Крым-2018: путешествие в сказку

4 Октябрь 2018 1365
Восхитительные виды Крыма никого не оставляют равнодушным.
Восхитительные виды Крыма никого не оставляют равнодушным. Фото автора.

С тех пор, как транспортное сообщение через Украину оказалось перерезано, Крым постепенно стал превращаться для белорусов в далёкий, таинственный край, о котором местные борзописцы уже слагают были и сказки. Перед отъездом я прочёл пост в Facebook одного авторитетного белорусского журналиста, будто у Крымского моста пробки до 10 км. На деле пробок не обнаружилось даже на 10 метров.

Последние годы путь из Минска в Крым начинается с ночного перелёта в Краснодар, где я пересаживаюсь в автобус. Первая достопримечательность в пути - новый мост! Туристы дружно достают смартфоны и начинают трансляцию. Только белорусы не суетятся: чтобы ничем не отвлекать сограждан от отдыха, наши мобильные операторы в Крыму уже четвёртый год не работают.
По всей Тавриде идёт энергичная прокладка новых дорог и ремонт старых. Кое-где сей процесс принял затяжной характер. Так, в Саках над улицами Ленина и Курортной колдуют уже второй год. Зато в городе появились новые спортплощадки. Рядом с одной - поляна для мини-футбола, где постепенно собираются ребята лет 10-11.
Удивительно, но многие гости, преодолевшие ради пляжа тысячи километров на самолётах, поездах и автобусах, заходят в воду максимум по колено.
Случилось увидеть и торнадо. К счастью, вихрь был не настолько могуч, как показывают в кино. В воздухе кружились не люди и животные, а только пляжные зонтики и фрагменты палаток, тапки и шляпы.
В здешних экскурсионных бюро трудятся сплошные сказочники. В украинский период 9 из 10 торговок, не моргнув глазом, обещали в ходе тура по ЮБК посещение Ливадийского дворца, когда он был на ремонте. Сейчас дворец открыт, но турагенты всё равно дадут фору самому Мюнхгаузену: «Мы во­зим в Ливадию по вторникам, четвергам и воскресеньям, потому что музей открыт только в эти дни» (на самом деле - все дни, кроме понедельника), «ехать лучше всего в воскресенье» (это по Евпаторийскому-то шоссе), «экскурсия по дворцу длится минут 20» (реально - 70 минут и более; сие произносится в объяснение, почему тур включает посещение сада, но не самого дворца). В итоге я без всяких туров просто купил билет на автобус до Ялты, а там от вокзала прошёл до Ливадии пешком.
«Микель Анжело массажа, - гласит прокламация в районе ялтинского пляжа «Дельфин», - ваятель вашего тела...». Если бы не слово «ваятель», не всякий бы догадался, что это за «Микель». Недалеко на стене надпись мелом по-английски призывает: «Разбогатей или умри пытаясь». В «пытаясь» автор сделал две ошибки - очевидно, по его мнению, грамотность богатству - не подспорье. Уж не в одной ли школе он учился с Микелем Анжело?
Спасатель на пляже «Приморский» располагается в отлично оборудованной кабинке на высокой террасе. Полулёжа в раскладушке, он в бинокль орлиным взором оглядывает окрестности, изредка громко дует в свисток, свободной рукой поглаживая мегафон. Безусловно, обзор у него превосходный. Любопытно только, сколько времени необходимо, чтобы выбраться из кабинки, пересечь террасу, спуститься вниз по длинной каменной лестнице, добежать по песку до воды...
В общем, если вам вздумается тут идти ко дну, делайте это по возможности неспешно, утешаясь тем, что спасатель прекрасно вас видит.
В районе улиц Дзержинского и Свердлова обнаруживаются старинные особняки дореволюционной постройки - с вензелями былых владельцев, с различными архитектурными изысками, даже статуями на крышах. На всех их лежит печать прошедшего времени: украшения осыпались, стены обветшали, но это лишь усиливает ощущение соприкосновения с историей. Здесь, словно в сказке. Или в музее.
В настоящем же музее истории Ялты есть фрагменты оружия и амуниции римских легионеров, монеты самодержцев Рима и Боспора с их портретами, статуэтки и фотографии. На набережной многолюдно, там поют, пляшут и показывают фокусы. Ялта имеет перед солнечными Саками важное преимущество: располагаясь среди гор, она частично закрыта от ветра, который с каждым годом глобального потепления всё более могуч.
Главная улица Судака и ведущая от неё к пляжу кипарисовая аллея сплошь усеяны торговыми точками: магазинчики, кафе, сувенирные лавочки. Опытные туристы ничего там не приобретают, ведь известно, что товары и услуги по мере приближения к набережной (или повышения над уровнем моря) становятся дороже, но праздничный антураж эта вездесущая ярмарка создаёт.
На улице Ленина сидит мужик со скрипкой. Поглаживает смычок. Перед ним картонка с надписью: «Брось монету музыканту, загадай желание». За день я прохожу мимо мужика трижды, наблюдая одинаковую картину: он сидит и поглаживает смычок. «Ну сыграй что-нибудь», - с ехидцей просит какая-то женщина явно из местных. Судя по всему, играть «музыкант» не умеет вовсе. Он лишь притворяется, будто только-только взял творческую паузу.
В самом центре многолюдного пляжа в море впадает грязный ручей, образуя на берегу устье с водой откровенно помойного цвета, где плавают бутылки и пакеты. Однако желающих купаться рядом хватает. Прошествовав от руин Генуэзской крепости до противоположного края бухты, поднимаюсь на гору по тропинке. Пейзаж восхитительный! Просто сказочный.
В автобусе Судак - Евпатория 2-го августа просторно. Водителей кто-то известил о том, что грядёт неожиданная проверка, поэтому безбилетных попутчиков в этот день не берут. И правильно - на выезде из Симферополя «неожиданная» проверка таки приключается.
В севастопольский Херсонес каждый раз иду с мыслью: «только на часок», в итоге гуляю там до вечера. Лезть в воду больше не пытаюсь: в прошлом году меня за это сильно тут ругали. Но местные жители и туристы не сдаются и продолжают ходить сюда купаться. Охрана тоже не сдаётся, продолжает дуть в свистки, кричать, требовать покинуть море или вовсе убраться из заповедника.
Весь портовый район античного города усеян полуголыми работничками, которые посыпают дороги щебнем, ставят деревянные мостики и скамейки, копошатся на берегу и вокруг отдельных построек. Наблюдается движение и в других частях. «Сейчас они всё реставрируют, - язвит сидящий на лавочке пожилой интеллигент, - и ничего интересного не останется». В чём-то он, по моему мнению, прав. Хотя сохранение исторического духа, аутентичной ауры волнует, как и везде, явное меньшинство посетителей. Большинству лишь бы получались броские фото. За час у меня дважды справляются о том, как пройти к колоколу. Отлитый из турецких трофейных пушек колокол, конечно, вещь ценная, но в древнегреческом полисе он, по сути, вне контекста.
В Симферополе всегда посещаю Ботанический сад.
И зоопарк - он невелик, но хорош. Можно рассмотреть вблизи амурского тигра, африканского льва, пятнистого леопарда, пеликана, ламу, дикобраза, страуса...
Забавно, когда в первой фразе объявления написано: «Сдаю квартиру в Керчи без посредников», а в графе «контакты» натыкаешься на подпись: «агент Елена». Но и агенты предоставляют лишь весьма скудный выбор: дешевле 2-2,5 тысячи рублей в сутки всё занято. Приходится обойтись без Керчи.
В Евпатории потрёпанный мужичок из местных, глядя на проходящих туристов, в чувствах говорит своей спутнице: «А ведь когда-то и я ездил по путёвке... аж в Черкассы!». Вот оно как: кого-то по путёвке посылали из Черкасс в Евпаторию, а кого-то из Евпатории в Черкассы...
Трогаюсь обратно утром 6-го сентября - аккурат под появление на небе дождевых туч. Над Белоруссией, наоборот, небо удивительно ясное, но путешествие заканчивается ещё одним приключением: наш самолёт из Краснодара при заходе на посадку в аэропорту «Минск» цепляется за землю только в конце полосы. То ли экипаж слегка просчитался, то ли, по словам других пассажиров, не сразу вышло одно шасси. Сразу после контакта с ВПП пилоты резко давят сначала на тормоз, чтоб не выскочить на грунт, а после остановки - немедленно на газ, пока нам на голову не приземлился кто другой. Манёвр выполнен успешно - в новости мы не попали. Отдых удался на все сто!

Игорь МУЗЫКА.