«Самокаты» на дорогах

Как на полуостров машины приходили

15 Июнь 2018 949

Никакого обгона и лишь 5 с небольшим километров в час, а ещё налог - по рублю с каждого экипажа. 110 лет назад на полуострове утвердили первые автомобильные правила. Это сегодня машины - не роскошь, мы привыкли к легковушкам, проносящимся иногда с жутким рёвом; к автобусам, тормозящим порою с противным скрипом; к мощным грузовикам, вместе со всеми жмущимся в глобальных пробках. А ведь всего каких-то 117 лет назад ничего этого не было - ни пробок, ни загазованности, ни скачущих цен на табло заправок. В Крыму царили пролётки, дрожки, брички, телеги, в которые впрягали бойко цокающих копытами по брусчатке лошадей и осликов.

Первенец из Венгрии

Представьте: вы спокойно идёте, вдыхая морской воздух в тиши осенней Ялты, вдруг мимо с рёвом прокатывает доселе невиданная «телега - о четырёх колёсах, но без лошади». Вздрогнули? Вот и те, кому она попалась навстречу в южном городе, тоже шарахнулись, а потом долго вспоминали о чуде, сопровождая рассказы порой откровенно придуманными подробностями. Но факт есть факт - 19 сентября 1901 года в Ялту из Одессы прибыл пароход, привёзший венгерского туриста Гёзе Ковача. На палубе разместился его «багаж» - четырёхместный «самокат», разгонявшийся до скорости 50 вёрст в час, то есть более 53 км/ч. На авто инженер выехал на набережную, вызвав страхи и восторги. Глушителя у автомобиля не было, и «благодаря» венгру случилось в Крыму первое ДТП: в Гурзуфе рокот «самоката» напугал лошадь, впряжённую в двигавшийся навстречу экипаж, от резкого рывка тот опрокинулся. О травмах, полученных пассажирами, сведений нет, зато знаем, что суд обязал Ковача выплатить им 120 рублей (по тем временам огромные деньги, позволявшие купить, например, почти 300 килограммов парной телятины. - Ред.).
Впрочем, ко времени появления на крымских дорогах европейца крымчане уже могли бы и привыкнуть к «самокатам», разреши в своё время губернатор Пётр Лазарев связать автомобилями Симферополь и Ялту.
С такой инициативой в 1895 году обратился техническо-торговый дом Еленковского: «Организовать движение пассажиров и багажа в дилижансах с керосиновыми двигателями по двум шоссейным дорогам, ведущим от Ялты в сторону Симферополя и Севастополя». Они и дилижанс уже в Париже заказали - восьмиместный экипаж «боец №1, не производящий дыма, пара, резкого шума, достаточно мобильный, имеющий задний ход и два механических тормоза. Скорость движения не превышала 16 вёрст в час, что не помешало бы гужевым экипажам». Но губернатор добро не дал: страх был перед «самодвижущимися экипажами». Семь лет спустя разрешение не дал и император: «Пока живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму» - был ответ на просьбу офицера, привёзшего машину в город. Правда, уже через несколько месяцев Николай II мнение поменял, оценив «самокаты» в Санкт-Петербурге: вскоре в Ливадии появился императорский гараж на 25 автомобилей, а машины зажиточных крымчан стали колесить по дорогам.

По городу с Черкесом, в Ялту - с Трепке

Очень скоро автомобили стали общественным транспортом. Потомственный почётный гражданин Симферополя Илья Черкес просил у городской управы разрешения «на устройство в столице автомобильного сообщения». В марте 1902 года после долгих обсуждений гор­управа и техническая комиссия позволили «сообщение на самокатах», но с обязательным техосмотром. Впрочем, работы у проверяющих было немного - даже к 1909 году в городе насчитывалось всего 14 авто. У каждого - свой номерной знак, его выдавали бесплатно на год. Установили и таксу за проезд от дома Христофорова (сейчас площадь Куйбышева) до дома Бухштаба (угол проспекта Кирова и Екатерининской) - 5 копеек (на пролётке с лошадью было дороже - 40 копеек). От центра до вокзала - 10 копеек.
К слову, столько же стоила кварта (кружка в 1,2 литра) молока.
Появлению междугородних автоперевозок полуостров обязан одесситу - в 1904 году Вальдемар-Георг Трепке получил патент на перевозку пассажиров по маршрутам Севастополь - Симферополь, Севастополь - Ялта, Алушта - Симферополь. Ездили по мере необходимости и долго - скорость передвижения ограничили 15 верстами в час (верста - 1,0668 км). Через пару лет появилось регулярное автосообщение между Симферополем и Евпаторией. Первым перевозчиком стал купец Сеферов, приобретя право на частный извоз по маршруту. «Билет» пассажиру обходился в 6 рублей - почти 5 килограммов осетрины. Вдвое меньше стоила поездка из Симферополя в Карасубазар (Белогорск) на автобусе - двенадцатиместный начал регулярно курсировать между населёнными пунктами в 1909 году.
Вместе с регулярными перевозками возникла необходимость в месте отбытия-прибытия. Появилась в Симферополе автостанция. Находилась в районе нынешней автобусной остановки в центре у бывшего универмага. На самом видном месте - прейскурант: в 1911 году отсюда можно было уехать на автомобиле в Евпаторию за 4-5 рублей, в Алушту за 4, в Ялту за 5-6 рублей, за багаж платили 50 копеек с пуда (16,38 кг).
В начале I Мировой войны, когда подорожало топливо, стоимость билетов увеличилась вдвое.
В 1912 году рядом с автостанцией в своеобразном треугольнике, образованном улицами Салгирной (проспект Кирова), Греческой (улица Одесская) и переулком Еврейским (переулок Степана Урадова, практически не сохранился), построили трёхэтажный торговый центр - пассаж Анджело. Ожидая своего рейса, пассажиры с удовольствием прогуливались по его магазинам, дивясь фигурам атлантов и кариатид, ажурным фонарям и небольшому бассейну с золотыми рыбками - внутри. На фасаде здания - огромная голова сфинкса из цветного камня. После 1920-го сфинкс стал охранять автостанцию Союзтранса, переведённую в пассаж, здесь же вскоре разместились туристическое бюро - акционерное общество «Крымкурсо», кооператив «Крымский шофёр». Нынешний автовокзал в Симферополе появился 25 января 1960 года - ежедневно осуществлялось до 300 рейсов во многие уголки Крыма и Союза.
Но это всё случится значительно позже, а пока в губернском центре разрабатывали правила дорожного движения и думали о налоге с владельцев транспортных средств. Правила утвердили весной 1908 года, десять пунктов, в том числе - ограничение скорости до 5 вёрст в час (верста - 1,07 км), запрет «езды в перегонки», допуск к управлению лишь выдержавших специальное испытание. Зимой ввели и налог: бюджетная комиссия Симферопольской гордумы установила сбор в пользу города по 1 рублю в год с каждого велосипеда (этот транспорт тоже стал модным) и «с каждой силы автоматических экипажей», двигающихся по улицам города. Не знаем, сколько было велосипедов, но машин было всего 14, мощность двигателя до 15 сил, так что в казну поступало максимум 210 рублей. Зато никакой загазованности и пробок тогда в помине не было, и рост цен на бензин крымчан интересовал мало.


Фото с сайта www.simfion.ru

Наталья ПУПКОВА.