаил Буряк, красноармеец, автоматчик 997-го стрелкового полка. На момент гибели ему исполнилось 23 года. Родился в Донецкой области, после семилетки пошёл на завод, после смены спешил в вечернюю школу. Мечтал получить высшее образование, стать учителем, а стал солдатом, героем освобождения Севастополя.
7 мая 1943-го полк наступал на высоте Сахарная Головка, Михаил первым смог достигнуть фашистского дота, где засели гитлеровские расчёты с двумя пулемётами, и уничтожить гранатами. Потом, уже сражаясь в траншеях, уничтожил ещё несколько врагов, позволив своей роте продвинуться вперёд. Погиб в бою за Инкерман 9 мая 1944 года - в день освобождения Севастополя, за год до Победы. Посмертно Михаилу Ивановичу Буряку присвоено звание Героя Советского Союза. Дома его до последнего ждала мама Евдокия Леонтьевна.
Фамилии этих мальчиков-мужчин, увы, уже ничего не скажут большинству крымчан. Только на картах Симферополя, Севастополя и Феодосии остались улицы имени Владимира Дацуна, Вилора Чекмака и Виктора Коробкова. В честь Шамиля Абдрашитова назвали улицу в Оренбурге. А вот улица Буряка в Севастополе названа не в честь стрелка, освобождавшего город, а в честь моряков, оборонявших его, - командира эсминца «Безупречный» Петра Максимовича и его 15-летнего сына юнги Владимира, погибших вместе с кораблём 26 июня 1941-го неподалёку от мыса Ай-Тодор. Давайте вспомним, земляки, героев, не пожалевших жизней за наш полуостров.

Призыв к читателям

Весной 2019-го исполнится семьдесят пять лет освобождению полуострова от фашистов. Более чем 2,7 года боёв, подвигов, потерь - с 24 сентября 1941-го, когда враг штурмовал наши позиции на Перекопе, до 12 мая 1944-го, когда последних гитлеровцев пленили на Херсонесе. Мы предлагаем вспомнить героев этих трудных дней, вспомнить, как жил и боролся полу­остров. Ждём ваши письма, рассказы о родных, работавших здесь перед войной, эвакуировавших заводы и колхозы.
О сражавшихся за Крым, о живших и погибавших в оккупации. О местах боёв, братских могилах и памятниках той войны. О тяжёлых сороковых прошлого века, которые нельзя забывать.

Наталья ПУПКОВА.