Посиделки

13 Декабрь 2018 858

Святитель и чудотворец Николай

19 декабря православные чтут память этого святого. Расскажите, пожалуйста, о нём. Где в Крыму находятся храмы его имени?
 

Григорий Воротынцев.
Керчь.

В Писании сказано: «Дивен Бог во святых Своих».
А мы от себя можем добавить, что наипаче Бог дивен во святом Своём святителе Николае, которого знает весь мир.
И даже мусульманский мир и языческий почитают его.
В чём удивительность, неожиданность и неохватность личности святителя Николая? Главная черта его личности - милость ко всем, всегда и повсюду. Святой слышит молитвы разных людей - от праведных до грешных, от успешных до тех, которые не состоялись в этой жизни. И никого из обратившихся к нему с искренней верой не оставляет без помощи и поддержки. Святитель Николай ещё при жизни стал прозрачным свету Христову, исполненным благодати и всякое дело творил по любви. Святитель Василий Великий говорил совершенно определённо: «Нет в этом мире воистину великого дела, если оно не наполнено любовью. Оно кажется великим для непосвящённых и поверхностных людей, но таковым не является», - и добавляет: «Нет ничего поистине малого, если это наполнено любовью». Так и в житии святителя Николая. Мы не знаем тех людей, получивших от него милость, не знаем событий и последствий, которые были в жизни людей, которым он оказал любовь. Но эта любовь, оказанная по вере в Бога, осталась в нашей памяти и умножается непрестанно. Если мы будем поступать подобным образом и разрешать любое противоречие, любую неправду по любви Христовой, то и Христос будет пребывать с нами. И пример святителя Николая может быть для нас руководством, указанием и живой благодатной действенной помощью.
Храмы, освящённые в честь святителя Николая, есть в феодосийском посёлке Приморском, в Малореченском Алуштинского городского округа, в Мазанке Симферопольского района, в Белогорске, Евпатории. Одна из жемчужин южного побережья - ялтинский храм Святого Николая  и Великомученицы Александры. В центре курортного города, рядом с морским портом в 1896 году построена часовня, освящённая во имя Святителя Николая. Место было выбрано неслучайно - именно здесь император Николай I огласил указ о присвоении деревне Ялта статуса города. Построена часовня, выдержанная в русском стиле, по проекту известного ялтинского архитектора Петра Краснова.

Не врут календари?

Слышал, что на Руси в старину Новый год отмечали 1 марта. А в некоторых странах нет постоянной даты отсчёта. Это правда?

Сергей Патрушев.
Бахчисарай.

В нашей стране дата Нового года менялась трижды. 1 марта бралось за точку отсчёта, потому что в это время приступали к сельскохозяйственным работам. В X веке, после принятия христианства, вместе с новой религией пришёл юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и продолжительностью года в 365 дней. Вошло в употребление и византийское летоисчисление, где сотворение мира относилось к 5508 году до Рождества Христова. По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Но с обычаями распроститься не так-то просто, и русский народ продолжал встречать Новый год в первый день весны. Со временем привыкли и к новой вере, и к встрече Нового года осенью. Однако ещё не забыли и старую дату, праздновали дважды: в марте и сентябре. Последний раз осенний Новый год отметили в 1698 году. 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переносе Нового года с 1 сентября на 1 января.  Этим же указом предписывалось «по большим и проезжим знатным улицам... и у домов... перед вороты учинять некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых». С тех пор зажигаются на улицах и в домах праздничные зимние огни.
В Израиле три новогодних праздника. Точная дата иудейского - Рош Ха-Шана (дословный перевод - «голова года») выпадает на сентябрь или октябрь, вычисляется по лунному календарю, поэтому даты каждый год разные. Главное правило - его празднуют в новолуние.
В Иране новогодняя дата привязана к дню весеннего равноденствия - 20, 21 или 22 марта.
У мусульман, живущих по лунным календарям, Новый год может случиться в любой день года.
Во Вьетнаме и Китае празднуют начало года в период с 21 января по 22 февраля. Годы здесь имеют названия животных и могут состоять из 353, 354, 355 и из 383, 384, 385 дней.
Грядущий год в Китае встретят 6 февраля. Во Вьетнаме - в ночь с 4 на 5 февраля.
В Японии до 1873 года Новый год - О-сёгацу - отмечался тогда же, когда и в Китае. С наступлением эпохи Мейдзи - время правления императора Муцухито, которая завершилась 30 июля 1912 года, в Стране восходящего солнца главный зимний праздник приходится на ночь с 31 декабря на 1 января, то есть по григорианскому календарю.
В Корее наступление 2019 года будут праздновать дважды. Сначала, как и во многих странах мира, в ночь с 31 декабря на 1 января, затем в ночь с 5 на 6 февраля - по лунному календарю.

Живописец
с характером и стилем

Екатерине Банкинд, которую вы видите на снимке, повезло: родилась в семье художников. Вместо игрушек были в детстве кисти, краски, палитра. Это помогло быстро развить данный Богом талант.

Не для красного словца коллеги и искусствоведы называют её живописцем с характером и стилем: с собственным подходом к раскрытию темы, оригинальным композиционным и колористическим решением. Своим видением мира она делится с нами, показывая все его тончайшие тона и полутона, загадочность и открытость. Переняв от отца, известного крымского живописца, педагога Льва Балкинда, честное, бескомпромис­сное отношение к профессии, Екатерина заняла собственную нишу в крымском изобразительном искусстве, внося в него особый шарм своей особой манерой письма. Сов­мещая творчество, научную и педагогическую деятельность, она во всём проявляет независимость и чёткость творческой позиции. Имеет право - за плечами хорошая школа Крымского художественного училища имени Николая Самокиша и Украинская Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, где её преподавателем был наш земляк, академик живописи Василий Гурин.
Ей подвластны все жанры и виды изобразительного искусства. Легко, словно играючи, пишет пейзажи, натюрморты, сложные жанровые картины и портреты. Не спорящие, а поддерживающие друг друга оттенки создают пространственную глубину, очерчивая предметы, к которым автор хочет привлечь внимание. Мастерски работая с деталями, автор то чётко прорисовывает их, то лишь намекает на его участие в общем смысловом акценте.
Каждая экспозиция персональных выставок Екатерины Львовны - неповторима. Каждую можно назвать многоплановым произведением искусства. Без преувеличения и натяжек. Общий эмоциональный фон  - сдержанный, благородный. Автор работ, выплёскивая свои чувства на полотна, помогает зрителям ощутить свои эмоции.

Жертвы суеверия

Услышала из уст ведущего шоу «Время покажет» фразу «Её крайний ребёнок Вася был тогда в спортивном лагере». Пришла в недоумение от слова «крайний». Неужели так говорить - правильно?

Ольга Воробьёва.
Ялта.

Конечно, нет, уважаемая Ольга. Если ведущий не хотел произносить «последний ребёнок» (возможно, в семье не ограничатся нынешним числом детей), мог сказать «младший». Но уж никак не нелепое «крайний», которое довольно часто звучит не только в обиходной речи, но с экрана телевизора. Недавно и я с грустью улыбнулась, услышав подряд на протяжении короткого времени: «Крайняя поездка родственника не забудется долго», «Крайний раз, когда сын писал маме, даже не вспомнить», «И что скажешь о её крайнем концерте?», «Хорошо помню крайние слова тренера», «Крайнее решение он принял самостоятельно».
Произносящих «крайний» вместо «последний» называю жертвами суеверия. Потому что именно суеверный страх, связанный с ассоциацией безобидного слова «последний» почему-то с последним днём жизни. Особенно этого придерживаются люди, работа которых связана с постоянным риском. Но не только они. У других негативная реакция связана с тем, что «последний» имеет и такие значения, как «недалёкий», «неумный», «плохой», «никчёмный». Родители нередко слышат от учителей: «Ваш ученик - последний в классе» - понимай: учится хуже всех.
Не раз в очереди ко мне обращались с вопросом: «Вы крайняя?». На который отвечала всегда: «Я последняя». Редко кто уточнял, почему я ответила именно так. А если спрашивал кто-то, разъясняла, что у любой очереди два края - передний и задний. Значит, и крайних в ней всегда два. А вот последний, как и первый из занявших очередь, - один.
Правильное толкование слова «крайний» можно найти во многих справочниках. Например, в популярном, всем доступном словаре Ожегова приводится три значения: 1. Находящийся на краю чего-нибудь, наиболее далёкий. Крайний дом на улице. На крайнем Севере. 2. Предельный, последний. Крайний срок. 3.Очень сильный в проявлении чего-нибудь, исключительный. Крайняя нужда. Крайние меры. Крайне важно.
Как видим, всё просто, так что не надо «наводить тень на плетень».

Забвению не подлежит

О былых трудовых успехах колхоза «Россия» сказано и написано немало. Но не только этим славилось прославленное хозяйство. Его выдающиеся руководители - Герои Социалистического труда Пётр Переверзев и Владимир Криворотов делали всё, чтобы жизнь колхозников была интересной, духовно богатой.


В десяти сёлах колхоза были построены красивые здания клубов, прекрасно оснащённые, уютные. Специалисты - руководители многочисленных коллективов художественной самодеятельности получали зарплату в колхозе и пользовались всеми правами, как и полеводы, животноводы: обеспечивались бесплатными квартирами, получали дополнительную оплату по итогам года.
Скромный бюджет сельского Совета, председателем которого я был с 1979-го по 1990 год, не предусматривал того, что обеспечивал колхоз, за деньги которого приглашались выдающиеся мастера культуры и искусства. Среди тех, кто побывал у нас в те годы, - Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Николай Озеров, Юрий Гуляев, Александра Пахмутова, Леонид Якубович, Леонид Быков, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, София Ротару. На сценах сельских клубов девяти отделений колхоза шли спектакли Донецкого театра оперы и балета, Харьковского, московских драматических театров. А в селе Восход был открыт филиал Крымского русского драматического театра имени Максима Горького, и три раза в неделю здесь шли спектакли этого замечательного коллектива. Колхозники смотрели все премьеры одновременно с жителями крымской столицы.
Детей с ранних лет приобщали к настоящему искусству. Для этого в школе каждый месяц ребята посещали музыкальные часы, которые вели искусствоведы, солисты и музыканты областной филармонии. В музыкальной школе, открытой в 1981 году, и сейчас занимаются более 200 юных талантов. Многие её выпускники получили консерваторское образование.
Развивали свои таланты и взрослые жители наших сёл. Помогали им в этом заслуженный артист УССР и заслуженный деятель искусств БССР, экс-худрук знаменитого вокально-хореографического ансамбля «Таврия» Александр Опанасенко, хормейстеры Валерий Вереницкий, Валерий Готюр, Маргарита Райнеш, хореографы Тамара Ларичкина, Виталий Курдынко, Людмила Козлова, Алексей Буданов, Игорь Арончик. Под их руководством шесть коллективов имели почётное звание «народный»: духовой оркестр, хор, оркестр народных инструментов, театр «Арго», агитбригада. Они не раз побеждали на всесоюзных конкурсах, выступали в Москве, Киеве, в городах Венгерской Народной Республики, Болгарии, в респуб­ликах Прибалтики, и везде - с неизменным успехом.
Нельзя не вспомнить о блестящих выступлениях агитбригады «Восход», которой руководил Владимир Задорожный. Яркие публицистические, театрализованные программы до сих пор помнят наши ветераны.
Незабываемые времена!
Но настали иные. Пришла в сёла разруха. Погиб титан-колхоз, входивший в десятку лучших в СССР. Двери клубов заколотили, в ДК села Восход не зайти - холодно, неухоженно.
Чтобы сохранить память о выдающемся крымском артисте, прекрасном педагоге Владимире Задорожном, бывший руководитель народного оркестра «Диапазон» Александр Глушков, его соратник по клубной работе, наш местный поэт и скульптор Павел Прудников собрали деньги на скромный памятник ему. На его открытие 8 декабря, в день рождения дорогого для нас человека, приехали известные крымские работники культуры - Лариса Сапожникова из Симферополя, Николай Барский из Красногвардейска, талантливый баянист Николай Силин, солистка Зоя Рецлова и многие другие. Для всех это стало событием, как истинное воплощение лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто».
Вот только жаль, что ни из района, ни из республики никто в этот день у нас не появился - недосуг. А мы приглашали. Равнодушие стало нормой нашей жизни, увы. Один из примеров тому - состояние памятника Петру Переверзеву: рушится на глазах у всех. Куда только писем не отсылали, а реакции на них нет.
Беспамятство губительно для общества. Не научим молодёжь помнить заслуги былых поколений, не вспомнят ни нас, ни наших потомков. Созданное на благо людей в былые времена, какими бы их теперь не именовали, забвению не подлежит.

Николай ГОТОВЧИКОВ,
с. Восход,
Красногвардейский район.
Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.