Базарная площадь столицы

27 Июнь 2018 1410
 Базар до войны. На крыше павильона плакат на русском и крымскотатарском: «Наша ближайшая задача - сделать колхозников зажиточными».
Базар до войны. На крыше павильона плакат на русском и крымскотатарском: «Наша ближайшая задача - сделать колхозников зажиточными».

«Единственное место в Симферополе, могущее занять путешественника - Базарная площадь» - 135 лет назад эти строчки написала в путеводителе по Крыму Мария Сосногорова. Нынешние рынки и рыночки даже с обилием товара не могут сравниться с городским базаром прошлого, который до сих пор хранят в памяти старожилы Симферополя: с ароматом караимских пирожков, жирной барабулькой, нежнопьянящей бузой и особым духом торга и жизни.

«Торговая битва»

В год, когда в Крым приехала Екатерина Великая, в городе задумались о создании торговых рядов. Симферополь существовал уже 3 года, жители окрестных деревень стремились в губернский город с нехитрыми товарами. Располагаться ряды, по задумке устроителей, должны были в малонаселённых кварталах в конце нынешней улицы Карла Маркса (Екатерининской). Но торговцы стремились устроить лавочки ближе к оживлённой дороге на Бахчисарай, Севастополь. Между нынешними улицами Петропавловской, Пролетарской и Одесской два века назад сложилась главная торговая площадь многонационального Симферополя. Одно из зданий, где торговали преимущественно греки, сохранилось до сих пор - «лавка с колоннами», на улице Одесской (Греческой), 12. Но к XIX веку этот базар уже оказался мал, а появиться новому помог чумной карантин зимой 1812 года. Симферополь оцепили войска, торговые места вынесли за пределы карантинной зоны - в район нынешнего сквера Тренёва и площади Амет-хан-Султана. Новое место приглянулось: после снятия карантина здесь остался Большой (новый) базар, а на прежнее место вернулся - Малый (старый). На Большом крестьяне продавали сельхозтовары, потом сюда перебрались и мелкие лавочники с крупами, чаем, промтоварами. И покупатели теперь чаще заглядывали именно сюда, к недовольству купцов, чьи торговые ряды остались на Малом базаре (между нынешними площадями Ленина и Советской).
С середины двадцатых годов позапрошлого века началась торговая битва, разбираться в которой пришлось губернскому правлению: купцы требовали снести лавки мелких торговцев на Большом базаре, а те уверяли, что на всё есть разрешение. Губернатор Дмитрий Нарышкин в итоге запретил строительство новых и ремонт старых лавок, ветхие же полагалось сносить. Но и мелкие торговцы были не промах: поставили лавочки на колёса и вечерами увозили домой: кто разберёт, ремонтировали ли.
В 1831-м губернатор Александр Казначеев приказал все 150 мелких лавок на Большом базаре снести, но сделать это удалось лишь через год после получения «благословения» Михаила Воронцова, Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. А вскоре выяснилось, что «сражались» зря - оба базара слились в единое целое.

Особое место

«Единственное место в Симферополе, могущее занять путешественника, - Базарная площадь. Огромное место, с фонтаном (Львиный - на месте нынешнего памятника Ленину. - Ред.) в середине, застроенное деревянными балаганами, битком набито разноплеменным народом. На земле навалены горы арбузов, тыкв, яблок, груш…. На столиках продают всякую всячину». Так описывала Симферопольский базар автор путеводителя в 1883 году.
Впрочем, на базар шли не только купить-продать: здесь узнавали все новости, а бродячий цирк, зверинец, карусель, тир… Площадь не пустовала, а уж в базарные дни (до середины ХIX века - пятница, потом - среда и воскресенье) съезжались со всего Крыма. Здесь царил крымский многонациональный колорит, невероятное изобилие и неизменная (вплоть до закрытия в середине XX века) традиция «сбития цены» - покупатель и продавец всегда торговались. Это был настоящий символ города, на территории между улицами Салгирной (проспект Кирова), Севастопольской, Кантарной (Чехова), Амбарной (Торговая, Самокиша) и Фонтанной площадью (Ленина). Власти о нём заботились: базарную площадь вымостили осколками гранита, построили каменные торговые корпуса с лавками, мастерскими, устроили подвалы-ледники; неподалёку на Сенной площади (между современными улицами Жуковского и Самокиша) организовали толкучий - вещевой рынок. За качеством следила санитарная организация (лаборатория, попечители).
- Наш базар, - вспоминает старожил Симферополя Елизавета Павловна, - всегда был особым. Самый радостный миг, когда родители брали на базар. Вспоминаю рыбный ряд с его сногсшибательным ароматом свежих, вяленых, копчёных рыбёшек. Ярко-красные горы варёных раков, огромные камбалы, трепыхающиеся окуньки и самая любимая - барабулька (султанка). С розовой чешуйкой, маленькими усиками, жирная и абсолютно без мелких костей - нежная и вкусная.
А изобилие мясного ряда, колбасного с неизменной еврейской колбаской? Или молочные ряды: творог, сметана, множество различных глиняных кувшинчиков со свежим катыком (простокваша из топлёного овечьего или коровьего молока), у него была такая вкусная верхушка. Огромные бочки с брынзой, приготовленной чабанами прямо на выпасах (куда там нынешним сырам!). Была на симферопольском базаре и привозная площадь, особенно великолепная осенью: огромные кучи овощей, фруктов, бахчевых на возах или на соломенных подстилках. Крымский виноград, инжир, гранаты, яблоки, кизил, горки золотистого лука, ароматные дыни, орехи, семечки, бочки масла притягивали взоры, носы и кошельки.
Цены были доступны, покупали часто мешками, а то и подводами. Если добирались на базар на трамвае, то обратно с покупками вполне могли вернуться на повозке, запряжённой осликом. Животных на базаре было множество: и тех, что продавали в особом ряду, и тех, что подвозили товар. Ослики, разномастные лошади, волы и даже верблюды, медленно пережёвывающие ароматное сено. Неподалёку и товары для них - шорный ряд со стойким запахом кожи. Здесь можно было купить сёдла, уздечки, подковать коня, найти колёсную смазку, гвозди и прочий инвентарь. А ещё - расписные свистульки из глины, иметь такую игрушку у ребят считалось особым шиком.

«Побузить» с караимскими

После Великой Отечественной национальный колорит поубавился, зато появилась новая группа торговцев - инвалиды войны. У них было особое место, куда съезжались десятки людей на самодельных каталках - доска на колёсиках и «пихалки» в руках.
- Базар вновь расцветал, - вспоминает Елизавета Павловна. - Теперь наравне со взрослыми торговали и дети: кто-то продавал цветочную рассаду, кто-то носил воду со льдом (его брали на молокозаводе) и громко, нараспев выкрикивал: «Кому воды, холодной, вкусной?». Пятикопеечные стаканы с влагой охотно разбирали. Но самым любимым напитком у симферопольцев всегда была буза. Холодный, слегка пьянящий (в пару градусов), молочно-белого цвета с пузырьками воздуха напиток. Он не из молока, а из пшена, сброженного на дрожжах.
С той поры, как закрыли базар, больше нигде не пробовала бодрящий чудо-напиток. Как и настоящих караимских пирожков, обжигающих, ароматных. Их продавали из дувалов - круглых металлических барабанов с угольками и золой на поддонах. Торговцы расхаживали между рядов, а барабаны висели у них на груди.
К 60-м годам прошлого века колоритный базар перестал соответствовать образу административного центра Крымской области. Реконструкция города началась с него: старые постройки снесли, некоторое время сохранялись лишь молокозавод - «дом с часами» (на его месте теперь здание правительства),  здание дирекции рынка и санитарной инспекции (двухэтажное здание в сквере Тренёва, где располагается детская музыкальная школа №1). Новый Центральный колхозный рынок заложили по традиции между Севастопольской дорогой и проспектом Кирова (Салгирной) к 40-летию Октябрьской революции. Правда, не было там уже ни аромата караимских пирожков, ни нежнопьянящей бузы, ни особого духа торга и жизни, ни национального колорита.

Наталья ПУПКОВА.