Владимир Корнилов: Россия не должна стесняться термина «контрпропаганда»

29 Июнь 2018 991

В каждую эпоху Россия переживала нападки со стороны Запада. Но в XXI веке они достигли апогея, считает историк и политический обозреватель Владимир Корнилов, посетивший Крым по приглашению Международного медиаклуба «Формат А-3». Насколько сильны наши позиции на Западе? Стоит ли бороться с пропагандой или можно расслабиться и игнорировать? Поможет ли России Чемпионат мира по футболу? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы вместе с нашим собеседником.

- Владимир Владимирович, почему так много сейчас разговоров об информационной войне вокруг России? Нас же, в целом, всегда хаяли - чем отличается нынешняя ситуация?

- Если честно, такого накала, какой сейчас имеет эта кампания, не было никогда. Я хочу сказать это с ответственностью, потому что как историк изучаю западные СМИ не только современные, но и что писали о нас сто лет назад, во время Великой Отечественной войны и, конечно, в разгар «холодной войны». Гадостей писали много и часто и в разные периоды истории - но такого колоссального потока антироссийской информации не было даже во времена «холодной войны». Причём сейчас она ведётся на гораздо более низком, примитивном уровне.

- В каком смысле?

- Приведу один пример: газета «Таймс» - не просто таблоид, а одна из ведущих в Европе газет. Статья от 13 апреля 2015 года, в разгар антироссийской кампании, называется: «Мы танцуем под дудку кукловода Путина». Подзаголовок: «Россия - преступная, аморальная страна, которая взирает на слабовольный Запад с нескрываемым презрением». Автор, довольно известный в Британии, рассказывает свои впечатления о русских. Процитирую характеристики, данные русским в одной сравнительно небольшой заметке: дикие, аморальные, беззаконное общество, психопатическое насилие, жестокость, пьянство, разврат, самообман, паранойя, агрессия, сумасшествие, полное отсутствие социальных норм поведения или культурных норм, которые превращают человеческие существа из зверей в цивилизованных людей». Повторюсь, это о русских людях, о природе России, причём без привязки к нынешней ситуации. Автор подчёркивает: всё равно под чьим правлением - царей, коммунистов или капиталистических олигархов - Россия не меняет своего неотъемлемого характера. Если хотя бы часть подобных характеристик появилась бы на страницах какой-нибудь газеты, к примеру, об африканцах или сирийских беженцах, я уж не говорю про евреев - это был бы предмет грандиозного скандала. Там бы уже требовали закрыть газету, серьёзно наказать, уволить редактора. Но о русских сейчас так писать можно. Да, я привёл один из самых агрессивных примеров. Но сколько подобных статей, публикаций, сюжетов выходит в различных западных СМИ, сложно описать.

- Наверное, перед Чемпионатом мира был настоящий бум страшилок?

- Чего только ни обещали англичанам здесь, в России! «Кровавая баня» - на первых страницах газет: будет охота за английскими фанатами, их будут убивать - такие страсти писали о жестоких, страшных русских! А теперь английские болельщики в шоке, потому что видят прямо противоположное тому, что обещали им. Колоссальная сейчас брешь пробита в этой антироссийской кампании - когда видят твиты, фотографии, видеосюжеты, где люди обнимаются, братаются с нашим народом, говорят, как всё чисто, красиво, здорово, замечательно, дружелюбно. Конечно, это страшный удар по антироссийской кампании. Есть один из флагманов этой пропаганды, Юлиан Рёбке, работает сейчас в «Бильде». Он приводит статью английской газеты о впечатлениях английских болельщиков в Волгограде и пишет твит: «Путинский план работает…». Представляете, какой это удар по ним? Но при этом мы должны понимать: чемпионат закончится, твиты начнут забываться, а скрупулёзная, методичная кампания, целью которой является опорочить нас, будет продолжена. Мало того, она резко усилится с тем, чтобы наверняка закрыть эту брешь. И наверняка будут ещё серьёзные провокации а-ля дела Скрипалей с тем, чтобы действительно, не дай Бог, не улучшился имидж России на международной арене.

- Нужно ли с этим бороться? Многие считают, что не стоит обращать внимания на эту истерику и просто заниматься своими делами.

- Я часто слышу от своих коллег, политологов, блоггеров на различных шоу это мнение - давайте не обращать внимания. Собака лает - караван идёт. Мы знаем, что мы делаем, мы тем сильны, что просто не обращаем внимания на это. Я не согласен с таким подходом, потому что надо понимать: идёт информационная война против нашего государства, и это делается целенаправленно, с целью расшатать ситуацию и здесь - она ведь ведётся и на русскоязычных носителях, направлена на определённые категории населения. Но самое главное - мы должны понимать (а Советский Союз периодами понимал и успешно этому сопротивлялся), что лучше эту войну вести не на своей территории, а на территории противника. Термин «противник» может тоже показаться крайним. Но войну объявила не Россия. Этот термин используется в тех самых западных статьях, призывающих, пардон, «мочить» Россию. Мы должны понимать, что позитивный имидж нужно поддерживать, чтобы хотя бы там, на той территории, постепенно выравнивать к нам отношение. Тем сильнее будет позиция государства на международной арене. Нужно противостоять этому, особенно такому навалу антироссийской пропаганды, как опять порой успешно делал Советский Союз, используя и не стесняясь термина «контрпропаганда».

- Как это сделать?

- Есть целый ряд путей, мнений, позиций, по которым можно дискутировать. Я, например, призываю перенять опыт западных СМИ и создавать целенаправленно структуры, которые будут заниматься выстраиванием целой системы развенчания фейков и лжи там, на их территории, на языке тех самых СМИ, которые эту ложь распространяют. Это очень важно, востребовано, не стоит больших денег, но, на мой взгляд, будет иметь колоссальный эффект. Пока это делают только наши отдельные СМИ и блоггеры. Очень хорошую работу ведёт RT, например, - почему их так и боятся, ставят им ограничения на западной арене. Но, подчеркну, это всё разовые явления. Централизованно этим Россия не занимается в отличие от Запада, который создал множество центров - я пытался сосчитать и не смог - институтов, сайтов, структур, созданных на деньги, само собой, Сороса, западных правительств, даже на деньги Евросоюза, которые якобы борются с российской пропагандой и дезинформацией, а на самом деле создают новые фейки - не в последнюю очередь о Крыме, о ситуации на полуострове и вокруг него. Не скажу, что все эти центры успешны, что это резко меняет настроение общества- но вода камень точит. Постоянно капая ложью о России, они достигают определённых успехов. На мой взгляд, есть запрос в западном обществе на альтернативную информацию, и Россия должна этим пользоваться, ничего и никого не стесняясь, раз уж войну ей объявили.

- То есть, ударом на удар? Дурак - сам дурак?

- Я не говорю, что нужно отвечать по принципу «сам дурак» - зачем? Ни в коем случае нельзя уподобляться тем, кто придумывает вот эту примитивнейшую ложь о России или совсем уж «наезжает» на нас без веских аргументов. Например, одна из статей в ведущей японской газете накануне российских выборов была о том, что проклятые российские оккупанты - утрирую, там немного мягче, но термин «оккупанты» звучал, - преступно возрождают Крым, строя здесь мосты, аэропорты, школы и детские садики. А вот этот фейк, который пошёл гулять в западных СМИ с подачи определённой киевской «дияспоры» - бывшего меджлиса, запрещённого в России, - о том, что Россия завозит в Крым сотни тысяч этнических русских, чтобы поменять здесь демографическую ситуацию и заменить те десятки тысяч украинцев, которые бегут из этой «тюрьмы народов» - из Крыма - обратно на Украину. Я всё пытаюсь понять, где та структура, которая в Сибири ловит этнических русских и эшелонами гонит их сюда, чтобы заменить местное население. Надо показывать этот примитивизм, эту ложь. Это очень лёгкая, но при этом кропотливая работа. Само собой, не нужно пользоваться такими же примитивными методами, потому что это очень легко разоблачить. И они обязательно это сделают и воспользуются этим.

- Когда читаете публикации прошлых десятилетий, не возникает чувства дежавю?

- Ещё как. В принципе, в разные периоды истории был вал антироссийской пропаганды, особенно в период «холодной войны», накануне Первой мировой. Эти технологии нужно изучать - нацистскую пропаганду против СССР, например, - очень многие методы перенимаются сейчас современной пропагандой. Вносятся коррективы в связи с наличием массы новых каналов донесения альтернативной информации. Пытаются как-то взять их под контроль, но не получается. Вот почему западный истеблишмент так паникует, вот почему идёт такой беспрецедентный вал антироссийской пропаганды, работающей против нас с вами. Потому что истеблишмент на Западе проигрывает одну битву за другой. 2016 год стал крахом для них: они многое проиграли в течение одного года - референдум в Голландии, Брексит, выборы в США, что было, конечно, апофеозом. И они понимают, что что-то с этим надо делать. Искать ошибки в своей стратегии они не научились - и пытаются найти крайнего.
А кто всегда виноват? Россия. Вот почему они так бесятся и так активизировали свои усилия. Но так было не всегда, порой было иначе.

- Когда это?

- Я изучал, как перестраивалась буквально за день-два вся пропагандистская машина Великобритании, когда СССР вступил в Великую Отечественную войну, и стало понятно, что мы вдруг оказались союзниками - на глазах вся негативная информация пропала, и мы возникли в положительном облике. То, что писала американская и британская пресса о нас с вами в годы войны - это надо отдельным томом издавать, чтобы они сейчас припомнили, как они восторгались героизмом и мужеством наших воинов и как признавали, кто внёс решающий вклад в победу. На мой взгляд, было бы важно такой сборник сейчас издать на английском языке и распространить в Британии и США.

- Но тогда объединились против общего врага. Сейчас нет таких поводов.

- Сейчас появляются интересные возможности для создания ситуативных союзов по ряду вопросов - особенно в ситуации, когда Европа снова столкнулась с США. Да, Путин сказал, что мы не вносим раскол в эти отношения. Они же и внесли этот раскол. Трамп каждым своим твитом вносит - почему же этим не воспользоваться? Конечно, создавая подобные ситуативные союзы, мы не прекратим антироссийскую пропаганду, но допустим брешь и в этой кампании: им придётся по ряду направлений писать о нас позитивно. На мой взгляд, этим нужно пользоваться.

- А откуда вообще берёт начало русофобия как феномен?
С чего-то же всё начиналось. Вы как историк должны знать ответ.

- Вот помню, в Москве пару лет назад был проведён «круглый стол» с участниками из Европы, очень интересными историками, на тему истории русофобии как таковой. Пытались вычленить, когда началась, где её в различные периоды истории использовали против России.
И пришли к выводу - да, можем искать истоки русофобии на западе, но главный источник русофобии - в России. Это надо понимать и, конечно, с подобными явлениями надо бороться активно, надо им противостоять, вести контрпропаганду против тех фейковых структур, которые зачастую за деньги российских структур содержатся на территории России и на русском языке обливают русских и Россию не менее активно, чем на Западе. Но это действительно отдельная тема: их влияние на умы и настроения в обществе, конечно, несравнимо меньше, чем влияние западных СМИ на западную аудиторию.

- А есть ли у нас кто-то, подобный Соросу, - сказочно богатый патриот-инвестор?

- Ну, точно вам никто не ответит. Есть определённая олигархия - патриотически настроенные бизнесмены, которые содержат определённые структуры, СМИ, телеканалы, которые занимаются просветительством, в том числе и контрпропагандой. Мы много слышали о Пригожине. Путин не так давно, давая интервью австрийскому телеканалу, по сути, провёл параллели: русский Сорос - Пригожин. Конечно, я не знаю, сколько Пригожин потратил на компанию, которая чуть ли не предопределила Брексит, выбрала президента США и определила результаты выборов в ряде западных государств. Но уверен, это точно на пару ноликов меньше, чем то, сколько потратил Сорос за последние годы. Сорос сейчас вообще сотни миллионов долларов перевёл в свой фонд. Видимо, человек понимает, что скоро ему предстоит предстать перед Создателем, и торопится влить средства в антироссийские фонды, с тем, чтобы они работали после него.

- Они же в большинстве своём нацелены на молодое поколение, которое активно пользуется интернетом, соцсетями, которых легко смутить по наивности. Может, нам стоит работать как-то с молодёжью?

- Я считаю, что в наших вузах, старших классах школы, - и, кстати, надо здесь брать пример с некоторых западных государств - нужно начинать учить молодых студентов, школьников на начальных стадиях отличать фейки от фактов, учить определять фейковые новости. На мой взгляд, должны существовать такие курсы. Ведь не зря созданы все эти центры, структуры, институты, которые разрабатывают множество рекомендаций по поводу того, как нужно действовать на российском информационном пространстве, подрывать Россию снаружи и изнутри - я не успеваю скачивать и читать их все. Просто сейчас растёт поколение, которое не знает, что такое пропаганда и контрпропаганда. Я пару дней назад говорил с девушкой - москвичкой, которая услышала, что с Крымского моста ветром сдувает машины в море, и спрашивала, правда ли это. Она же, понимаете, откуда-то это услышала, то есть уже является потребителем этих фейковых новостей, которые будут на нас сейчас идти лавинами. На мой взгляд, нужно уже сызмальства учить молодое поколение отличать фейк от правды.

Наталия НАЗАРУК.