Открой нам, Отчизна, просторы свои

Мемориальные места

3 Июль 2018 987
Лермонтовские места. Заповедник «Тарханы».
Лермонтовские места. Заповедник «Тарханы».

Два чувства дивно близки к нам - В них сердце обретает пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Пушкинские строки в очередной раз убеждают нас в том, что Александр Сергеевич был не только гениальным поэтом, но и таким же публицистом, умеющим несколькими словами выразить то, о чём мы думаем, а сказать не можем.
Примерно об этом размышлял я, направляя автомобиль по дороге, ведущей в Лермонтово и музей-заповедник Михаила Юрьевича «Тарханы». Большую часть своей жизни мечтал об этом, ругая себя за то, что за те два года, которые прожил в Рязани, не нашёл возможности преодолеть 400 километров между родиной Есенина и родиной Лермонтова. И вот мечта сбылась.
Год назад мы побывали в Лермонтовском музее-заповеднике в Пятигорске, в том числе в домике, который снимал Поэт вместе со своим другом и родственником Столыпиным-Монго и откуда в последний день своей жизни уехал на роковую дуэль. Впечатление было ошеломляющее и от экспозиции, и от истории самого музея, пережившего фашистскую оккупацию и тем не менее сохранённого.
Теперь очень хотелось сравнить впечатления, тем более что здесь Лермонтов провёл детские и юношеские годы. Эти места, природа русской глубинки, питали его творчество.
В Тарханах он похоронен.
Сразу скажу словами  одного крымского политика (не к ночи будет помянут): результаты превзошли ожидания. Музеи описывать дело неблагодарное, это всё равно, что попытаться рассказать о произведении живописи, не показывая при этом саму картину. Замечу только: музей-заповедник большой - и по площади, и по числу объектов. Он имеет развитую инфраструктуру, включающую гостиницу, столовую, конференц-центр, магазины по продаже сувениров. Всё в великолепном состоянии, прекрасно организовано.
И, наконец, самое главное - он востребован! На всех объектах полно экскурсантов и, что очень важно, большинство - молодёжь.
Несколько советов тем, кто решит посетить Лермонтово. Надо добраться до Пензы
(с июня по август летают самолёты), отсюда автобусом, расстояние - 100 километров. На автомобиле из Крыма далековато, но по дороге есть что посмотреть: Краснодар, Ростов, Воронеж, Тамбов.
Музей работает ежедневно, с 9 до 16, выходные - вторник и последний четверг месяца.
Могила Михаила Юрьевича находится на второй территории, идти надо по селу примерно полкилометра. В усыпальнице, которая расположена рядом с храмом Михаила Архангела, похоронены и его бабушка Елизавета Алексеевна Столыпина, пережившая внука на четыре года, и мать Мария Михайловна, а отец, Юрий Петрович Лермонтов, похоронен рядом с часовней. На могильной плите лермонтовские строки: «Ты дал мне жизнь, но счастья не дал».
На следующее утро из Пензы мы выехали на Саранск и Большое Болдино. Да, именно туда, где в 1830 году случилась «Болдинская осень».  Большое Болдино - родовое поместье Пушкиных, но Александр Сергеевич был здесь всего три раза, предпочитая ему Михайловское, расположенное гораздо ближе к Петербургу.
Но вот случился 1830 год, Пушкин собрался жениться на Наталье Николаевне Гончаровой и перед свадьбой приехал сюда, чтобы принять в наследство деревню и завершить задуманный цикл сказок и ещё ряд произведений. «Болдинская осень» оказалась настолько «продуктивной», что в последующие годы Поэт совершил ещё две поездки: здесь ничто не отвлекало - не было друзей, родственников, столичного «света». Впрочем, всё это есть в любой биографии Александра Сергеевича, а нам пора поговорить о музее-заповеднике «Болдино».
Природа, пейзажи здесь очень похожи на те, что в Тарханах, да и на те, что в Михайловском: неоглядные просторы, очень много зелени и воды, речки неспешные, а озёра тихие. Всё вместе наполняет душу какой-то светлой грустью. И в усадьбах много общего, барские дома похожи, мостики через речки и протоки выкрашены в белый цвет.
Но вот того ошеломляющего восхищения, что было в Тарханах, нет. Бросаются в глаза недостатки: трава не подстрижена, дорожки заросли, туалеты непотребные, дом давно ждёт реставрации, экспозиции беднее… А в результате остаётся ощущение неухоженности. И детей здесь поменьше, и взрослых, а билеты в виде квитанций. В Тарханах они представляют собой небольшие цветные открытки, которые экскурсанты сохраняют на память. Из Тархан уезжать не хотелось, а здесь, извините, подошло время посетить туалет, а туда и зайти страшно, думаешь, уж лучше «в кустики» по дороге.
Не хочу выглядеть брюзгой, но мне есть с чем сравнивать. И это не только Тарханы.
Я трижды был в Михайловском, столько же в Питере на Мойке, 12, в других пушкинских местах, изъездил и исходил Пушкинские Горы вдоль и поперёк. Там ты понимаешь, что Пушкин действительно «наше всё». На площади почти 10 тыс. гектаров - великолепные музейные объекты.
Мне кажется, я знаю причину такой  ситуации: «Тарханы» - музейный объект федерального уровня, значит, и финансируется из государственного бюджета, а «Болдино», как нам рассказали работники заповедника, из бюджета Нижегородской области. Возможности - разные.
Кто-то, видно, когда-то решил, что Александру Сергеевичу и так уже уделяется достаточно и внимания, и финансов, в которых при жизни он всегда испытывал нужду. Тем не менее музей живёт очень насыщенной жизнью: проводятся праздники, фестивали, чтения, три года назад при содействии государства открыт научно-культурный центр.
Тем, кто решит побывать в Большом Болдино, сообщаю, что музей работает ежедневно с 9 до 17, кроме понедельника. Добравшись до Нижнего Новгорода поездом или самолётом, нужно доехать до автовокзала Щербинка, откуда ходят регулярные автобусы и коммерческие микроавтобусы. Автомобилем удобнее, хотя по времени дольше - надо собираться в настоящее путешествие, но результат того стоит.

Большое Болдино. Барский дом.

Михаил БАХАРЕВ.
Фото автора.
(Продолжение следует).